САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ВЕРМАХТА

дата: 31-01-2011, 12:50 просмотров: раздел: Армия Вермахта
В 1935 году генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал свои замечания по взаимодействию танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. В них он предлагал придать каждой пехотной дивизии по дивизиону самоходных установок поддержки, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Замечания были приняты и оценены, однако никаких САУ в то время Германия еще не имела. Главным отличием стало использование новой базы — шасси танка PzKplw III Ausf E/F, более мошной силовой установки — двенадцатицилиндрового двигателя Maybach HL 120 TR, мощностью 300 л.с. И более толстой брони — до 50 мм в лобовой части. Четыре батареи таких штурмовых орудий приняли участие в боевых действиях во Франции и получили положительный отзыв со стороны командования и рядового состава вермахта. И вскоре на фирме «Алкетт» (Alkeit), которая выделялась как генеральный изготовитель самоходно-артиллерийских систем вермахта, началось их массовое производство. До конца 1941 года SUiG III производились здесь в модификациях В — Е. вооруженные тем же 75-мм короткоствольным орудием SiuK L/24. Боекомплект орудий составлял 44 выстрела. Оборонительного пулемета данные САУ, как правило, не имели (пулемет в лучшем случае перевозился внутри боевого отделения). Бои на территории Советского Союза показали слабость этих машин, поскольку штурмовым орудиям чаще приходилось иметь дело с советскими танками, против которых короткоствольное орудие было недостаточно эффективно. Кроме того, отсутствие оборонительного пулемета приводило к тому, ЧТО эти самоходные орудия (называемые у нас «Артштурм») оказывались почти беспомощными и в ближнем бою с пехотными подразделениями. 28 сентября 1941 года Гитлер потребовал увеличения мощности вооружения танков и самоходных орудий вермахта. Для этого в боекомплект всех SliiG III с зимы 1941-42 гола были включены кумулятивные снаряды, но кардинально ЭТО вопроса не решало. Фирма «Kpyппи» (Knipp) в марте 1941 г. предлагала вооружить SluG III новыми 75-мм пушками с длиной ствола 53, а позднее и 36 калибров, однако орудия «НА пошли». Лишь несколько SttiG III Ausf F. (или Aгsf С) получили 40-калиберную пушку — SiuK lang L/40. По разным источникам их было изготовлено от 5 до 17 экземпляров. Но к зиме 1941 года конкурент Крупна — фирма «Рейнмегалл-Борсиг»(Rheinnietall-Borsig) наконец выдала свое длинноствольное орудие «Капоп 44» (войсковое обозначение SiuK 40) L/43, обладавшее лучшими баллистическими характеристиками, которое в рекордно короткий срок было размешено в несколько измененной рубке SluG III Ausf E. Серийное производство новых SluG III, получивших название AгsfF началось уже и феврале 1942 года. Они вооружались 75-мм пушкой SiuK 40 с длиной ствола 43 калибра, имели съемный оборонительный пулемет, располагавшийся открыто на крыше боевого отделения и весили 21.6 т. Выпустив примерно 120 экземпляров SluG III AusfF. немцы еще раз модернизировали ее. Ствол орудия удлинился до 48 калибров, увеличился до 56 выстрелов его боекомплект. Также была упрошена технология изготовления рубки, усилена до 80 мм лобовая броня, появились командирская башенка и бронешиток у оборонительного пулемета, в результате чего боевой вес вырос до 23.9 т. В гаком виде SiuG III, получившая наименование «7,5 ст Siurmgescritil/. 40, Ausf О (SdKfz I42/0», выпускалась почти без изменений до конца войны (добавилась только разновидность с орудийной маской типа «свиная голова»). С длинноствольным орудием SluG lll/SitiG 40 оказались более пригодными в качестве истребителей танков. В то же время их ценность в качестве САУ поддержки резко упала. Поэтому в 1942 г. появляется М5-ММ самоходная штурмовая гаубица на базе ходовой части и бронировки SluG 40 В боевой рубке САУ монтировалась легкая Ю5-мм гаубица SmH 42 I/3K (вариант полевой гаубицы FN IS, переделанный для установки на танк, или штурмовое орудие), оснащенная двухкамерным дульным тормозом (впрочем, некоторое количество таких САУ дульного тормоза не имели). Эта машина получила название «10,5 ст-Snirmhaubiiw 42, SdKfz 142/2. Осенью 1943 года у SiuG 40 появился еще один родственник — SiuG IV, увидевший свет в результате удачной компиляции бронированного боевого отделения SluG III и ходовой части P/Kpfw IV, Машина была разработана и производилась серийно фирмой «Крупп» пол наименованием «7.5 cm-Slurmgesclmtz IV, SdKfz 163». По основным тактико-техническим Характеристикам она была почти идентична Siurmgeschuiz40, AusfG и в 1944 году ее производство было ограничено ввиду освоения на фирме «Крупп» новой противотанковой САУ - «Jagdpanzеr IV». Инициатором создания нового штурмового ганка выступил доктор Ф. Порше, занимавший до 1944 г. пост председатели танковой комиссии» рейхсминистерства вооружении и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы новой САУ шасси основного танка PzKpfw III и смонтировать на нем 15-см пехотную гаубицу SIG 33 в полностью забронированной боевой рубке подобно тому, как это было сделано в штурмовом орудии SluG III. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но под давлением Ф. Тогда фирма «Алкетт» зимой 1941-42 гг. взялась изготовить прототип такой САУ. Машина, созданная здесь, несколько отличалась 01 эскизного проекта Ф. Порше, но еще более она отличалась от всех подобных САУ. производимых до нее. При боевой массе в 21 тонну она имела полностью бронированную боевую рубку с лобовой броней 50-мм (впоследствии усиленной до 7О-мм), несла оборонительный пулемет в шаровой установке и перевозила боекомплект в 30 выстрелом. В отличие от распространенного мнении, что в качестве базы для создания этих артсамоходов использовались шасси SluG HI, они были созданы на базе ходовой части линейною P/Kpfw III Ausf II. Контрактом, заключенным Управлением вооружения сухопутных войск с фирмой «Адкетт» предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из12 таких самоходных артсистем, получивших название «Suirmliifanierie- Gcschutz 33» (StulO 33), или «Siunnpanzcr 33». Но строительство велось без энтузиазма, ген более, что довольно долг им не находилось достойного применения. Вспомнили об этой артсистеме только в ходе боев за Сталинград, где некоторое количество новых штурмовых танков в составе 177 штурмового дивизиона, прекрасно расправлялись с кирпичными стенами зданий, неуязвимыми для орудий меньших калибров. Удачное бронирование САУ хорошо защищало ее экипаж от пуль и артогня советских пушек и танков. Масса положительных отзывов о действиях SlulG 33 в Сталинграде привели к тому, что в сентябре 1942 года спешным порядком взялись за изготовление еще 12 таких машин. Но и Сталинград они уже не попали и были отправлены весной 1943 г. на оснащение 22 танковой дивизии группы армий «Юг». В октябре 1942 г. Гитлер издал приказ об установке гаубицы sIG 33 на шасси танка PzKpfw IV, ставшего к этому времени основным боевым танком Германии. Новая самоходная артсистема разработанная фирмами «Алкетт«» (бронскоробка) и «Нибслунген» (Nibclimgen) (шасси) и серийно производившаяся фирмой «Дойне Айзелверке» (Deutsche Eiscnwcrkc) под названием «15 cm Suirmpaner IV, Bmmmbar (Гримм. Медведь-Ворчун), SdKf/166». изготовлялась с учетом опыта построения SlulG 33. Подобно предшественнику, ома имела полностью бронированную боевую рубку, но со скошенным лобовым листом тол шиной около 100 мм. Гаубица sIG 33 перед установкой в САУ была кардинально переработана. В частности для нее были заново спроектированы противооткатные приспособления и пуск-установка. что позволило уменьшить ее габариты, нес и отказ при сохранении основных ГГХ. Такое переделанное орудие монтировалось на САУ в шаровом яблоке лобовою листа. Вес нового штурмового танка 30 т. в то время как нес базового составлял 22 т. Но несмотря на некоторую перегружу ходовой части, общая конструкция САУ была достаточно неплохо продумана и выполнена. На первых образцах «Гризли» оборонительный пулемет устанавливался на крыше боевой рубки (подобно StuG III), но в поздним версиях курсовой MG 34 располагался уже и шаровой установке лобового листа. Поздние версии САУ отличались также более простой формой бронекоробки и усиленной ходовой частью. Первые обратим Sturmpanzer IV поступили на Восточный фронт и апреле 1941 г. и успешно применялись до окончания войны, в том числе и как истребители танков, благодаря хорошему бронированию и мощному 150-мм орудию, в боекомплекте которого (30 выстрелов) имелись осколочно-фугасные, кумулятивные н дымовые снаряды. Говоря о линии штурмовых орудий и танков, не сюит забывать цельнобронированного монстра на шасси PzKpfw VI -Tiyer I, эта 66 тонная машина, получившая название «38 cm Panzcrmorser. Siurmiiger AustE», вооруженная 380-мм мортирой (Rakeieuwcrfcr 61 L/5,4), выпускавшей реактивные снаряды на расстояние 5500 м. разработанной для нужд германского флота. До конца войны в Германии имелось IX «Штурмтитров» в разной степени готовности (из которых полностью собрали по меньшей мере 13 шт.). Их предполагалось использовать против фортификационных сооружении и больших скоплений пажеских войск. Боекомплект машины состоял из 12-14 перевозимых ракет осколочно-фугасного, или кумулятивного действия. Кран, смонтированный на рубке, предназначался для ракет из машиноснабжения. И наконец, еще одна машина, изготовленная фирмой ВММ (бывш. Praga). которая полностью подходит под определение «штурмового танка», хотя официально и не считалась таковой. В 1944 году главной заботой специалистов фирмы стал вопрос поднятия боевых характеристик полевой самоходной артсистемы «Bison» (см. далее). В частности, для нес предполагалось изготовить полностью бронированный корпус низкого профили, чтобы САУ могла использоваться не только с закрытых позиций, но и непосредственно в боевых порядках пехоты или танковых частей. К проектированию нового аргсамохода подошли творчески, решив максимально использовать имеющиеся заделы и стандартизовать большинство узлов этой установки с узлами уже выпускаемого истребителя танков «Hctzer» (см. ниже). Однако, поскольку габариты 150-мм орудия sIG 33 оказались больше габаритов 75-мм противотанковой пушки, высота боевой рубки нового САУ была несколько увеличена. Но даже несмотря на это, артсамоход оказался компактнее «Бизона» и к тому же был прекрасно забронирован. На вооружение эта САУ была принята осенью 1944 года, но до окончания войны успели изготовим, только 24 САУ, да еще 7 переделали из ремонтных «Хетцерои». На лом история последнего немецкого штурмового танка заканчивается. Впоследствии специалисты фирмы ВММ видоизменили базу самоходного орудия, сместив двигатель вперед и увеличив таким образом боевое отделение, одновременно уменьшив высоту всей артсистемы. Данная версия «Marder III ausf M» оказалась наиболее удачной из всего семейства, что и предопределило се наибольшую живучесть. В числе первых войска получили истребитель танков. построенный на шасси опытною танка Poischc VK450I. являвшегося одним из первых прототипов тяжелого танка «Тигр». Дело в том, что серийно так и не производился, а 90 шасси, изготовленные фирмой «Нибелунгенверк» для войсковой серии, спешно по личному распоряжению Гитлера, переоборудовали на фирме «Алкстг» в противотанковые САУ, вооруженные новым 88-мм орудием РаК 43с длиной ствола в 71 калибр. Попреки расхожему мнению о СОТНЯХ подбитых на Курской нуге «Фердинандов», на начало 1945 г. в подразделениях вермахта оставалось 37 артсамоходов этого типа. Так что с осени 1942 до весны 1945 г. в боях было подбито лишь около 50 этих САУ. Имя «SncipaHT» было присвоено этому истребителю танков в 1944 г. Примерно в это же время оставшиеся САУ прошли капитальную модернизацию, устранившую их некоторые недостатки. Стремись повысить эффективность самоходных артсистем против вражеских танков, инженеры фирмы «Крупп» оснастили эту САУ одной пушкой с длиной ствола в 70 калибров, несколько усилили бронирование и увеличили боекомплект. Фирмой «Алкетт» в это время было освоено производство практически такого же истребителя танков, носящего то же название «7,5 cm — Panzer IV/70 (Л)». Но, несмотря на то же шасси и практически ту же боевую рубку, внешне машина фирмы «Алкетт» отличалась от своего «систершила». Дело в том, что в отличие от Pz IV/70(V) боевая рубка с вооружением монтировалась фирмой «Алкетт» на подбашенной коробке, что вело к некоторому увеличению высоты машины, но в то же время упрощало ее монтаж и увеличивало комфортность внутри. В целом САУ. благодаря низкому силуэту, хорошей броневой защите и мошной пушке получились удачными, но ввиду перегруженности передних опорных треков они часто выходили из строя, поэтому, как правило, здесь устанавливали колеса с внутренними резиновыми бандажами (попытки применить здесь монолитные катки без бандажей признали неудачными). Боевая рубка имела бронирование толщиной до 250 мм в лобовой части. Боезапас состоял из 38 бронебойных, осколочно-фугасных снарядов. Впрочем несмотря на очень мощное вооружение эта самоходная артсистема, получившая название «12.8 cm — Jagdpanzer Jagdiiget» по отзывам воевавших на ней оказалась не столь удачной, как «Ятдлантера». Говоря о германских истребителях танков, нельзя не упомянуть еще одну очень интересную противотанковую самоходную установку, разработанную в конце 1943 года на фирме ВМM. Использовав хорошо отработанную, но немного уширенную ходовую часть легкого танка PzKpfw 38(1) и надежную 75-мм противотанковую пушку с длиной ствола в 48 калибров, инженерам фирм ВММ и «Шкода» удалось создать новую отлично забронированную малоразмерную и подвижную противотанковую артсистему. Она была принята на вооружение в 1944 году. Самоходка снискала большую популярность в войсках, а простота се производства предопределила ее долгую жизнь (в чехословацкой и швейцарской армиях она состояли на вооружении до середины 60-х годов).

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ВЕРМАХТА
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ВЕРМАХТА
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ВЕРМАХТА
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Армия Вермахта
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт