План Монтгомери

дата: 4-03-2011, 19:27 просмотров: раздел: Последние битвы
В то же самое время Монтгомери планировал наступление на Везель и Арнем с использованием воздушно-десантных сил, которые должны захватить мосты через Рейн. Монтгомери уже доверительно сообщил начальнику генерального штаба, что рассчитывает войти в Берлин через две-три недели. Новость о том, что в Шартре Эйзенхауэр в очередной раз изменил свое решение, привела британского фельдмаршала в ярость. 7 сентября Монтгомери послал Эйзенхауэру срочную записку, в которой настоятельно требовал, чтобы вся имеющаяся тыловая поддержка была направлена ему для начала наступления на Берлин, добавив в конце: «Очень трудно все объяснить в подобной краткой записке. Вы не могли бы приехать и повидаться со мной?» Эйзенхауэр, сильно подвернувший ногу, когда его самолет совершал вынужденную посадку на обратном пути из Шар-тра 2 сентября, полетел в Брюссель 10 сентября на персональном транспортном самолете–бомбардировщике В-25. Из-за сильной боли в ноге Эйзенхауэр даже не смог выйти из самолета и попросил Монтгомери подняться к нему на борт. Беседа вскоре пошла на повышенных тонах. Монтгомери стал намекать, что именно Паттон, а не Эйзенхауэр на самом деле руководит боевыми действиями. В конце концов Эйзенхауэр не выдержал. Наклонившись вперед и положив руку на колено Монтгомери, он сказал: «Осторожно, Монти! Вы не имеете права разговаривать со мной в таком тоне. Я ваш босс!» Их беседа продолжалась еще час, и эмоции стали постепенно утихать. Эйзенхауэра покорили дерзость плана, который развертывал перед ним Монтгомери, и заманчивые дивиденды, которые маячили в перспективе. Используя в основном те же доводы, что Паттон и Брэдли, всегда такой осторожный Монтгомери доказывал, что единый и мощный, похожий на удар рапирой, наступательный бросок в сторону Берлина ускорит коллапс немецкой воли, подобно тому, который произошел в 1918 г. Этого можно было достичь, используя 1-ю союзную воздушно-десантную армию для захвата 100-км коридора от бельгийской границы до низовий Рейна в Арнеме, по которому устремится вперед 21-я группа армий с 30-м корпусом в авангарде. Даже если Германия не капитулирует, союзники обойдут с фланга «линию Зигфрид» и захватят плацдарм на другой стороне Рейна. Дополнительный довод был получен в то же утро в секретной телеграмме от начальника британского генерального штаба. 48 часов назад начались давно ожидаемые обстрелы Лондона беспилотными самолетами-снарядами V2 (крылатые ракеты «Фау-2»). Немцы запускали их с мобильных установок в пригородах Гааги, и единственной надеждой на прекращение дальнейших обстрелов, кроме уничтожения этого голландского города бомбардировочной авиацией, была наступательная операция, в результате которой 21-я группа армий отрежет Голландию от Германии. Операция получила кодовое название «Маркет Гарден»: «Маркет» означало десантную составляющую, а «Гарден» - наземную. Оба командующих сошлись на том, что операция должна начаться в воскресенье, 17 сентября. Новость об утверждении операции была встречена с глубоким скептицизмом в штабе 1-й союзной воздушно-десантной армии, расположенном в Ас-коте. Со дня «D» воздушно-десантные силы приводились в полную боевую готовность 17 раз, и каждый раз операции отменялись. Совсем недавно, 2 сентября, была отменена выброска трех дивизий у городов Лилль и Курт-ре, ради которой 2-я британская армия остановила собственное наступление. Тогда десантники уже сидели в транспортных самолетах, которые выруливали на взлетные полосы, но вместо них на освобождение этого района Брэдли направил 1-ю американскую армию. Десантники думали, что и эта операция будет отменена, и в большинстве подразделений царила атмосфера уныния и апатии. 75-мм гаубица «Раек Howitzer» M1A1 -исключительно удачное американское орудие, применявшееся в течение Второй мировой войны на всех театрах. Несколько таких гаубиц использовались воздушно-десантными силами во время операции «Маркет Гарден». Сентябрь 1944 г. Немецкие солдаты, взятые в плен во время союзного наступления в Голландии. Снимок сделан 19 сентября, когда британские десантники, отчаянно сражавшиеся в Арнеме, все еще ждали, что к ним на выручку придет 30-й корпус. Проблемы в командовании 1-я воздушно-десантная армия не была благополучной организацией. Генерал-лейтенант Фредерик Браунинг, который набирал и обучал первых британских парашютистов-десантников в 1940 г. и который с января 1944 г. командовал 1-м британским воздушно-десантным корпусом, ожидал, что именно его назначат командующим 1-й союзной воздушно-десантной армией. Браунинг обладал и множеством других положительных качеств и заслуг для занятия высокой должности в британских войсках. Получив образование в Итоне и Сэндхерсте (британская военная академия), он начал службу в гренадерском гвардейском полку (первый по старшинству полк гвардейской дивизии, сформированный в 1685 г. - Прим. перев.), отличился еще в качестве командира роты на Западном фронте в 1916 г., когда ему было всего 20 лет. Тогда же его прозвали Бой (Мальчик), и это прозвище к нему пристало. Бой Браунинг был на «ты» с большинством представителей британской военной и политической элиты, но это ничего не значило при новом подчиненном статусе Британии в отношениях с США. Командование 1-й воздушно-десантной армией было поручено генералу Льюису Бриртону, сильно пьющему офицеру американских ВВС. Бриртон получил эту должность отчасти потому, что был американцем, и отчасти потому, что разбирался в транспортных самолетах. Браунинг должен был довольствоваться ролью заместителя Бриртона. и такое положение не устраивало ни того, ни другого. В течение трех недель перед Арнемом количество сотрудников штаба 1-й воздушно-десантной армии увеличилось с 323 офицеров и солдат до 1385, а это означало, что большинство из них не имело опыта. Бриртон и Браунинг почти не разговаривали друг с другом, и у каждого были свои штабные офицеры. В результате 4 сентября они обнаружили, что спланировали совершенно разные операции, которые должны были начаться через 48 часов. Браунинг пригрозил подать в отставку, если Бриртон не отменит свой план, и это окончательно испортило их отношения. Командная цепочка и процесс планирования операции «Маркет Гарден» были сомнительными, если не сказать больше. Такой же была система связи. Отдел связи Браунинга был образован лишь 2 сентября, и времени на проверку эффективности разработанных сигналов в боевых условиях не было. Не было установлено и прямой связи между штабами 1-й воздушно-десантной армии и других соединений ВВС. Кроме того, 1300 самолетов «Дакота» С-47 и 250 транспортных самолетов Королевских ВВС вместе с 2000 планеров, хотя и представляли собой самое большое скопление самолетов, когда-либо собиравшееся в одном месте, все равно не были в состоянии доставить за один рейс больше одной трети армии.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Последние битвы
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт