Оснащение мотопехоты Вермахта

дата: 7-05-2011, 00:38 просмотров: раздел: Армия Вермахта
Скорость, гибкость и огневая мощь - вот что принималось во внимание в первую очередь при оснащении и вооружении мотопехотных дивизий. В условиях мобильной воины все зависели от всех, не было главных и второстепенных. Среди характерного вооружения гренадерских дивизий можно назвать бронетранспортеры и штурмовые орудия. Все прочие виды оружия использовались и в обычных пехотных дивизиях.

Средний бронетранспортер SdKfz 251

Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 можно считать типичным для гренадерских частей. Хогя SdKf/ 251 отлично подходил для поля боя. бронетранспортеров хронически не хватало и они представляли собой большую редкость. Как уже говорилось выше, бронетранспортеры защищали пехоту от пуль и осколков, а также обладали достаточной проходимостью, чтобы передвигаться по пересеченной местности. В 1933 году Управление вооружений выдало заказ фирме Нansa-Lloyd-Goliath из Бремена на выпуск полугусеничного тягача, способного буксировать прицеп массой до трех тонн. Прототип тягача был готов спустя год. Далее последовали новые прототипы, пока в 1938 году не появился Н kl 6. которому и было суждено стать прототипом основного полугусеничного бронетранспортера гитлеровской армии.

Оснащение мотопехоты Вермахта

Во время движения к новому месту назначения подразделение мотопехоты сделало остановку в одной из русских деревень. Передний бронетранспортер оснащен станковым вариантам пулемета МG 34. Станок позволял вести точный огонь на дальние дистанции


Оснащение мотопехоты Вермахта

Дорожные пробки были обычным явлением на время наступлений. Отступающие русские уничтожали за собой большинство мостов, а те что оставались, не могли выдержать веса танков. Обратите внимание на наблюдателя стоящего на танке Panzer IV Ausf. F2. Несмотря на то что советская авиация понесла большие потери, воздушный воздушный налет мог быть произведен в любую минуту


Оснащение мотопехоты Вермахта

Подбитый Т-34 обр. 1943 служит хорошей защитой пулеметчикам СС. Пулемет установлен на станке, имеет перископический прицел и дистанционное управление, позволявшее пулеметчику не высовываться и окопа во время ведения огня


Необходимость заменить колесные грузовики на полугусеничные бронетранспортеры никогда явно не осознавалась высшими офицерами вермахта. Лишь в 1938 году появились технические условия на бронетранспортер, но и они были весьма далеки от идеала. Гудериан хотел иметь совершенно новую боевую машину, которая могла бы как участвовать в бою, так и транспортировать пехоту. Вместо этого, ему предлагали едва защищенное транспортное средство, способное лишь довезти пехоту до поля боя. Компания Hanomag из Ганновера на базе трехтонного грузового шасси создала броне транспортер, способный перевозить 12 человек, включая водителя. Толщина брони составляла 12 им спереди и 8 мм с бортов, причем боевое отделение было открыто сверху. Этот бронетранспортер приняли на вооружение как nuitlerer gepanzcrtcr Mannscha Its k rail wagen (6poнетранспортер) SdKfz 251. Первые бронетранспортеры начали поступать в части весной 1939 года. В течение 1940 года в конструкцию бронетранспортера вносили незначительные изменения, что отражалось в названии машины: SdKfz 251 Ausf. A, Ausf. В и Ausf. С- В 1942 тоду название бронетранспортера сменили на mitilerer Schuctzenpanzerwagen. В 1943 году появилась окончательная модификация бронетранспортера - SdKfz 251 Ausf. D. Новый вариант бронетранспортера внешне отличался угловатым кузовом. Вообще это был упрошенный вариант бронетранспортера, более технологичный и дешевый.

Оснащение мотопехоты Вермахта

Бронетранспортер с 37-мм противотанковой пушкой на фоне горящего русского поселка. Мост через реку уничтожен. Немцам необходимо подавить все огневые точки противника в поселке заранее, так как наступающим придется переправляться на открытой местности в условиях хорошей видимости


Оснащение мотопехоты Вермахта

Немцы оказались полностью не готовыми к первой зиме в России. Многие части понесли потери из-за холодной погоды. Большей проблемой стала и маскировка пехоты на снегу. На фото - группа гренадеров, облаченных в трофейные советские зимние маскхалаты и в импровизированные накидки из постельного белья. Теплой одежды тоже не хватало, поэтому в Германии проводились кампании по сбору теплых вещей для фронта


Оснащение мотопехоты Вермахта

Пехотное подразделение ждет пока проедут бронетранспортеры. Солдаты похожи на группу оборванцев, так как используют различную трофейную и реквизированную у местного населения теплую одежду



Боевая масса SdKfz 251 достигала 8,8 тонн. Бронетранспортер вмещал 12 человек: командира машины, шофера и 10 пехотинцев-одно отделение. По шоссе бронетранспортер развивал скорость порядка 50 км/ч, а по пересеченной местности – около 40 км/ч. Лобовая броня была толщиной 14,5 мм, а бортовая - только 8 мм. Особо следует отметить конструкцию ходовой части – она была довольно сложной и вместе с тем достаточно надежной. -

SdKfz 251 обладал значительной универсальностью, его выпускали в 22 специализированных вариантах: - SdKfz 251/1 - стандартный вариант
SdKfz 251/2 - вооружен 81-мм средним минометом и 7,92-мм пулеметом, экипаж 8 человек.
SdKfz 251/3 - радиофицированный командирский бронетранспортер, выпускался в пяти
вариантах, зкипаж 7 человек.
SdKfz 251/4 - буксир легкой пехотной 75- мм гаубицы и подвозчик боеприпасов, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет, выпускался до 1944 года
SdKfz 251/5 - саперный бронетранспортер со специализированным оборудованием, экипаж 8 человек, вооружение 2 пулемета
SdKfz 251/6 - командный бронетранспортер для высшего генералитета
SdKfz 251 /7 1(II)- два варианта саперного бронетранспортера. экипаж 8 человек, вооружение 2 пулемета
SdKfz 251/8 I (II) -санитарный бронетранспортер, экипаж 2 человека, брал на борт 4 тяжелораненых или 10 легкораненых
SdKfz 251/9 - вооружен пушкой 7.5 cm KwK L'24, расчет 3 человека
SdKfz 251/10 - вооружен противотанковой пушкой 3,7 cm Pak. экипаж 6 человек; это была машина командира вэвода. Начиная с 1942 года вместо 37-мм пушки бронетранспортер вооружали 28-мм противотанковым ружьем. Выпуск прекращен в 1944 году
SdKfz 251/11 - укладчик телефонного кабеля, экипаж 5 человек
SdKfz 251/12 - корректировщик огня
SdKfz 251/13- бронетранспортер звуковой артиллерийской разведки
SdKfz 251/14 - звуковой дальномер
SdKfz 251/15 - визуальная разведка
SdKfe 251/16-опюмегный бронетранспортер, вооружен двумя 14-мм и одним 7-мм огнеметом
SdKfz 251/I7 -2 cm Flak 38. пулемет, экипаж 3 человека
SdKfz 251/18 - мобильный наблюдательный пункт
SdKfz 251/19 - телефонная станция
SdKfz 251 /20 - бронетранспортер инфракрасной подсветки; использовался с «Патерами», оснащенными приборами ночного видения
SdKlz 251'21 - вариант SdKfc 251/17, выпускавшийся с 1944 года
SdKft 251/22 - 7,5 cm Pak 40 L/48

Оснащение мотопехоты Вермахта

Позади камуфлированного белой краской бронетранспортера движется серый танк Panzer II, Серую бронетехнику легче было спрятать в лесу, в то время как на открытой местности она становилась в излишне заметной далее на больших дистанциях. У следующего впереди 251 отсутствуют противопылевые крылья, которые по-видимому были потеряны во время преодоления препятствий


Оснащение мотопехоты Вермахта

Еще один «зимний Фриц». Поверх сапог надеты плетеные из соломы валенки, которые часто изготовлялись местными жителями. Такая обувь хоть и защищала от мороза, но очень ограничивала мобильность солдата. Обратите внимание на овчинный шарф, повязанный поверх кепи

Оснащение мотопехоты Вермахта

Солдат в маскировочном халате раннего образца. Такие халаты были спешно пошиты в Германии с наступлением зимы

Второй номер пулеметного расчета, увешанный пулеметными лентами. Каждая лента состояла из металлических звеньев, содержала 50 патронов и могла быть соединена с другими лентами до любой необходимой длины. Солдат носит трофейную ватную стеганную куртку. За поясом - граната «толокушка» и чуть ниже - «лимонка». Обе гранаты обладали недостаточным поражающим эффектам


Оснащение мотопехоты Вермахта

Колонна мотопехоты ожидает приказов на раскисшей дороге летом 1943 г. Это подразделение из 4-й танковой дивизии, о чем говорит тактический символ на корме крайнего бронетранспортера


Тактико-технические характеристики среднего бронетранспортера SdKfz 251

Экипаж 12 человек (водитель, командир. 10 гренадер)
Вооружение 2х7,92-ММ МG 34 воя МG 42. 2 автомата, 6-8 винтовок
Бронирование лоб 14,5 мм. борта 8 мм. корма 8 мм. пол 6 мм
Масса 8900 кг
Габариты длина 5,80 м, ширина 2.10 м, высота 2,10 м
Двигатель Maybach HL 42 TURKM, 6 цилиндровый, жидкостного охлаждения, 100 л.с.
Скорость по шоссе 52 км/ч
Запас хода по шоссе 320 км, по пересеченной местности 175 км
Выпущено примерно 16000 штук всех модификаций и типов
Кроме того, было выпущено небольшое количество SdKfz 251. способных нести три 280- мм фугасных или три 320-мм зажигательных ракет вместе с направляющими.

Легкий бронетранспортер

История создания SdKfz 250 во многом напоминает историю SdKfz 251. В 1933 году Управление вооружений заказало у фирмы Dcmag полугусеничный тягач, способный буксировать одну тонну. В 1935 году появился прототип, а в 1939 году тягач направили в серию как leichter Zugkraflwagen 11 SdKfz 10, Вместе с тем кто-то предложил сделать на базе однотонного тягача бронетранспортер похожий на SdKfz 251. но более легкий. Действительно, армии требовалась машина, похожая на SdKfz 251. но меньшей массы. Были созданы три бронетранспортера: подвозчик боеприпасов SdKfz 252, наблюдатель-корректировщик SdKfz 253 н легкий бронетранспортер SdKfz 250. Однако в 1941 голу выпуск SdKfz 252 и SdKfz 253 прекратили, сконцентрировавшись на выпуске SdKfz 250. SdKfz 250 мог принимать на борт пехотную секцию (6 человек, включая водителя) и использовался для разведки. Из-за того, что вместимость SdKfz 250 была меньше, для оснащения разведывательного батальона требовалось большее количество бронетранспортеров. Прототип SdKfz 250 внешне походил на SdKfz 251, и после усиленных испытаний в 1941 году SdKfz 250 пошел в крупную серию как leichter gepanzcrter Mannschanskraftwagen, а в 1942 году название сменили на leichter Schuetzenpanzerwagen. В 1943 году начали выпуск SdKfz 250 с угловатым кузовом, как у SdKfz 251 Ausf. D.
SdKfz 250 мог перевозить 6 человек, весил 5380-5600 кг и выпускался в 12 официальных вариантах.
SdKfz 250/1 - легкий бронетранспортер
SdKfz 250/2 - укладчик полевого телефонного кабеля
SdKfz 250/3 - радиофицированный командирский бронетранспортер; существовало 4 типа радиостанций, экипаж 4 человека
SdKfz 250/4 - наблюдатель-корректировщик огня штурмовой артиллерии, заменил SdKfz 253
SdKfz 250/5 (I и II) - артиллерийский корректировщик огня
SdKfz 250/6 - подвозчик боеприпасов, заменил SdKfz 252
SdKfz 250/7 - вооружен 81 -мм мннометром
SdKfz 250/8 - вооружен 7.5 cm KwK 37 L/24
SdKfz 250/9 - вооружен 2 cm KwK 38 L/55
SdKfz 250/10-вооружен 3.7cm Рак, машина командира взвода
SdKfz 250/11 - вооружен противотанковым ружьем 2,8 cm sPz В 41
SdKfz 250/12 - артиллерийский наблюдатель. Кроме того, существовало несколько неофициальных варианта, несущих различное вооружение.

Тактико-технические данные легкого бронетранспортера SdKfz 250

Экипаж 6 человек (водитель и 5 гренадер)
Вооружение 1х7.92-мм МО 34 или MG 42, 1 автомат, 3-4 винтовки
Броня лоб 12 мм. борг 7 мм. корма 7 мм. пол 6 мм
Масса 5700 кг
Габариты длина 4560 мм, ширина 1980 мм, высота 1950 мм
Двигатель Maybach HL 42 TRKM. 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения. 100 л.с. Скорость по шоссе 65 км/ч
Запас хода ПО шоссе 350 км. по пересеченной местности 200 км
Выпуск около 7500 единиц

Оснащение мотопехоты Вермахта

Два гренадера СС ведут огонь из чешского пулемета ZB 26


Штурмовые орудия

В 1936 году в результате ожесточенных споров между стороннками пехоты и танков Управление вооружений приказало создать бронированную артиллерийскую установку, вооруженную пушкой 7,5 cm KwK L/24, предназначенную для танков PzKpfw IV Krupp отвечал за вооружение, a Daimler-Benz за шасси и надстройку. В течение следующего года появились пять прототипов, построенных на базе шасси танка PzKpfw III Ausf. F. Прототипы несли 75-мм пушку, установленную в низкой, неподвижной надстройке. Машину направили в серийное производство под обозначением gepanzerte Selbstfahrlafctte fuer Sturmgcschiietz 7.5 cm Kanone Ausf. A, SdKfz 142 (SluG III Ausf. А). Штурмовое орудие обладало низким силуэтом и достаточно толстой броней. При этом машина была достаточно дешевой в производстве и хорошо показала себя во время боев 1940 года (во французской кампании участвовали четыре батареи штурмовых орудий). При массе 22 тонны, StuG III Ausf. А развивал по шоссе до 40 км/ч. Толщина лобовой брони достигала 50 мм, экипаж состоял из четырех человек. Со временем появились другие модификации штурмового орудия: Ausf. В. С, О и В. Однако в 1941 году немцам пришлось столкнуться с советскими танками КВ-1 и Т-34, которые были практически неуязвимы для немецких пушек. В спешном порядке была подготовлена модификация SluG III Ausf. F, вооруженная длинноствольной пушкой StuK 40 L/48 (Slurmgeschuelz-Kanone), и оснащенная более толстой броней. Снаряды этой пушки обладали высокой пробивной епособноегью, что в сочетании с низким силуэтом превращало штурмовое орудие в грозного истребителя танков. SluG III Ausf. F появился на Восточном фронте в начале 1942 года.

Оснащение мотопехоты Вермахта

Мотопехота выдвигается па передовую, весна 1941


С другой стороны машиноствольная пушка больше подходила для борьбы с танками и к весне 1944 года на счету немецкой штурмовой артиллерии было 20000 танков противника). Поэтому на базе StuCJ III Ausf. F была создана новая машина, вооруженная 105-мм полевой гаубицей - Sturmhaubilze 42 (StuH 42). В начале 1943 года в серию пошла StuG III Ausf. G. Выпуск StuG 111 Ausf. G продолжался до конца войны, при этом в конструкцию машины вносились некоторые изменения. Наиболее заметной особенностью штурмовых орудий поздних выпусков была новая маска пушки типа Saukopf (свиное рыло), а также циммеритовое (Zimmcril) покрытие, защищавшее от магнитных мин и кумулятивных снарядов. Лишь небольшое количество мотопехотных батальонов вермахта располагало бронетранспортерами. Все благополучно обстояло лишь с нацистской пропагандой, и как положено успешной пропаганде, история обрастала легендами. Концепция прорыва линии фронта при помощи бронетранспортеров была красивой, но очень далекой от действительности Большинство батальонов оснащались простыми грузовиками и поэтому должны были идти в атаку в пешем порядке. Вместо того, чтобы врываться на бронетранспортерах в самую середину позиций противника, гренадеры спешивались в прифронтовой зоне и формировали пешую линию и ШЛИ в атаку как обычная пехота. Но даже в гаком виде гренадеры обладали достаточной мобильностью и играли важную роль в судьбах войны.

Оснащение мотопехоты Вермахта

Майор Гуентин из 6-й танковой дивизии дает указания одному из своих подчиненных офицеров. Майор находится в бронемашине SdKfz 247. Офицеры носят камуфлированные куртки без знаков различия.


Оснащение мотопехоты Вермахта

Офицеры из 6-й танковой дивизии сверяют свое положение по карте. Ближайший к нам одет в серую униформу самоходчика, офицер справа носит брюки Люфтваффе с большим накладным карманом. Обратите внимание, что черные пилотки имеют серебряный кант


Следовало сразу понять, что гренадеры сами по себе не могли выжрать войны. Лишь вместе с танками получали они наступательный потенциал. Причем не следует говорить, что мотопехота имеет лишь тактическое значение, которое очевидно. Часто гренадеры решали ход войны на стратегическом уровне, особенно действуя в обороне. Поэтому мы не будем говорить ни о крупномасштабных наступательных операциях, решавших исход кампаний, ни о ожесточенных штурмовках, обеспечивавших успех. Мы остановимся на повседневной службе гренадерских частей танковых дивизий, солдаты которых шли в бой пешком, неприкрытые броней. Мы покажем (гренадер как в обороне, так и в нападении, хотя, строго говоря, невозможно строго определить бон как наступательный или оборонительный. Во время любого оборонительного боя наступают моменты, когда приходится переходить в контратаку, также во время любой атаки приходится занимать оборону. Ниже мы расскажем о действиях гренадерской дивизии «Das Reich» в операции «Тайфун» -наступлении на Москву осенью 1941 года. Здесь гренадеры главным обрачом наступали. Далее мы расскажем об участии гренадер из дивизии «Hitlerjugend» в оборонительных боях на территории Нормандии летом 1944 года. В третьей части книги будет рассказано о том. как тактический успех батальона гренадер удалось развить в стратегическую победу, благодаря удаче и решительности. В четвертой, заключительной части книги рассказывается о дивизии «Brandenburg» из танкового корпуса «Grossdeulscliland», чьи действия в обороне оказались последним заметным успехом вермахта во Второй мировой войне.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Армия Вермахта
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт