Развитие мотопехоты Германии

дата: 7-05-2011, 12:13 просмотров: раздел: Армия Вермахта
Солдат, «защищенный» лишь своей униформой, по мысли сторонников танков, не может противостоять танкам, учитывая высокую плотность огня. По их мысли будущее было за танками - бронированными орудийными платформами на гусеничном ходу. Прорыв линии фронта и дальнейшее наступление должно было проводиться лишь гигантскими танковыми формированиями. Другие, в первую очередь сэр Безил Лиддл-Харт и Хайни Гулериан видели, как важно наладить согласованные действия пехоты и танков, а также артиллерии, саперов и разведки. Лишь благодаря такой согласованности боевые части могли быстро развить первоначальный успех, быстро выйти на оперативный простор и эффективно противодействовать усилиям противника. Более того. Гудериан выступал за создание мотопехоты еще до того, как понял важность танков. В 1922 году его назначили служить в Департамент мотопехоты при Инспекторате моторизованных войск. Об этом периоде своей жизни Гудериан позже писал: «Моя работа дала мне много знании, которые очень пригодились мне потом. Прежде всего мне помогла идея генерала фон Чишвица, Предложившей) транспортировать пехоту при помощи автотранспорта. Мы провели небольшие учения с использованием мотопехоты, результаты которых оказались весьма многообещающими». Из маленького семечка вырастает большое дерево.

Развитие мотопехоты Германии

Фельдфебель и рядовые сфотографированы во время учений, предшествовавших нападению на Францию, 1940 г. Мотопехота редко вела бой непосредственно из бронетранспортеров. Как правило гренадеры спешивались и действовали как обычная пехота, чему и обучались на учениях


Идея использовать автотранспорт для переброски пехоты со временем развилась в идею использования танков. Гудериан вспоминал: «Во время Первой мировой войны мы очень часто использовали автомашины для перевозки пехоты. Перевозка обычно проходила позади стабильной линии фронта и никогда не использовалась непосредственно для наступления. Теперь Германия полностью беззащитна (по условиям Версальского договора немецкая армия не должна была превышать 100000 человек, при этом рейхсвер не имел права иметь на вооружении танки и тяжелую артиллерию), поэтому невозможно представить, что будущая война будет столь же позиционной, как и прежняя. В случае войны нас спасет только мобильная оборона. Чтобы обеспечить мобильность, нам придется использовать автотранспорт. С другой стороны автомашины должны быть достаточно защищены, чтобы действовать в фронтовой зоне, единственное удовлетворительное решение этой задачи - использование бронетехники. Мы уже несколько раз испытывали прототипы бронемашин. Во время испытаний я познакомился с лейтенантом Фолькхаймом, который владел детальной информацией об опыте использования бронетехники в Германии. Кроме того, он располагал многочисленными данными о бронетехнике Антанты». Такое предисловие Гудериан написал для работы трех английских офицеров: Фаллера, Мартеля и Лиддл-Харта - где рассматривалось возможное использование танков. Однако Гудериан не зацикливался на одних танках. В его планах мотопехоте отводилась не менее значимая роль. Немецкий генерал писал: «От англичан я узнал о концентрации танков. Именно Лиддл-Харт первым дошел до мысли использовать танки для глубоких рейдов по тылам противника. Кроме того, ему принадлежит идея использовать вместе с танками мотопехоту. Все эти идеи оказали на меня глубокое впечатление. Я попробовал применить их к условиям Германии». В это время в немецкой армии рассматривалось предложение использовать мотопехоту без танков. Подполковник фон Браухич, будущий главнокомандующий немецкой армии в период с 1938 по 1941 год, горячо поддержал эту идею. Зимой 1923/24 года он организовал маневры, в которых отрабатывал взаимодействие мотопехоты и авиации. Многие понимали, что колесный и гусеничный транспорт обладает неоспоримыми преимуществами перед конной тягой. Посаженная на грузовики пехота уже не зависела от скорости пешего передвижения и могла не заботится о линиях полвоза фуража (обычно считалось, что фураж можно подвозить на расстояния до 100 км от ближайшей железнодорожной станции). Двигатели давали свободу маневра. Теперь пехота могла быстро преодолеть сотню километров и попасть в самую гущу боя. Требовалось лишь найти достаточное количество автотранспорта и бензина, а также организовать ремонтную службу. Задачи мотопехоты были поставлены еще пионерами бронетехники. К началу войны задачи уже были четко сформулированы, а первые годы войны позволили заложить основание принципам совместного действия танков и пехоты. Тактика описывалась во многих руководствах и учебных пособиях того времени. Например, в HDv967 (Устав полевой службы) от 16 июня 1944 года говорилось: «Танковый полк - сердце танковой дивизии. Полк атакует врата, используя построение клином. Другие рода войск помогают танкам в наступлении и. используя успех танкового клина, сами продвигаются вперед Танки не могут полностью овладеть занятой территорией, поэтому рассеянные группы противника могут объединиться и продолжить сопротивление. Гренадерский полк следует за танками и содействует танкам второго эшелона. Задача гренадер - уничтожить остатки войск противника, а также охранять тыл и линии снабжения. Гренадеры удерживают территорию, занятую танками. Если движение танков затруднено условиями местности, гренадеры выдвигаются вперед. Это происходит в следующих случаях: а) форсирование рек; б) наступление в лесу, по болоту или но другой непроезжей территории; в) преодоление минных полей, противотанковых
рвов и других противотанковых заграждений; г) прорыв через хорошо налаженную противотанковую оборону противника. При этом танки поддерживают наступление гренадер огнем. После того, как преграда устранена, танки снова выдвигаются впереди наступление продолжается. Тесное взаимодействие танков и гренадер часто может быть нарушено тактической ситуацией. Например, при наступлении через лес в условиях ожесточенного сопротивления противника, при контратаке противника или в других критических ситуациях. Однако чем крепче оборона противника, тем теснее должно быть взаимодействие танков и мотопехоты. Танки и мотопехота взаимно дополняют друг друга. Ниже приведены слабые и сильные стороны этих двух родов войск.

Развитие мотопехоты Германии

Согласно германской тактике, пулеметы были основой огневой мощи подразделения. Простые стрелки должны были помогать пулеметному расчету и прикрывать его. Пулемет MG 34 использовался на простых сошках или монтировался на станке, что позволяло улучшить точность и дальность огня


Развитие мотопехоты Германии

Мотопехота во время французской кампании. Обратите внимание, что унтер-офицер на заднем плане носит старую каску образца 1916 г.


Сильные стороны танков

Зашита от пуль и осколков. Воздействие на боевой дух противника. Постоянная готовность открыть огонь. Скорость наступления.

Слабые стороны танков

Танки глухи и почти слепы. Подвержены действию противотанкового оружия. Танки представляют собой хорошую мишень и не могут сразу выйти из-под огня. Танки не могут стрелять с закрытых позиций. Перемещение танков зависит от условий местности. Плохие условия ограничивают использование танков.

Слабые стороны мотопехоты

Нет зашиты. Плохая оснащенность противотанковым оружием. Недостаточная скорость наступления.

Сильные стороны мотопехоты

Пехота все видит и слышит. Пехота может легко укрыться и быстро выйти из-под обстрела. Пехота оснащена минометами. Пехота может действовать на любой местности. Взаимодействие танков и мотопехоты происходит по следующим правилам: танки уничтожают танки и другое тяжелое вооружение противника. Мотопехота обнаруживает и уничтожает замаскированные противотанковые мушки противника. Мотопехота не допускает использования противником ручного противотанкового оружия. Под прикрытием танков мотопехота занимает позиции противника. Взаимодействие жизненно важно! На благоприятной местности танки наступают от одною прикрытия до другого, поддерживая огнем следующую за ними мотопехоту. В лесу гренадеры выдвигаются вперед. Если наступающие войска наткнулись на организованную противотанковую оборону противника, ганки открывают по противнику огонь. Если местность позволяет провести лобовую атаку, гренадеры атакуют противника. Поскольку противник сосредотачивает огонь по танкам, гренадеры должны спешится и атаковать позиции противника в пешем порядке. Если огонь противника слабый или имеется второй эшелон танков, который оказывает огневую поддержку, то гренадеры могут продолжить наступление на броне танков. Гренадеры на бронетранспортерах держатся позади танков первого эшелона. При необходимости, гренадеры спешиваются и атакуют противотанковые позиции противника. Без поддержки танков гренадеры могут атаковать только в том случае, если силы противника слабы или рассеяны. Как атаковать: на бронетранспортерах или в пешем порядке зависит от многих условий. Гренадеры и танки во время боя должны находиться под общим руководством.

Развитие мотопехоты Германии

Расчет 50-мм миномета во время боя. В каждом подразделении гренадеров имелось это оружие. Второй номер расчета укладывает мину в ствол, первый же - крепко держит руками основание миномета для того чтобы при выстреле тот не отскочил в сторону и не сбил наводку


Если бой идет на тяжелой местности, то возможно формирование смешанных боевых групп.» Идеальное мотопехотное формирование в начале 30-х годов предложил командующий панцерваффе, генерал Луги. В 1936 году Лутц писал: «Моторизованная пехота, сопровождающая танки, должна проходить там, где могут пройти танки. Таким образом к мотопехоте предъявляется два требования: мобильность и защита, причем мотопехота не должна уступать танкам. Необходимы гусеничные бронетранспортеры, в противном случае мотопехота не сможет двигаться вместе с танками по пересеченной местности или под огнем противника. А моторизованная пехота, не способная действовать вместе с ганками, имеет мало боевой ценности.» Однако описанная Лутцем мотопехота в то время представляла собой мечту. Действительность же представляла собой совсем иную картину. Вот что было написано в немецком Уставе полевой службы: «Грузовые автомашины стрелковых бригад служат для транспортирования солдат, а не для использования в бою. Мотопехота выгружается из грузовиков за пределами действия артиллерии противника и выдвигается пешком на передовую.» Но даже в разгар войны лишь один гренадерский батальон из десяти был полностью оснащен бронетранспортерами. Причиной столь тяжелого положения стало недоверчивое OI ношение многих высших офицеров вермахта к танкам и мотопехоте, а также позднее развертывание вермахта, начавшееся лишь незадолго перед войной. Армия Гитлера, хотя и была боевой машиной 20-го века, однако корнями уходила глубоко в прошлое. Солдатам внушались традиции середины XIX века, когда немецкая армия была од-нон из сильнейших в Европе. Два начальника Генерального штаба кайзеровской армии: фон Мольтке и фон Шлиффен. были создателями идеи маневренной войны, в которой победа достигалась глубокими прорывами, а также окружением и уничтожением крупных группировок противника. Фон Шлиффен придумал термин Vcrnichtungsgcdankc, который можно перевести как «полное уничтожение армии противника». Причем фон Шлиффен предполагал, что полного уничтожения удастся добиться не фронтальными атаками, чреватыми тяжелейшими потерями для наступающих, а быстрыми фланговыми охватами и ударами с тыла. Армию противника предполагалось разгромить в Kesselsell lachlen - боях с окружением.

Развитие мотопехоты Германии

Бронетранспортер SdKfz 251 Ausf. А преодолевает ручей по наведенному мосту во время прорыва линии Мажино, Франция 1940г. Саперы, соорудившие мост стоят неподалеку. Полугусеничные бронетранспортеры только недавно стали поступать в мотопехотные части, но уже получили повсеместное признание и стали почти идеальным средствам транспортировки пехоты


1920-е и 30-е годы стратегия и тактика немецкой армии оставалась прежней. Идеи фон Мольтке и фон Шлиффена пользовались широкой популярностью среди немецких офицеров и вермахт был пронизан верой в необходимость победы в маневренной войне. Основной силой вермахта были пехотные дивизии с конными обозами и артиллерией на конной тяге. Танковые и мотопехотные части действовали в соответствии с нуждами пехоты. Бронечасти выступали в качестве «режущего инструмента», предназначенного для прорыва линии фронта, разгрома тактических резервов, артиллерии и, наконец, для охвата и окружения противника. Однако основная роль в войне по-прежнему отводилась пехоте, в задачу которой входило формирование кольца вокруг окруженного противника. Первое время вермахт одерживал успехи, используя старую тактику в сочетании с современным вооружением. Однако долго так продолжаться не могло, но немецкие генералы так и не поняли, что технический прогресс должен не помочь старому, а менять ею. Тем не менее, необходимость коренного изменения военной стратегии понимали как в Англии, так и в Германии. Лиддл-Харт и Гудериан видели, что использование танков может коренным образом изменить ход будущей войны. Они оба разрабатывали новую тактику, оставляя все самое ценное в прежней тактике просачивания, основанном на неожиданности и скорости. По мысли военачальников, следовало прежде всего парализовать противника, заняв дороги и разгромив штабы. Они предлагали оснастить пехоту грузовиками и бронетранспортерами, а также придать наземным войскам некоторое количество самолетов. Как уже мы говорили выше. Лиддл-Харт и Гудериан особо подчеркивали, что механизация армии позволить навсегда забыть об ограничениях, накладываемых службой снабжения и скоростью пешей ходьбы. Гудериан пошел дальне. Основываясь на теории Vcrnichlungsgcdankc. Он создал свою территорию танковой войны. Во многом Гудериан повторял фон Шлиффена, но было в его работе два совершенно новых момента. Как и фон Шлиффен, Гудериан предполагал добиться полного разгрома противника. Однако сделать это он собирался не окружением неприятеля, а уничтожением его штабов и глубокими прорывами вглубь территории противника. Основной задачей при глубоком прорыве было обеспечить защиту флангов и линий снабжения. Эту задачу Гудериан возлагал на пехоту. Таким образом, многочисленная армия выполняла хотя и важную, но вспомогательную функцию, в то время как немногочисленные танковые войска становились инструментом победы. Мысль Гудериана была настолько необычна, что немецкие генералы так никогда ее и не приняли, и тем более не воплотили. В результате Гудериан и его немногочисленные сторонники всю войну оставались на вторых ролях, а судьбы войны вершили генералы -традиционалисты, основной упор делавшие на пехоту.

Развитие мотопехоты Германии

Водные преграды всегда создавали определенные трудности атакующим частям. Немцы к таких случаях обычно использовали небольшие надувные лодки. После того как река оказывалась в тылу наступающих, саперы возводили мост, используя или понтоны, или подручные материалы


Таким образом действия Гудериана и его сторонников натолкнулись на стену непонимания. Генерал фон Тома вспоминал: «:развитие танковых войск встречало большое сопротивление со стороны высших офицеров немецкой армии: Старые генералы боялись танков, потому что не понимали принципов танковой войны и были не в состоянии использовать танки. Даже самые здравомыслящие из них относились к новой технике с настороженностью и подозрением. Мы могли бы идти вперед гораздо быстрее- если бы не сопротивление генералов». Гудериан говорил о начальнике Генштаба, генерале Беке, что «он парализует вес, где бы он не появился». О преемнике Бека на посту начальника Генштаба, генерале Гальдере. Гудериан отзывался как о «джентльмене артиллерии на конной тяге». Начальники Генштаба, в свою очередь, считали Гудериана «горячей головой» и скептически смотрели на его предложения шире использовать в армии технику. Гудериан вспоминал: «Я часто вел дискуссии о проблеме механизации армии, и очень многих мне удалось убедить в моей правоте». Для механизации армии требовалось огромное количество техники и это внушало беспокойство многим военным. слишком многие офицеры не верили в возможность воплощения этой идеи. Гудериан рассказывал об одном событии, весьма характерном для тою времени: «: Я выразил надежду, что совместными усилиями нам все-таки удастся оснастить войска достаточным количеством автотранспорта. В ответ генерал-инспектор фон Нацмер, воскликнул в ответ: «К черту вашу автотехнику! Она годится лишь для перевозки муки!».

Развитие мотопехоты Германии

Как пехота, так и гренадеры часто использовали камуфлированные плащ-палатки. Обратите внимание, что у второго солдата граната засунута в голенище сапога, что было очень распространено у немецкой пехоты


В этих условиях даже немногочисленным танковым и мотопехотным частям вермахта не хватало современного вооружения. Скудное оснащение (особенно остро не хватало полугусеничных бронетранспортеров) было обычным делом во всех частях вермахта. Гудериан писал: «Создание гусеничных шасси для родов войск, призванных сопровождать танки, никогда не продвигалось в том темпе, в каком бы это хотелось. Было ясно, что успех танков во многом зависит от возможности пехоты, артиллерии и других родов войск следовать за танками. Нам требовались легкие полугусеничные бронетранспортеры для пехоты. саперов и медицинской службы. Танковые дивизии предполагалось усилить дивизионами самоходной артиллерии и истребителей танков. Соответствующим образом мы собирались вооружить разведывательные батальоны и батальоны связи. Однако нам так и не удалось полностью укомплектовать дивизии». В 1939 году танковые дивизии располагали 2060 автомашинами. Среди них лишь немногие имели полугусеничное шасси. Единственным типом бронетранспортера, принятым на вооружение в то время, был SdKfz 251 -представлявший в то время большую редкость. Свою роковую роль сыграло и слишком поспешное развертывание вермахта, наблюдавшееся в 1933-1939 годах. Хотя Гитлера предупреждали, фюрер все равно настаивал на скорейшем увеличении численности вермахта, не обращая внимание на то. что при этом ухудшалось общее качество войск. Но мысли Гитлера большая численность сама по себе гарантировала качество. В 1933 году рейхсвер насчитывал 100000 человек и не имел танков и тяжелой артиллерии. К середине 1939 года численность вермахта достигла 730000 человек, еще 1100000 находилось в резерве, а мобилизационные планы предусматривали призыв более 3700000 человек. Таким образом, численность армии за шесть лет увеличилась в пять раз, а мобилизационные планы предусматривали десятикратное увеличение численности армии. Всю эту людскую массу следовало вооружить, экипировать и обучить - задача не из легких.

Развитие мотопехоты Германии

Немцы подбираются к советскому ДОТу, лето 1941 г. Несмотря на то, что большое количество советских дивизий было уничтожено или пленено, очаги ожесточенного сопротивления встречались очень часто


Качество подготовки личного состава при этом неизбежно страдало, и большинство немецких генералов считали, что при столь низком уровне подготовки вермахт представляет собой «затупленный меч». Необходимость вооружения большой армии заставляло немецкую оружейную промышленность работать на полную мощность. Привязанные к дорогам и лишенные брони грузовые автомобили не могли в полной мере отвечать требованиям современной войны. В сентябре 1939 года из почти 400 пехотных рот, участвовавших в нападении на Польшу, всего две или три были полностью оснащены бронетранспортерами. Учитывая все обстоятельства, можно лишь удивляться, что немецкие мотопехотные части вообще были сформированы. После начала войны ситуация не улучшилась. Нехватка бронетранспортеров оставалась столь же острой из-за боевых потерь, формирования новых частей и довольно низкого уровня производства. Так, к маю 1940 года из 80 батальонов мотопехоты лишь два располагали бронетранспортерами. К июню 1941 года ситуация немного улучшилась, но все равно, из 185 батальонов мотопехоты лишь в нескольких имелось достаточное количество SdKfz 251. В сентябре 1943 года вермахт располагал 226 батальонами мотопехоты, из которых лишь 26 были оснащены бронетранспортерами.

Развитие мотопехоты Германии

Отделение гренадеров только что закончило прочесывать поле, Франция 1940 г.


Однако несмотря на нехватку бронетранспортеров, немецкая мотопехота действовала достаточно успешно и ее роль со временем неуклонно возрастала. В начале войны мотопехота просто сопровождала танки. Устав полевой службы так определял задачу мотопехоты в первые-годы войны: «Мотопехота очищает занятую территорию от остатков войск противника; атакует фланги и тылы противника, расширяя прорыв; защищает фланги и тылы своей части». В конце войны Главнокомандование немецкой армии издало памятную записку, где говорилось: «Нет сомнения в том, что без тесного взаимодействия между гренадерами и ганками, боевая ценность танков значительно снижается. Некоторые командиры даже предпочитают потерять танки, но не бронетранспортеры». Было три причины, из-за которых значение мотопехоты пришлось оценить заново. Во-первых, всем стала ясна важность взаимодействия пехоты и танков. Во-вторых, изменился характер войны. Вместо глубоких прорывов, где нужна была скорость и огневая мощь танков, вермахт находился в глухой обороне, где выгоднее было использовать пехоту. В третьих, возникла нехватка танков - промышленность Рейха едва успевала покрывать боевые потерн, в то время как Гитлер требовал формирования все новых и новых танковых частей. В 1935 году, когда формировались первые три танковые дивизии, каждая дивизия получила по два танковых полка и насчитывала 560 танков. Мотопехота рассматривалась лишь как вспомогательная сила, поэтому в каждой дивизии имелся один двухбатальонный полк мотопехоты и один мотоциклетный батальон, объединенные в составе бригады. Однако вскоре стало ясно, что в дивизиях нарушен баланс между пехотой и танками, поэтому в новых танковых дивизиях уже было по два двухбатальонных полка мотопехоты. Такая структура дивизии стала стандартной. Вместе с тем, число танков в дивизии сократили до 400. В августе 1939 года численность танковых полков сократили еще больше, после того как из каждых четырех танковых рог одну вывели из состава дивизии и влили в состав запасных частей. Таким образом к началу сентябрьской кампании 1939 года танковая дивизия вермахта насчитывала 328 танков. Лиха беда - начало. Уже после польской кампании намаюсь формирование дивизий, где было по 240 и даже по 160 танков. Вскоре численность 160 танков стаза стандартной для дивизий панцерваффе. Гитлер требовал удвоить число танковых дивизий, и его приказ выполнили, разделив существующие дивизии пополам. Таким образом, танковые дивизии вермахта, участвовавшие в нападении на Советский Союз, состояли из одного танкового полка (два батальона общей численностью 160 танков, но шесть дивизий имели в составе три батальона) и четырех батальонов мотопехоты, а также одного батальона мотоциклистов. Таким образом, соотношение между пехотой и танками оказалось перевернутым.

Развитие мотопехоты Германии

Летом 1941 года снабжение вермахта было налажено отлично и еще можно было встретить подобную картину. Несколькими месяцами позднее немцы реквизировали все продовольствие подряд, солдаты часто сами искали себе пропитание, так как службы снабжения не могли полностью удовлетворить потребности армии


В 1942 голу немцы предприняли несколько попыток, увеличить количество танков в танковой дивизии. В частности, из состава танковой дивизии вывели мотоциклетный батальон. В то же самое время число рог в танковых батальонах увеличили с трех до четырех. Однако танков не хватало н редко какой дивизии удавалось получить в распоряжение более 200 танков. На протяжении 1944 и 1945 годов штатная численность танковых дивизий продолжала снижаться и к началу 1945 года танковая дивизия должна была располагать всего 120 танками. Сокращение числа танков привело к тому, что гренадеры стали играть очень заметную роль в обшей боеспособности дивизии. Хотя численность мотострелков в составе танковой дивизии не увеличилась, на вооружении гренадер начало поступать более тяжелое вооружение. Например, в 1939 году три батальона мотопехоты и батальон мотоциклистов располагали 110 ручными и 56 станковыми пулеметами, 36 легкими и 24 средними минометами. 8 легкими пехотными пушками и 12 37-мм зенитками. В 1944 году четыре гренадерских батальона танковой дивизии по штату должны были иметь 364 ручных и 49 станковых пулеметов, 28 средних и 16 тяжелых минометов, 12 тяжелых пехотных пушек. 40 20-мм зениток и 12 75-мм пушек. Противотанковая артиллерия (43 75-мм противотанковых пушек) была собрана в составе батальона истребителей танков, однако этот батальон всегда действовал вместе с гренадерами. Особенно заметную роль мотопехота играла в составе так называемых Kampfgnippe - боевых групп. Формирование боевых групп началось в конце 1941 - начале 1942 года в тех случаях, когда для выполнения боевой задачи сил мотопехотного батальона было недостаточно. Обычно в состав боевой группы входил батальон гренадер, усиленный танковым батальоном и дивизионом артиллерии. Боевые группы хорошо показали себя и с каждым годом их использовали все шире и шире. В 1943 году уставы уже предписывали объединять лучшие части дивизии в составе боевых групп, для обороны или контрнаступления. Panzerkampfgruppe обычно состояла из танкового батальона (40-60 машин), одного батальона мотопехоты (50-80 бронетранспортеров), одного дивизиона самоходной артиллерии (самоходные пушки типа «Wespe») и саперной роты. Иногда на базе разведывательного батальона формировалась вторая боевая группа, однако она уже действовала без артиллерии и почти без танков. Боевые группы идеально подходили для нужд вермахта во второй половине войны, что объяснялось нехваткой танков и оборонительным характером боев. Использование бронетехники и артиллерии позволяло боевым группам проводить эффективные контратаки. В марте 1945 года танковые лини чип подверглись очередной реорганизации и фактически превратились в боевые группы. Танковая дивизия образца 1945 года состояла из одного танкового батальона (54 ганка), батальона самоходных истребителей танков, батальона мотопехоты на бронетранспортерах и четырех батальонов мотопехоты. Танковый полк теперь состояли из танкового батальона и батальона мотопехоты на бронетранспортерах.

Развитие мотопехоты Германии

Победы доставались нелегко. Группа раненых гренадеров эвакуируется в тыл


Вместе с тем шло формирование мотопехотных (гренадерских) дивизий. Первые четыре дивизии сформировали в 1937 году. Дивизии состояли из трех полков мотопехоты (по четыре батальона в каждом полку), а также разведывательного батальона, артиллерии и вспомогательных служб. После сентябрьской кампании численность мотопехотных полков сократили до трех батальонов. Боевой опыт показал, что хотя мотопехотные дивизии практически не имели бронетранспортеров, они оказались очень эффективны и в 1941 году число мотопехотных дивизий возросло до 13 (из них 3 дивизии входили в состав Waffen-SS). Было сформировано два отдельных мотопехотных полка (один из которых - из Waflen-SS) и две мотострелковые бригады (одна - Waffen-SS). К концу 1943 года вермахт располагал 23 гренадерскими дивизиями, 12 из которых были армейскими, а 11 - Waffen-SS (вскоре семь эсэсовских и одна армейская мотопехотные дивизии были переформированы в танковые). В 1941 году немцы снова продемонстрировали успешное использование мотопехоты в сочетании с танками. Например, рота штурмовой артиллерии, действовавшая в составе мотопехотного полка «Великая Германия», значительно повышала боеспособность всего полка. Учтя этот опыт, к 1942 году мотопехотные дивизии вермахта, выбранные для наступления на южном участке фронта, получили танковый батальон (45 танков, главным образом PzKpfw III). К 1943 году танковый батальон имелся в составе всех мотопехотных (гренадерских) дивизий. Однако часто случалось, что вместо танков в мотопехотные дивизии направляли штурмовую артиллерию. Гренадерская дивизия образца 1944 года также располагала танковым батальоном, насчитывавшим 42 танка или штурмовых орудия. Гренадерские дивизии люфтваффе и СС, формирование которых началось в 1942 году, располагали значительно большим числом танков, чем армейские дивизии. 1-я, 2-я, 3-я мотопехотные дивизии СС и мотопехотная дивизия люфтваффе «Hermann Goering» фактически представляли собой полнокровные танковые дивизии. Мотопехотная дивизия «Grossdeutschland» располагала самым большим числом танков. В июле 1943 года во время битвы на Курской Дуге дивизия насчитывала 163 танка и 35 штурмовых орудий, в то время как первые три танковые дивизии СС имели в среднем по 131 танку и 35 штурмовых орудий (а армейские танковые дивизии имели в среднем всего по 73 танка). Но хотя роль мотопехотных дивизий возросла и хотя дивизии располагали танками, мотопехота по-прежнему перевозилась на грузовиках. Даже дивизия «Grossdcutschland» могла себе позволить иметь лишь один батальон мотопехоты, оснащенный бронетранспортерами. Таким образом к октябрю 1943 года из 130 батальонов мотопехоты только зри батальона (два эсэсовских и один из дивизии «Великая Германия») были полностью оснащены бронетранспортерами.

Развитие мотопехоты Германии

Колонна мотопехоты на привале. Обратите внимание на большое разнообразие техники, использовавшейся во время операции «Барбаросса». Кроме мотоциклов, танков, есть и полугусеничные тягачи SdKfz 10, и бронетранспортеры SdKfz 250 и 251. Крайний 251-й слева - машина командира взвода - вооружен 37-мм противотанковой пушкой
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Армия Вермахта
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт