УНИФОРМА ВЕРМАХТА И ВОЙСК СC

дата: 28-01-2011, 10:42 просмотров: раздел: Армия Вермахта
УНИФОРМА ВЕРМАХТА И ВОЙСК СC Погоны рядового состава. При наличии белой окантовки арабская цифра на погоне означала номер пехотного полка, при красной окантовке — номер артиллерийского полка Буква «L» на погоне выделяла военнослужащих, проходивших службу в учебных частях, «GW« — в пехотных минометных подразделениях, а «И» — в зенитных ротах пехотных полков (при белой окантовке погонов). Система шифровки была весьма развита, но с началом войны ее применение постоянно сокращалось прежде всего в связи с упрощением и удешевлением униформы. Погоны военнослужащих унтер-офицерского состава были аналогичны погонам рядового состава и имели такую же шифровку, но снабжались дополнительно галунной обшивкой. Для обшивки использовался алюминиевый серый галун шириной 9 мм, начиная с 1944 г. применялась также шелковая тесьма светло-серого цвета. Использовавшиеся сухопутными войсками петлицы были гораздо менее информативны, чем петлицы, принятые для военнослужащих люфтваффе и войск СС. По ним можно было определить лишь род войск и категории чинов, к которым относились военнослужащие. Петлицы рядового и унтер-офицерского состава для повседневной формы одежды представляли собой выполненные в виде параллелограммов темно-зеленые суконные клапаны, на которых серебристой нитью вышивались двойные узкие катушки длиной 55 мм и шириной в узкой части 20 мм. Длина сторон клапана составляла 30-35 мм и 68-75 мм. Посередине на планках катушек имелся тонкий цветной просвет по роду войск (Waffenfarbe). В конце войны петлицы были упрощены, их ткали из серых нитей без цветных просветов и нашивали прямо на воротник. На парадных мундирах военнослужащие рядового и унтер-офицерского состава носили серебристые петлицы в виде двойных узких катушек на клапанах цветом по роду войск Петлицы обер- и штаб-офицеров также существовали в двух вариантах. На полевых куртках это были вышитые матовой серебряной или матовой алюминиевой нитью двойные катушки на темно-зеленом суконном клапане, выполненном в виде параллелограмма со сторонами 40—46 мм и 70—75 мм. Вдоль планок катушек имелись просветы цветом по роду войск. Петлицы для парадной и повседневной формы изготовленном из алого приборного сукна, золотыми нитями вышивался узор «Larisch-Siickerei». Этот узор использовался в униформе прусского пехотного полка «Alt-Larisch», а в 1900 г. он послужил в качестве образца для шитья на петлицах прусских генералов. Кроме генералов вермахта узор «Larisch-Stickcrei» украшал петлицы генералов Национальной народной армии ГДР, сейчас его можно увидеть на петлицах генералов современного бундесвера. В отличие от узора на генеральских погонах, содержавшего два фрагмента узора, на петлицах генерал-фельдмаршалов вышивались три таких фрагмента. Соответственно этому длина петлицы генерал-фельдмаршала была несколько увеличена. Военнослужащие танковых войск носили на своих черных куртках особые петлицы в виде скошенных параллелограммов из черной ткани размером 70 х 35 мм. Кант был цветом по роду войск, в центре петлицы крепилась штампованная из белого легкого металла эмблема, на которой изображался череп со скрещенными костями. Эта эмблема указывала на преемственность традиций танковых войск вермахта и «черных» гусар армии Фридриха Великого. От эсэсовской эмблемы данная эмблема отличалась отсутствием у черепа нижней челюсти. Служившие в специальных подразделениях или получившие специальную подготовку военнослужащие рядового и унтер-офицерского состава носили на правом рукаве мундира или полевой куртки так называемый знак специалиста. Тот знак представлял собой круглую нашивку диаметром 20 мм. выполненную на темно-серой ткани доя полевой куртки или на темно-зеленой ткани для парадного мундира. Первые знаки были введены еще в 1933 г. и в последующее время неоднократно изменялись и дополнялись новыми. Были установлены следующие правила ношения знаков на 1 см выше обшлага мундира или шинели, на полевых куртках и блузах - на расстоянии 11 см от края рукава. Вышивка знаков выполнялась машинным способом с использованием шелковой нити золотисто-желтого цвета. Знаки, изготавливавшиеся по индивидуальным заказам, выполнялись вручную с использованием шелковых нитей большего диаметра или золотой канители. Знаки старших специалистов снабжались окантовкой жгутиком золотисто-желтого или серебристого цвета. Исключение составляли знаки механиков-водителей и ремонтников автомобильной и бронетанковой техники: знак механика-водителя 1 класса вышивался розовой шелковой нитью и имел окантовку розовым жгутиком, такую же окантовку имели знаки ремонтников 1 класса. Наряду со знаками специалистов, предназначенными для ношения на правом рукаве, существовала и серия знаков, которые полагалось носить на левом рукаве. Это были знаки связистов, наводчиков артиллерийских орудий и многоствольных пусковых установок реактивной артиллерии, а также знаки рулевых катеров. Знаки имели форму овала с размерами 62 х 50 мм. В качестве основы использовалась ткань темно-зеленого цвета, вышивка выполнялась шелковыми нитями серебристого, матово-серого или золотисто-желтого цвета. За 20 удачных выстрелов присваивался знак без окантовки, за 40 и более — с серебристой окантовкой, за 60 — с золотой. На полевой куртке знак нашивался на расстоянии 10 см от края левого рукава или же на 3 см выше обшлага рукава мундира. На шинелях этот знак не носили. Пилотка (Feldmuize) была введена 24 марта 1934 г. первоначально для рядового и унтерофицерского составов. Она изготавливалась из сукна серо-зеленого цвета (фельдграу) и состояла из колпака, у которого задняя часть боковин была несколько ниже передней, фигурного отворачивающегося околыша и донца. На солдатской пилотке образца 1938 г. в передней части отворота пришивался суконный квадрат с черно-бело-красной имперской кокардой, огибаемый уголком из сутажа цветом по роду войск На колпаке над кокардой размещался вышитый имперский орел серебристого или светло-серого цвета. Принятая в той же 1938 г. офицерская пилотка отличалась от солдатской серебристо-алюминиевым жгутиком, нашитым по обводу донца и вырезу отворота. Поскольку пилотка оказалась весьма удобной для ношения в полевых условиях, ею пользовались и генералы. При этом цвет жгутика окантовки донца и отворотов был золотисто-желтым. Печальный для вермахта опыт зимней кампании 1941 — 1942 гг. на Восточном фронте привел к принятию 21 июля 1942 г. пилотки нового образца. Эта пилотка отличалась от прежней прежде всего тем, что отворот мог быть загнут вниз, а его концы застегивались на уровне подбородка на две форменные металлические пуговицы диаметром 12 мм. В этом положении отворот прикрывал уши, затылок и часть лица военнослужащего. В сложенном положении отворот застегивался впереди на те же две форменные пуговицы. Кокарда и вышитый серой нитью имперский орел были объединены в одну нашивку, которая пришивалась впереди к верхней части колпака. Кроме солдат и унтер-офицеров, пилотки этого образца носили офицеры и генералы. Офицерская пилотка отличалась наличием алюминиевого шнурового канта по краю донца, у генеральской пилотки шнур был золотистого цвета. Единое полевое кепи (Einheitsfeldmiitze) ввели 11 июня 1943 г. для всех родов сухопутных войск. По своей конструкции полевое кепи представпяло собой развитие пилотки образца 1942 г. и напоминало кепи горных егерей (Betgmutze). Оно шилось из той же ткани цвета фельдграу, что и полевая куртка. имело достаточно большой козырек, защищавший глаза военнослужащего от прямых-солнечных лучей. Основа козырька изготавливалась из пластмассы или специального картона и с обеих сторон обшивалась тканью. Как и у пилотки образца 1942 г., отворот кепи мог быть опущен вниз и застегнут под подбородком. Первоначально концы отворота застегивались на две пуговицы, в конце войны - на одну. Кокарда и имперский орел были выполнены в виде одной нашивки на клапане из ткани цвета фельдграу. Нашивка для офицерского кепи обычно вышивалась цветной алюминиевой нитью на темно-зеленом сукне. В отличие от пуговиц цвета фельдграу солдатских кепи, на офицерских кепи они были металлическими алюминиевого цвета, а по краю донца кепи вшивался алюминиевый шнуровой кант. Пуговицы и кант на генеральском кепи были золотистого цвета. С черной униформой танкистов полагалось носить такое же по конструкции кепи. но сшитое из черной ткани. Кепи горных егерей отличалось несколько меньшей длиной козырька и наличием светло-зеленых кантов по краю донца. Кроме того, на левом отвороте обычно крепилась эмблема горных егерей - стилизованный цветок эдельвейс. Созданные уже в годы войны егерские и лыжно-егерские части также носили кепи горных егерей, но на отвороте имели эмблемы своих войск — ветку из трех дубовых листьев и ветку из трех дубовых листьев с парой лыж соответственно. Защитный шлем танкистов (Schutzmiitze) был введен 12 ноября 1934 г. вместе с комплектом черного обмундирования для танковых частей. С 2 февраля 1940 г. шлем полагалось носить и механикам-водителям бронетранспортеров, а расчеты штурмовых орудий в течение некоторого времени носили такой шлем с серым беретом. Защитный шлем имел необычный для германской армии внешний вид и состоял из собственно амортизационного защитного шлема и закрепленного на нем берета черного цвета. Шлем изготавливался из фетра толщиной 15 мм или пористой резины, изнутри был снабжен шестью войлочными подушками, покрытыми клеенкой. Примерно на половине высоты шлема по окружности были равномерно распределены 6 вентиляционных отверстий. Впереди на черном берете пришивался клапан из черной ткани с вышитой на нем белыми или серебристыми нитями эмблемой, принятой для фуражек, — венок дубовых листьев с черно-бело-красной кокардой. Над клапаном крепился имперский орел. Защитный шлем образца 1934 г не пользовался особой популярностью у танкистов, вместо него чаще носили черную пилотку образца 1938 г. Поэтому 15 января 1941 г. ношение шлема танкистами было отменено, но он был оставлен на снабжении для экипажей танков Pz. Kpfw. 38 (t) и механиков-водителей бронетранспортеров. Впрочем, и там шлем продержался недолго, так как производство его было прекращено с января 1941 г. По имеющимся сведениям, для танкистов был разработан и в 1942 г. проходил войсковые испытания стальной шлем. В основу его конструкции был положен стандартный стальной шлем образца 1935 г., в который встроили наушники. Имелся также вариант такого шлема со съемными наушниками. Спинка кителя выполнялась с крутыми рельефами с серединным швом. Китель застегивался на 8 пуговиц, еще по 3 пуговицы имелось на каждом из двух фигурных фалдовых клапанов сзади мундира. Установленные для кителя знаки различия включали нагрудную эмблему с орлом (на правой стороне кителя на уровне второй сверху пуговицы), петлицы на воротнике, нашивки на обшлагах и погоны. Кантом цветом по роду войск снабжались все детали кителя, выполненные из темно-зеленого сукна. Нагрудный орел для офицерского кителя вышивался серебряной или блестящей алюминиевой нитью, для генеральского кителя эта нашивка изготавливалась из металла яркого золотистого цвета или вышивалась золотисто-желтой нитью. Форменный китель рядового и унтер-офицерского состава имел такой же покрой, но отличался менее высоким качеством ткани и, естественно, знаками различия. Кроме кителя, в комплект парадного офицерского обмундирования входили фуражка или каска образца 1935 г., офицерский выходной пояс образца 1937 г.. бриджи с черными кожаными сапогами, серые перчатки и сабля. Распоряжением от 21 марта 1940 г. производство кителей образца 1935 г. запретили, а уже выпущенные кители надлежало переделать в некий аналог полевого кителя, удалив для этого нашивки с обшлагов рукавов и фигурные фалдовые клапаны со спинки. Должны были использоваться только те знаки различия, которые полагалось носить на полевой форме. Для действовавших в тропиках частей каски окрашивались в оливковый или песочный цвет, иногда на свежую краску наносился песок или опилки, поскольку шероховатая поверхность также обеспечивала определенный маскирующий эффект. Впрочем, в тыловых частях каску нередко смазывали маслом, что делало поверхность каски блестящей. Эта самодеятельность строго каралась, но пресечь ее было невозможно. До войны на правой стороне шлема изображалась эмблема в виде щитка с наклоненными черно-бело-красными полосами (черная полоса была вверху), а на левой стороне — щиток черного цвета с серо-серебристым имперским орлом, стоящим на свастике. Имелся также вариант этой эмблемы, где черный щиток отсутствовал, а орел изображен непосредственно на поверхности каски. С началом войны использование этих эмблем отменили, но украшенные ими каски можно было встретить ив 1945 г. Указанным выше распоряжением устанавливалось также, что в качестве парадного кителя следовало носить офицерскую полевую куртку с кантами (Feldbuse mit VorstOBen) образца 1937 г. Эта куртка представляла собой вариант полевой куртки (Feldbluse), введенной распоряжением от 4 мая 1933 г. и несколько измененной в 1936 г. Обе куртки шились по фигуре из ткани цвета фелъдграу и были слегка приталенными. Манжеты на рукавах отсутствовали, однако имелись высокие обшлага с отворотами. Два нагрудных кармана были накладными с байтовыми складками, они застегивались трехмысковыми клапанами на пуговицу. Два боковых полуотлетных кармана большего размера также снабжались байтовыми складками и фигурным клапаном с одной пуговицей. Воротник шился из темно-зеленой ткани с синим оттенком, куртки застегивались на 5 пуговиц Обязательной принадлежностью обоих вариантов курток были петлицы, погоны с разметенной над правым нагрудным карманом нашивкой с имперским орлом, вышитым матово-алюминиевой нитью на клапане из темно-зеленой ткани. В отличие от полевой куртки, полевая куртка с кантами имела окантовку шириной 2 мм по воротнику, бортам и обшлагам цветом по роду войск. Вместо матовых серых пуговиц использовались белые (или блестящие алюминиевые). Под левым карманным клапаном была прорезь для внутренней поясной портупеи кортика. Куртка с кантами носилась с брюками навыпуск, сшитыми из ткани пепельно-серого или землисто-серого цвета с кантами цветом по роду войск С полевой курткой без кантов полагалось носить только бриджи. Обмундирование генералов отличалось от офицерского золотистыми пуговицами и шитьем нагрудного орла, петлиц и погон. Полевая куртка для рядового и унтер-офицерского состава отличалась от офицерской полевой куртки лишь худшим качеством ткани, несколько большей длиной и отсутствием отворотов на обшлагах рукавов. В ходе войны, кроме обусловленного экономическими причинами ухудшения качества ткани и постепенного изменения ее расцветки к коричневатым и оливково-зеленоватым тонам, происходило также упрощение покроя полевой куртки В этой связи примечательно, что соответствующие распоряжения выдавались непосредственно предприятиям, производившим армейское обмундирование. Так. 25 апреля 1940 г. поступило распоряжение, согласно которому вместо алюминиевой нити при вышивке знаков различия рядового и унтер-офицерского состава следовало использовать нить цвета фельдграу. В мае 1940 г. вместо темно-зеленых с синим отливом воротников на полевых куртках появились воротники, сшитые из той же ткани, что и сама куртка Погоны рядового и унтер-офицерского состава также надлежало шить из того же материала, что и куртка. С мая 1940 г. из ткани цвета фельдграу стали шить и брюки, предназначенные для ношения с полевой курткой. Распоряжением от 26 мая 1941 г. число пуговиц на куртке было увеличено до 6. Примерно в конце 1941 г. с нагрудных и боковых карманов исчезли байтовые складки, с 1943 г. клапаны карманов стали прямыми без фигурного нижнего края, их ширина на нагрудных карманах составляла 55 мм, а на боковых — 55—65 мм Тогда же длина нагрудных карманов была увеличена на 10 мм (до 160-170 мм). Поскольку имелась определенная инерция при запуске изделий нового образца в производство, а предприятия, кроме всего прочего, стремились израсходовать уже накопленные запасы ткани и отделочных материалов, в войска поступали полевые куртки как старого, так и нового образца. Если учесть, что сами военнослужащие не стремились расстаться с более качественными куртками старого образца, то становится понятным разнообразие обмундирования в пределах даже небольших подразделений. Радикальное изменение обмундирования военнослужащих сухопутных войск было сопряжено с введением 25 сентября 1944 г. новой полевой униформы цвета фельдграу-44 (сине-серый оттенок). По стилю она приближалась к английской полевой униформе и состояла из короткого кителя и брюк навыпуск. Китель имел четыре кармана - два больших нагрудных накладных без плиссировки с прямоугольными клапанами с пуговицами и два внутренних, застегивавшихся также на пуговицы. Китель застегивался на шесть пуговиц, из них две располагались на поясе шириной около 12 см. Пуговицу у воротника обычно не застегивали. В низ стана были вшиты крючки для поддержки поясного ремня. Брюки также из ткани цвета фельдграу имели передние скошенные прорезные карманы на пуговице Брюки носили со иигурованными ботинками с низкими обмотками или гетрами с ремешками. Поскольку униформа образца 1944 г. была введена также в люфтваффе и войсках СС то ее можно назвать первой униформой вермахта. Шинель являлась основным предметом зимнего обмундирования во всех родах сухопутных войск. Ее шили из сукна цвета фельдграу, по конструкции шинель была двубортной с матово-серыми металлическими пуговицами диаметром 21 мм по борту. Боковые карманы полукосые, прорезные, закрываемые клапанами. Воротник шинели первоначально шился из ткани темно-зеленого цвета, с 1940 г. — из того же сукна, что и сама шинель. С 1942 г. ширина воротника доходила до 125 мм, его снабдили специальным хлястиком и пуговицей, которые соединяли концы воротника в поднятом положении. Рукава шириной 160 мм снабжались обшлагами, обшлага офицерских шинелей были увеличены до 230 мм. во избежание отворачивания они фиксировались у швов. На талии сзади имелись два полухлястика, застегивающихся на две пуговицы. Низ шинели отстрачивался таким образом, что расстояние от него до пола составляло 350—380 мм, были отстрочены также край воротника и борта. В таком варианте шинель весила примерно 2,1 кг. однако ее образцы, усовершенствованные на основе опыта зимней кампании 1941 — 1942 гг. на Восточном фронте, были гораздо более тяжелыми. Прежде всего, длину шинели увеличили на 150-180 мм, иногда - за счет пристроченных к полам полос сукна. Некоторые варианты шинели снабжали пристежным суконным капюшоном, была утеплена подкладка, к ней можно было пристегнуть меховой жилет. Наиболее солидный вид имела утепленная караульная шинель Кроме теплой подкладки, ее снабдили большими полукруглыми кожаными клапанами, нашитыми от проймы рукавов к середине груди. Офицерские шинели, отличавшиеся ранее только лучшим качеством и голубоватым оттенком сукна, нередко снабжались меховым воротником Генеральские шинели обычно шились по фигуре из того же сукна цвета фельдграу с голубоватым оттенком, что и офицерские шинели. Лацканы генеральских шинелей были обшиты сукном, а пуговицы имели золотисто-желтый цвет. Ношение каких-либо других знаков различия. кроме погон, на шинелях не предусматривалось. К началу создания первых подразделений штурмовой артиллерии черная униформа уже зарекомендовала себя как весьма удобная форма одежды для экипажей танков. Поскольку самоходные штурмовые орудия представляли собой в сущности те же танки, но с невращающейся башней (рубкой), то логично было бы ввести черную униформу танкисте» и для членов экипажей штурмовых орудий. Однако, встретив определенное сопротивление со стороны генералов танковых войск, не желавших делиться славой со вновь создаваемой штурмовой артиллерией, командование ОКХ пошло на компромисс и своим распоряжением от 29 мая 1940 г. ввело для экипажей самоходных штурмовых орудий такую же униформу, как у танкистов, но общевойскового цвета фельдграу, С 26 июня 1942 г. эту униформу выдавали не только экипажам штурмовых орудий, но и всем военнослужащим подразделений штурмовой артиллерии, а несколько позже в нее одели и экипажи бронепоездов, самоходных противотанковых установок, самоходных орудий полевой артиллерии и даже личный состав некоторых панцергренадерских полков. В комплект этого специального серого обмундирования входил защитный шлем серого цвета, куртка и брюки цвета фельдграу, темно-серая рубашка, черный галстук и черные шнурованные ботинки с гамашами или походные кожаные сапоги. Покрой куртки и брюк был таким же, как у черного обмундирования танкистов. Экипажи бронепоездов с 12 мая 1943 г. носили общеармейские двойные катушки на клапанах цвета фельдграу с розовым кантом, а подразделения самоходной зенитной артиллерии — двойные катушки с красным кантом. Предусмотренный первоначально для экипажей штурмовой артиллерии защитный шлем серого цвета был аналогичен по конструкции танкистскому черному шлему, но в связи с отменой ношения последнего с 27 марта 1940 г. выпуск серого защитного шлема был весьма ограничен. Поэтому солдаты и офицеры носили пилотки серо-стального цвета с кантом и без него, фуражки общеармейского образца, а впоследствии -единое полевое кепи. Членам экипажей САУ выдавались также стандартные стальные шлемы образца 1935 или 1942 гг. В походе эти шлемы обычно крепились снаружи броневых рубок САУ.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Армия Вермахта
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт