Тактика управляемой «волчьей стаи» осталась в прошлом

дата: 27-09-2011, 21:11 просмотров: раздел: Последние битвы
Тактика управляемой «волчьей стаи» осталась в прошлом. Теперь они действовали поодиночке, неделями оставаясь под водой. Рекордная продолжительность подводного плавания в боевом походе составила 66 дней. Это привело к большому нервному и физическому напряжению экипажа. И все же одним своим присутствием в море подводные лодки вынуждали противника содержать 3 тыс. кораблей и тысячи самолетов для противолодочного патрулирования или конвоирования. Изменение обстановки наглядно демонстрирует лаконичное сообщение по радио от одной из лодок в мае 1944 г.: «Центральная Атлантика хуже Бискайского залива». «Крапивник» – акустическая торпеда – стал для лодок оружием, которое могло эффективно действовать против кораблей охранения конвоев противника. В ответ англичане стали буксировать за эскортными кораблями шумовой бакен, после чего немцы так модифицировали торпеды, чтобы они шли на цель, находящуюся впереди такого бакена.

10 июня 1944 г. группа американских противолодочных кораблей в составе эскортного авианосца и нескольких эсминцев под командованием капитана 1-го ранга Дэна Галлери сумела – благодаря хорошей подготовке – добиться большого успеха: захватила серьезно поврежденную и тонувшую лодку «U-505» и, заделав пробоины, отбуксировала ее от африканского побережья в американский порт.

Осенью 1944 г. выяснилось, что лодкам безопаснее всего действовать вблизи вражеского побережья, поскольку на мелководье гидролокаторы противника действовали ненадежно из-за массы обломков и затопленных судов, что сбивало с толку операторов. Однако вряд ли удивительно то, что при действии в таких стесненных условиях результаты были незначительными; несмотря на то что в строю было 400 подводных лодок, у них больше не было никаких шансов решительно повлиять на ход войны.

Крупнотоннажные подводные лодки, такие, как 1600-тонные типа IX-D и большие итальянские, противнику было гораздо легче обнаружить, чем средние. Во второй половине 1942 г. большие немецкие лодки все еще продолжали с некоторым успехом действовать в восточной части Карибского моря и вблизи бразильского побережья, а после февраля 1943 г. – между Южной Африкой и Мадагаскаром. Появилась возможность дозаправлять лодки в Индийском океане, который японцы предоставили своим германским союзникам в качестве базы. После провала операций в Атлантике в мае 1943 г.

10 больших подводных лодок отправили из портов Бискайского залива в Юго-Восточную Азию. По пути туда пять лодок погибли в Атлантическом океане, а остальные после дозаправки южнее острова Маврикий в конце сезона муссонов действовали в районе между Восточной Африкой, Аравией и западным побережьем Индии. В конце октября они прибыли в Пенанг. Следующие четыре большие лодки, вышедшие из Франции, погибли в Атлантическом океане. Та же судьба постигла и несколько итальянских лодок, пытавшихся дойти на Дальней Восток, чтобы доставить оттуда каучук в Германию.

С декабря 1943 г. в Индийском океане обычно находились две-три, а иногда и пять подводных лодок, но их действия не всегда были успешны. В начале 1945 года несколько лодок было отозвано в Европу, и три из них благополучно вернулись. Когда война в Европе закончилась, четыре лодки перешли к Японии.

Сами японцы эпизодически проводили лишь операции против судоходства в Индийском океане. Их лодки главным образом действовали совместно с надводным флотом, а в конце войны часто использовались для снабжения островных гарнизонов, блокированных американцами. Интересно, что в тот период сухопутные силы Японии начали строительство собственных грузовых подводных лодок. В 1943 г. японский военно-морской флот сделал заказ на строительство нескольких лодок водоизмещением 5200 т с надводной скоростью 19,5, подводной – 6,5 узла и боевой дальностью плавания 37,5 тыс. миль. Эти гиганты имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение и три самолета. До конца войны были построены только три лодки, но ни одна из них не привлекалась для действий у островов Улити, хотя это и предусматривалось планами. Если бы их решились использовать, вероятно, они все равно были бы потоплены эффективно действующими и мощными противолодочными силами американцев.

В 1944 г. японцы начали строить электрические лодки водоизмещением 1300 т, способные развивать скорость 15 узлов на поверхности и более 20 узлов под водой; строительство первых из них продолжалось десять месяцев. Но если оценивать ситуацию в целом, то начиная с 1943 г. японские лодки в основном играли только вспомогательную роль, а новые быстроходные лодки появились слишком поздно.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Последние битвы
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт