Стимулирование мотивации труда в военное время

дата: 10-05-2011, 20:25 просмотров: раздел: На тыловом фронте
Самоотверженный труд стимулировался, в том числе, и с помощью развенчания информации о непобедимости врага, активизации чувства мести. 17 декабря 1941 г. в 17 ч. по радио звучала статья майора Шарончикова «Документы, зовущие к мести». В ней характерно для этого периода сочетались идеи развенчания образа непобедимости врага и невозможности для него скрыться от народного гнева: «Не уйдут гитлеровские банды от суровой кары. В нашей земле они навсегда найдут себе могилу. За кровь и страдание наших людей, за поруганную нашу землю мы будем мстить беспощадно». В переданной в тот же день речи отбойщика Карагандинского угольного бассейна Георгия Руденко говорилось: «Я знаю, что сейчас меня слушают тысячи таких же молодых людей, как и я сам, и очень волнуюсь. Это потому, товарищи, что в сердце слишком много накипело и словами все это даже передать трудно». Такое эмоциональное начало выступления должно было способствовать достижению цели высокой восприимчивости слушателей к дальнейшей информации-призыву: «Мы работаем, забывая об усталости. Одна у нас мысль, одна забота: помочь Красной Армии быстрее разгромить немцев».
Дополняя предыдущую информацию, данная речь вызывала ощущение единства эмоций, восприятия действительности, целей и задач интенсивного самоотверженного труда и, соответственно, повышала конструктивную мотивацию.

Стимулирование мотивации труда в военное время


Передача под заголовком «Буду работать еще самоотверженнее», прозвучавшая в эфире в 12 ч. 30 мин. 23 декабря, была посвящена письму токаря энского завода Матвеева. В нем он, в частности, говорил: «Мою, энергию, казалось, удесятерила ненависть к врагу, предательски ворвавшемуся на нашу землю». Причем, слово «казалось» было вычеркнуто цензором: у слушателя не должно было возникать сомнению по поводу отношения трудящегося человека к завоевателю. Оно должно было быть именно таким, а пример токаря Матвеева должен был стать одним из факторов трудовой мотивации. Далее в письме эта тема получила развитие: «У меня от ненависти к этим двуногим зверям сжимаются кулаки. С какою бы радостью я задушил этих мерзавцев своими собственными руками. Скорее истребить их всех до единого, очистить от этой мрази нашу родную землю, освободить от фашистского гнета и насилия родные города и колхозы. С этой мыслью я живу и работаю, ставя перед собой одну цель — как можно лучше работать для фронта». Последняя фраза была изменена цензором на «цель - лучше помогать фронту». Видимо это изменение должно было подчеркнуть ощущение сопричастности к победам на фронте, что, по мнению цензора, должно было усилить мотивирующую составляющую ключевой фразы письма. Советская информационно-идеологическая машина в начальный период войны активно боролась против создаваемого вражеской пропагандой позитивного образа немецких оккупационных властей. В печати и по радио в большом количестве распространялась информация о зверствах фашистов, о массовых убийствах мирных жителей. В то же время, как показывают источники, среди населения прифронтовых областей активно циркулировали слухи о восстановлении немцами на оккупированной территории дореволюционных порядков, что выглядело весьма привлекательным для некоторого количества советских граждан. Содержание радиопередач в этом период раскрывает сущность информационно-идеологического воздействия на сознание «неустойчивой» части рабочих и крестьян. Например, в передаче «Гитлеровцы — злейшие враги советского крестьянства», прозвучавшей в эфире 29 декабря 1941 г. в 18 ч. 20 мин., приводились примеры негативного отношения захватчиков к колхозникам на оккупированной территории. При этом цензура применила метод сокрытия информации, дабы она не вызывала ненужных власти вопросов и аналогий. В первоначальном варианте текста радиопередачи говорилось: «Фашисты забирают себе весь хлеб, все имущество колхоза. Они сохраняют колхозы в качестве крупных хозяйств, работающих на немецкую армию, заставляют крестьян работать даром, а иногда обещают давать им одну шестую или даже седьмую часть, но на деле и этого не делают». После правки цензора в эфире прозвучала лишь первая фраза. Информация о том, что немцы не только не уничтожают население, но и сохранили колхозы и обещают за работу в них часть урожая, могла существенно снизить мотивацию и желание колхозников трудиться в советских колхозах, добывая пропитание на собственном подсобном участке. Фраза: «В деревнях Ленинградской области ежедневно гонят население на принудительные работы» - была допущена цензором к эфиру, поскольку не представляла в этот период излишне опасной аналогии с советской трудовой политикой - трудовая повинность в СССР оставалась все же чрезвычайной, а не ординарной формой организации труда. Но в эту фразу цензором было добавлено уточнение. Получилось: «В деревнях Ленинградской области, захваченных временно...». Это дополнение полностью соответствовало политике формирования в сознании населения уверенности в победе, и должно было подавить в сознании слушателя ощущение неизвестности, неопределенности относительно перспектив развития ситуации на фронте. А от степени этой уверенности во многом зависела мотивация труда. Региональное радиовещание также развивалось в русле контрастно-негативного изображения образа врага. Например, в передаче Мордовского областного радиокомитета от 12 августа 1941 г. под названием «Могучий трудовой подъем среди железнодорожников» в качестве мотивирующего эффекта была использована информация об условиях труда на Рузасвском узле в начале XX в. «Старшим акционером бывшей Московско-Казанской железной дороги был тогда немец Фон Мекк», - говорилось в передаче. Далее шла довольно неприятная, но адекватная ситуации характеристика: «Он был похож на дьявола и зверя, прообраз теперешних немецких фашистов». В 1900 г. акционерному обществу оказалось выгодным перевести основное депо из Пензы в Рузаевку. «Фон Мекк издал приказ: «Переселиться в Рузаевку со всеми паровозами». Далее в передаче использованы воспоминания ветеранов депо: «— Жизнь тогда в Рузаевке оказалась хуже тюрьмы, — вспоминает старый рабочий депо тов. Дмитриев. Под жилое помещение для проводников были отведены старые бани, представлявшие собой тесные, вонючие сараи. Рабочих бессовестно эксплуатировали. Машинисты и помощники работали по 400 с лишним часов в месяц». Какие мысли и чувства должна была вызывать эта передача? Во-первых, немцы исторически стремились в Россию ради эксплуатации ее богатств и населения; во-вторых, условия труда и быта при этом были намного тяжелее, чем современные (военные); в-третьих, решить все проблемы, вызванные войной с немцами можно только интенсивным трудом: «Горячее желание ускорить победу над врагом — источник невиданного повышения производительности труда».

Стимулирование мотивации труда в военное время


Применение методов сокрытия или искажения информации о событиях на фронте во многом было обусловлено невозможностью для подавляющей части тылового населения проверить её достоверность. Неправдоподобные же сообщения о трудовой жизни и быте в тылу сразу же опровергались самой практикой. Допущение такой информации было опасно для власти тем, что она могло вызвать недоверие трудящихся, которое могло быть перенесено на информационную политику в целом. Поэтому работа цензоров сводилась, порой, к исправлению текстов радиопередач, звучавших излишне сомнительно или неоднозначно. Например, в радиопередаче отдела агитации и пропаганды радиокомитета Мордовской АССР от 5 августа 1941 г. говорилось: «Даже человеку, постоянно живущему в своей деревне, трудно уследить за всей ее деятельностью в дни Великой Отечественной войны: жизнь, полная событиями, течет как многоводная, бурная река. Она, меняясь на глазах людей, приносит с собой все новое и новое», — фраза, которая была призвана «настроить» слушателя на повышенное восприятие информации. Радио «знает» намного больше каждого гражданина, поэтому ему необходимо доверять, к его советам — прислушиваться. Далее — без перехода - фраза о необходимости интенсивного труда: «Закон военного времени: «Побеждает тот, кто наиболее полно мобилизовал все свои силы и возможности», — все более входит в сознание советских людей». Обращает на себя внимание утвердительная формулировка: «закон... входит в сознание людей». Такое построение подачи информации не должно было оставлять сомнений в обратном, а приводимые далее примеры трудового героизма с указанием конкретных фамилий героев «закрепляли» эту уверенность. Далеко не случайно, что героями подобных радиопередач были женщины, девушки. Именно этот образ обладал широкими возможностями воздействия на слушателей, поскольку воспринимался более эмоционально: являлся, с одной стороны - предметом восхищения трудовым героизмом, с другой - примером для подражания. Так, в статье «Неустанно развивать творческую инициативу масс», прозвучавшую в эфире 16 февраля 1942 г., просматривается довольно характерный для такого рода радиопередач образ девушки-труженицы, который на уровне эмоционального восприятия должен был вызвать реакцию, выраженную лозунгом «Делай, как я!». В радиопередаче говорилось: «Советская патриотка Кукушкина... знала, что чем больше она сделает, тем ощутительнее будет на фронте ее помощь, тем крепче будут удары по врагу. Хотя моя работа маленькая, незаметная, но она нужна фронту, — говорит т. Кукушкина. Сознание ответственности перед фронтом заставило скромную рядовую работницу еще внимательнее присмотреться к своей работе, подумать над каждым движением, подсказало Кукушкиной способ усовершенствовать свой стахановский труд». Обращает на себя внимание тот факт, что последние слова звучат не просто как информация, но и как скрытый призыв, побуждение, подсказка — так нужно поступать всем, кто хочет помогать фронту, усовершенствуя свой труд. Призыв этот подкреплен в статье доказательством возможности и необходимости для остальных тружеников перенимать позитивный опыт молодой девушки: «Ее пример заставил работниц, занятых на других операциях, глубже вникнуть в свою работу, пробудил в них инициативу, сметку». Другими словами, образ трудящегося, создаваемый в условиях информационно-идеологического контроля, был направлен на формирование позитивного примера для подражания, конструктивного образца, усиливавшего мотивацию труда.
комментарии: 3 | просмотров: | раздел: На тыловом фронте
torinetc Гости
#1 написал: torinetc (1 июня 2011 20:08) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
Целиком поддерживаю последний комментарий.
joyucefg Гости
#2 написал: joyucefg (2 июня 2011 23:30) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
Было очень увлекательно, спасибо. Меня также интересуют автоновости ru, готов постоянно их читать, ведь авто - это наше будущее.
jofucowy Гости
#3 написал: jofucowy (3 июня 2011 16:23) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
Мне понравилась вещь, а пока закачивается я пойду
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт