Плакаты корректирующие в сознании трудящегося населения образ врага

дата: 10-05-2011, 19:49 просмотров: раздел: На тыловом фронте
Плакаты корректирующие в сознании трудящегося населения образ врага Самые оскорбительные элементы карикатуры: аллегорические образы, зооморфное изображение, образ преступника, образ садиста, акцент на физических недостатках, аллегорическое изображение негативных черт». Как правило, в таких плакатах использовались гипертрофированные изображения с целью усилить восприятие того или иного образа. Наибольший эффект при этом достигается применением контрастности в цвете, размере и объекте восприятия. Например, классическая работа (Кукрыниксы) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На нем изображен советский солдат, протыкающий штыком винтовки прорвавшегося сквозь договор о ненападении Гитлера. Все изображение построено на контрасте, что усиливает позитивное восприятие советского солдата и негативное восприятие Гитлера, олицетворявшего врага в целом. Солдат выполнен красным цветом. Гитлер — черным. Солдат движение винтовкой выполняет справа налево, сверху вниз, как, например, уничтожают ползучего гада. Изображение Гитлера достойно особого внимания. С пистолетом в руке, со снятой маской, он протягивает левую руку, очень похожую на крысиную лапу и когти коршуна одновременно. Этим движением он разрывает «Договор о ненападении между СССР и Германией». Образ Гитлера зооморфизирован — он похож на крысу. Плакат должен был вызвать соответствующие чувства у зрителя. Гитлер и фашисты - это дикие звери, к которым нет жалости. Причем изображение Гитлера-крысы в одном пространственно-временном поле вместе с обладающим обычными человеческими чертами советским воином усиливало ощущение реальности именно такого образа главы фашистов. Вообще зооморфизированный образ Плакаты корректирующие в сознании трудящегося населения образ врагаГитлера довольно активно использовался советскими художниками для усиления чувства отвращения и ненависти к врагу. При этом плакаты с таким изображением не должны были вызывать ощущения слабости противника, не должны были его представлять в излишне юмористическом виде. Художники должны были постоянно «балансировать» на грани карикатуры и политического плаката, не допуская малейшего отступления от образа Гитлера — преступника, отброса человеческого общества. Уверенность в победе была очень важной ментальной составляющей позитивной, конструктивной мотивации трудового поведения человека в тылу. Поэтому она всячески поддерживалась в сознании населения. В том числе и плакатами. Например, плакат художника Долгорукова, где на черном фоне по контрасту движения изображены Гитлер и Наполеон. Наполеон в верхней части плаката бежит, подгоняемый красным штыком, в направлении справа налево (т.е. на Запад). Надпись под ним, выполненная красным цветом, гласит: «Так было...». Внизу изображен Гитлер с крысиной рукой, наколотый так же на штык красного цвета. Надпись под ним должна была сформировать уверенность в победе: «Так будет!». Красноармеец с винтовкой в руке на фоне дымящихся заводских труб довольно выразительным и характерным жестом, направленным взглядом задает каждому зрителю этот, важнейший, определяющий трудовую мотивацию вопрос. Похожий сюжет и цветовое решение в плакате Н. Авакумова «Больше металла — больше оружия!». В нем изображена мартеновская печь, из которой «по мановению руки» стоящего на первом плане рабочего, выливается расплавленный металл и превращается в танки и самолеты, идущие на фронт. Призыв здесь выражен путем показа «процесса действия, его результатов, или причин, неизбежно вызывающих его». Примерами таких плакатов может стать произведение П. Караченцова «Урал — фронту!». На нем изображен ковш сталелитейного завода, из которого выливается в виде огромной капли сталь красного цвета. Падая, капля превращается в стилизованную бомбу или снаряд. Под се разрушительным воздействием рассыпается фашистский танк, изображенный прямо под ковшом в центре внизу плаката. Сюжет плаката прямо указывал на результат интенсивного труда. На плакате А. Кокорекина изображен сталевар, читающий сводку Совинформбюро. Текст под изображением отражает идею единства фронта и тыла: «В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд». Обращает на себя внимание выражение боевой труд, которое должно было подчеркивать исключительный характер и значимость труда каждого для общей цели. Следует отметить, что плакаты подобного рода, в отличие от изображений фронтовых сюжетов, выполнены в многоцветной палитре. Это, скорее всего, объясняется отсутствием необходимости цветом подчеркнуть контраст «свой — чужой», как это присутствовало в черно-белых и красно-черных плакатах. С другой стороны цветовая гамма призвана была хоть как-то «разукрасить» монотонные «серые» будни трудящихся. Усилить мотивацию труда женщин, которые вставали на место мужчин, ушедших на фронт, должен был плакат В. Серова «Заменим!», выпущенный в 1941 г. На фоне движущейся на фронт армии, солдат, танков и летящих самолетов изображена женщина, смотрящая им вслед. Ее взгляд, пожалуй, несет основную смысловую нагрузку: он не выражает ни жалости, ни тоски по уходящим на фронт мужчинам. В этом взгляде решительность и уверенность, готовность выполнить работу, необходимую стране, выполнить гражданский долг. Цель интенсивного труда определялась необходимостью победы. Ряд плакатов поддерживали в сознании трудящегося представления о незыблемости этой цели, постоянно концентрировали внимание на главном ожидаемом результате. К подобным плакатам можно отнести работу А. Кокорекина «Все для победы! Фронту от женщин СССР». Несложная композиция плаката подчеркивала простоту и ясность главной идеи: главный стимул труда - победа! На плакате изображена женщина в рабочей униформе среди произведенных боеприпасов. Женщина - обобщенный образ. В этом образе каждая женщина могла узнать себя. Или, что не менее важно, — могла стремиться к этому образу. Решение кадровой проблемы, вызванной отправкой на фронт значительного количества рабочих, решалась, в том числе, с помощью плакатов. Например, плакат Т. Ереминой обращен к женщинам с призывом осваивать мужскую профессию тракториста. На первом плане девушка за рулем трактора прощается с юношей, уходящим на фронт. Текст плаката в стихотворной форме должен усиливать мотивацию труда: «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: - фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!». Вообще образ трудящейся женщины — наиболее распространенный сюжет плакатов, обращенных одновременно и к воинам Красной Армии, и к трудящимся тыла. «Женщина у станка, за рулем трактора или за штурвалом комбайна, заменившая мужчину, ушедшего на фронт» — сюжет, не только «непосредственно и прямо подчеркивавший связь фронта и тыла», но и призывающий одновременно воинов к защите Родины, трудящихся - к интенсивному труду. Аналогичный образ трудящейся девушки был избран художником И. Серебряным для плаката «А ну-ка, взяли!» (1944 г.)5. На нем изображена девушка, берущая носилки с кирпичом. Она как бы обращается к зрителю с призывом помочь ей в работе: взять носилки спереди. Вероятно, этот плакат мало кого оставлял равнодушным к призыву, настолько живым и реальным был этот образ. Эмоциональное переживание, желание помочь, должно было перенестись и на реальную ситуацию. В данном случае призыв к действию был выявлен «путем реального показа процесса действия»6. Таким образом, плакаты как визуально-художественая форма идеологического контроля воздействовали на сознание трудящихся, в том числе, с целью повышения трудовой мотивации. С помощью изобразительных, художественных средств они стимулировали высокую трудоотдачу методами побуждения и морального вознаграждения. Кроме этого - формировали и корректировали образы и представления трудящихся, их эмоциональную сферу. Плакаты позитивно дополняли представления о положении на фронте. Созданный с помощью плаката образ непрерывного движения на врага существенно корректировал деструктивные настроения, преследовал цель снизить степень подверженности панике. Сюжеты плаката способствовали формированию в сознании трудящихся уверенности в победе. Как правило, это делалось с использованием исторических аналогий. (Например, плакат «Так было. Так будет».) Плакат и карикатура создавали определенное отношение к врагу и к характеру войны. Скрытые, зооморфные изображения противника, результатов его преступных деяний как у воинов, так и у тружеников тыла вызывали ненависть к захватчикам и активизировали чувство мести. Изображения Гитлера, вероломно нарушившего договор о ненападении, вселяли уверенность в справедливом характере войны для Советского Союза. Обращаясь непосредственно к труженикам тыла, плакаты побуждали к защите самого дорогого (социалистической Родины, Столицы, семьи), подчеркивали единство фронта и тыла, обращались к чувству долга перед Родиной («Чем ты помог фронту?»). В качестве поощрения за интенсивный труд плакат обращает внимание зрителя на его непосредственные результаты. Наиболее характерный прием при этом — изображение превращения сырья, металла, хлеба и т.д. в конкретные виды вооружений, увеличения боеспособности солдата, приближения победы. Столкновение официальной и неофициальной информации в сознании трудящегося приводило к повышению степени критичности в отношении к власти, проводимым ею мероприятиям. Возрастала неуверенность в верности идеологической концепции, в способности власти отстоять независимость государства. Снижалась мотивация труда. Поэтому ВКП(б) уделяла серьезное внимание идеологическому воздействию на мотивацию трудящихся. Существование информационно-идеологического контроля в период Великой Отечественной войны, при всем его очевидном несоответствии сегодняшним тенденциям оценивать прошлое по критериям «демократии» и «свободы», дает серьезные основания говорить о нем не только как о «продукте эпохи», но и как о факторе, способствовавшем, в конечном счете, достижению Победы. Содержание информации, форма ее подачи вызывали у трудящихся определенные эмоции (базовые эмоции - страх, гнев, радость и их производные). В зависимости от направленности эмоций информация играла роль мотивирующего или демотивирующего фактора. Поэтому трудно согласиться с распространенным мнением о сущности информационно-идеологического контроля лишь как о способе самосохранения власти. Образ трудящегося, создаваемый в условиях информационно-идеологического контроля, также был направлен на формирование позитивного примера для подражания, конструктивного образа, усиливавшего мотивацию труда. Диалектическая взаимосвязь между получаемой человеком информацией и его конкретным поведением позволяет нам говорить о том, что человек проявлял трудовой и ратный героизм как средство защиты от врага чего-то реально своего. Ощущение того, что «советская страна — наша страна» было как результатом информационно-идеологического воздействия, так и отражением в сознании трудящихся реального положения дел.
комментарии: 1 | просмотров: | раздел: На тыловом фронте
gullcernre1975 Гости
#1 написал: gullcernre1975 (9 июня 2011 18:10) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
не то

Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт