Краевое управление архивов, библиотек и музеев при рейхскомисcаре Украины

дата: 5-12-2014, 23:15 просмотров: 1230 раздел: История фашизма
Краевое управление архивов, библиотек и музеев при рейхскомисcаре УкраиныЦелью данного очерка является воссоздание общей картины деятельности Краевого управления архивов, библиотек и музеев, которое действовало в райхскомисcариате Украина в конце 1942-1944 гг. и принадлежало к структуре немецкого гражданского управления на этой территории. Исследователям, которые изучают историю Украины периода Второй мировой войны, хорошо известна эта установка. Но до сих пор исследовались отдельные аспекты ее деятельности, а общей картины, которая бы освещала историю создания, развития и завершающего этапа деятельности Краевого управления, все направления его работы (архивный, библиотечный, музейный и научный), до сих пор нет. Есть отдельные достаточно глубокие исследования, посвященные архивной стороне деятельности этого учреждения, библиотечной, научной. исключение составляет музейный аспект, которого исследователи почти не коснулись. Поэтому важно объединить существующие знания и малоизвестные факты из отдельных сторон деятельности Краевого управления в одну общую картину, на которую могли опираться следующие исследования. Краевое управления архивов, библиотек и музеев при рейхскомиссариате Украины (Landesverwaltung der Archive, Bibliotheken und Museen beim Reichskommissar für die Ukraine), далее КУ, создан по приказу рейхскомиссара Украины 7 декабря 1942 г. Инициатором создания КУ, которое планировалось сначала лишь как архивное управление, был государственный архивный директор д-р Г. Винтер, который неоднократно в 1941-1942 гг. работал в Украине сначала как советник высшего военного управления при штабе командующего тылом группы армий “Юг”, затем при оперативном штабе рейхсляйтера Розенберга (далее - оперативный штаб). Эта инициатива нашла поддержку у его непосредственного руководителя - генерального директора государственных архивов Пруссии, директора Потсдамского рейхсархива, комиссара по защите архивов д-р Е.Ципфеля и в оккупированных рейхсминистра восточных территорий рейхсляйтера А. Розенберга, последний, вероятно, выступил за расширение компетенции будущего ведомства за счет включения в него музеев и библиотек. КУ должно было обеспечивать сохранность, учет и упорядочение архивных, библиотечных и музейных собраний, которые были важными для истории т. н. “восточного пространства” (восточной Европы), краеведения, истории немецкого управления” (Магдебургского права), современного немецкого управления, и научно их прорабатывать. Для удобного управления начиналась система краевых архивов, библиотек и музеев. Кроме того, с целью концентрации и хранения документов современного немецкого управления должен быть создан архив рейхскомиссариата Украины. По отношению к этим будущим учреждениям КУ должно выступать руководящим центром. Те архивы, библиотеки и музеи, которые не превращались в краевые или с ними не объединялись, оставались в подчинении генеральных комиссаров. За ними КУ должно осуществлять только профессиональный надзор. Руководителем КУ 16 декабря 1942 г. был назначен д-р Г. Винтер. Вновь созданное управление разместилось в Киеве на ул. Владимирской, 22-а (ныне - здание Центрального государственного музея-архива литературы и искусства Украины). Развитие КУ, как и создание новой системы архивов, библиотек и музеев, происходила постепенно. Как архивист, Г. Винтер разработал в первую очередь проект краевых и окружных архивов РКУ на основе советской архивной системы. По его плану, роль бывшего Центрального архивного управления УССР мало выполнять КУ; центральных архивов в Киеве и Харькове - краевые архивы в этих городах; бывших областных архивных управлений УССР - администрации генералкомиссаров; государственные областные архивы менялись на окружные архивы; бывшие государственные исторические архивы - на филиалы окружных архивов, государственные городские архивы - на городские филиалы окружных архивов или с ними объединялись; наконец, бывшие государственные районные архивы объединялись с окружными архивами или их филиалами. Краевой архив в Харькове планировалось создать после передачи харьковской области немецком гражданском управлению, то есть включение ее в РКУ. Однако, этого не произошло. По приказу рейхскомиссара Украины от 26 февраля 1943 г. 1 апреля 1943 г. был создан Краевой архив, Краевую библиотеку и Краеведческий музей только в Києве. Окружные архивы были созданы несколько позже - примерно в конце марта 1943 г. из 18 окружных архивов, которые предполагалось образовать с учетом областей военной зоны управления, было создано только 13 - в Брест-Литовске (ныне - Брест), Виннице, Днепропетровске, Каменец-Подольском, Кировограде, Луцке, Мозыре, Николаеве, Пинске, Полтаве, Ровно, Запорожье и Житомире. Три окружные архивы располагались в белорусских городах (Брест-Литовск, Мозыре, Пинске), поскольку южные районы этих областей вместе с названными городами входили в рейхскомиссариата Украины.

Архивное направление
Краевоой архив Киева был создан на основе Украинского главного исторического архива (УГИА) им. В.Б.Антоновича, который в то время объединял фонды бывшего Киевского центрального архива древних актов (КЦАДА), областного и городского архивов и отдельных спасенных ведомственных архивов. 1 марта 1943 г. состоялась, по сути, смена названия - УГИА им. В.Б. Антоновича на Краевой архив, поскольку структура отделов архива не изменилась. Краевой архив Киева имел в своем составе 5 отделов: I от. - колл. КЦАДА (зав. отд. Н.Д. Полонская-Василенко); II. - административные, общественные и образовательные учреждения (зав. отд. К.М. Остроградская); III. - финансово-экономические, судебные, церковные и монастырские учреждения (зав. отд. проф. М.Т. Яновский, с 1 мая 1943 г. - М.Ф. Тищенко); IV от. - учреждения, которые возникли после 1917 г. (зав. О.М.Барабашев); V отд. - печатных изданий (зав. отд.- В.В. Шпилевич), последний отдел (VI) насчитывал 7 подотделов:
1) научно-справочная библиотека,
2) газеты,
3) плакаты и листовки,
4) рукописный (рукописи и копии архивных документов),
5) географические карты, планы, проекты, схемы и диаграммы,
6) вещественные памятники в Музей архивоведения, фото, негативы,
7) архив печатных изданий.
Краевой архив Киева и группу архивов возглавил архивный советник д-р Эрнст Байнс, который до войны с 1939 г. работал в Государственном архиве в Оснабрюке, а с декабря 1942 г. до середины ноября 1943 г. - в КУ, где с конца июня 1943 г., кроме руководства Краевым архивом, имел новые обязанности - осуществление профессионального надзора за окружными архивами на западе РКУ. Директор УГИА им. В.Б.Антоновича, Владимир Мияковский, который к Е. Байнса стоял во главе архива, стал заместителем немецкого руководителя, сохранив однако звание “украинский директор”. С 22 июня 1943 г. группу архивов КУ возглавил высший архивный советник д-р Вальтер Лацке, который в феврале 1944 г. в связи с болезнью Г.Винтера перенял руководство КУ, а с апреля 1944 г. официально его возглавил. В. Лацке был австрийским архивистом, выпускником венского университета (1923-1927), с 1931 г. членом НСДАП, в 1938-1943 гг. возглавлял рейхсархив троппау (ныне опава), а после войны - филиал Федерального архива ФРН в Франкфурте-на-Майне. КУ не подчинялись следующие архивы: военно-исторический архив в Киеве, конфискован в сентябре 1941г. представителем Руководителя военных архивов полковником Рудольфом фон Гьодлем (Rudolf Hödl, 1876-1967) и Центральный фото-киноархив, конфискован оперативным штабом. Только 9 сентября 1943 г. военно-исторический архив в количестве 7097 вязок было передано КУ.

Библиотечное направление
Группу библиотек КУ и Краевую библиотеку Киева возглавлял библиотечный советник д-р Йозефбенцинг, до войны (1934-1941) сотрудник Прусской государственной библиотеки в берлине. В декабре 1941 г. - феврале 1942 г. как сотрудник оперативного штаба он работал в Киеве, где отвечал за библиотечное направление. С 1 марта 1942 г. И. Бенцинг перешел работать немецкого гражданского управления - администрации генералкомиссара Киева, где также заведовал библиотечными делами. После войны в 1946-1966 гг. работал в университетской библиотеке в г. Майнце. Краевую библиотеку Киева было создано 1 марта 1943 г. на основе Центральной библиотеки рейхскомиссара Украины (ЦБРУ) и библиотеки Политехнического института. ЦБРУ, в свою очередь, было образовано 6 июня 1942 г. на основе бывшей библиотеки АН УССР (ныне - национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского) с прикрепленными к ней фондами технической и Медицинской республиканских библиотек и библиотеки Киевского университета. ЦБРУ считалась главным библиотечным фондом РКУ, из которого запрещалось любое изъятие литературы за исключением дублетных экземпляров. С самого начала ЦБРУ возглавлял Й. Бенцинг. Стоит отметить твердость И. Бенцинга в отстаивании целостности фондов, подчиненных ему библиотек, включая библиотеки АН УССР. Среди архивных документов довольно часто встречаются его неоднократные напоминания и требования, направленные отдельным немецким служащим или военным по возврату взятых в библиотеке книг. Он не давал спуску сотрудникам оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, если они без его ведома и разрешения проникали в закрытые библиотеки или конфисковывали нужные им книги. Его протесты выливались уформу докладных записок, которые хоть и не всегда имели эффективное действие, свидетельствовали, однако, о решимости отстаивать интересы доверенных ему библиотек. Например, в одной из докладных записок от 24 июля 1943 г., в которой обжаловалось удаление оперативным штабом немецкоязычной литературы с Киевской областной библиотеки им. ВКП(б), свою позицию он аргументировал интересами местных немцев: “ащо же будут читать фольксдойче и рейхсдойче, которые проживают в Киеве?”. КУ контролировало, кроме того, две Центральные сельскохозяйственные библиотеки в Киеве и Херсоне, организованы 19 марта 1943 г. На основе местных сельскохозяйственных библиотек, и осуществляло надзор за областными, городскими и другими библиотеками на территории РКУ. Из компетенции КУ выпали сборник советской литературы Киевской областной библиотеки им. ВКП(б) (ныне - национальная парламентская библиотека Украины); лаврские библиотеки - историческая (ныне - Государственная историческая библиотека Украины), т.н. Флавианивская библиотека, библиотека союза воинствующих безбожников Центрального антирелигиозного музея; два хранилища иудаики - в бывшей Духовной академии на Подоле и синагоги по ул. Маловасильковской (ныне - Шота Руставели), 13, где перед войной находилось одно из книгохранилищ Центральной государственной еврейской библиотеки им. М. Винчевского; а также сборник журналов в количестве приб. 250-300 тыс. экземпляров, хранившихся во владимирском соборе, тогдашнему хранилище БАН УССР. Все они были конфискованы оперативным штабом и оттачивались его сотрудниками.

Музеное направление
Группа музеев создана 1 марта 1943 г. Краевой музей Киева за неимением немецкого персонала возглавил д-р г. Винтер. В русскоязычных документах 1943 г. Краевой музей Киева назывался еще Главным музеем, заместителем Г. Винтера в Краевом музее стала бывшая сотрудница Музея западного и восточного искусства, референт по делам искусства при генеральном комиссаре Киева Ольга Конрадовна Гейбель. Краевой музей Киева объединял три музейные учреждения: Музей западного и восточного искусства (ныне - Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко), Музей русского искусства и Государственный украинский музей (во время оккупации Музей украинского искусства, ныне - национальный художественный музей Украины), которые соответственно стали отделами Краевого музея:
1) западноевропейского искусства - рук. проф. С.А. Гиляров;
2) восточноевропейского искусства - рук. П.А. Кульженко;
3) украинского искусства - рук. И.Т. Волянський (с 1 апреля 1943 р.П.А. Кульженко).
В конце марта 1943 г. был значительно сокращен штат сотрудников всех музеев. Те, что остались, рассматривались как один коллектив Краевого музея (всего 23 сотрудника). Кроме того, КУ подчинялся Краевой музей естествознания, созданный 1 июля 1943 г. на основе зоологического музея Киевского университета. Руководителем Краевого музея естествознания был назначен д-ра Генриха Матиле, который в конце мая 1943 г. прибыл в Киев и занял в КУ должность музейного референта по природоведению. КУ осуществляло профессиональный надзор за бывшим Государственным архитектурно-историческим заповедником “софийский музей” (во время оккупации - архитектурно-исторический музей), который с января 1942 г. переподчинился генералкомиссару Киева. КУ отказалось администрировать его, поскольку он находился на балансе генерал-комиссариата, а, главное, выполнял функцию охраны памятников архитектуры (архитектурно-исторический музей отвечал, кроме своих достопримечательностей, за охрану большой лаврской колокольни, троицкой надвратной церкви в Лавре, церкви Спаса-на-берестове и Кирилловской церкви). Эта функция по приказу райхскомісара Украины от 7 декабря 1942 г. к компетенции КУ не принадлежала. Считалось, что оно должно было заниматься охраной движимых памятников культуры, которые хранились в помещениях, тогда как практические мероприятия по охране памятников архитектуры должны осуществлять генералкомиссары. Однако руководитель КУ и группы музеев д-р Г.Винтер пытался заниматься делами защиты памятников архитектуры в рамках профессионального надзора. В марте 1943 г. директором архитектурно-исторического музея он назначил вместо алексея Повстенка проф. С. Гилярова, которому поручил также прорабатывать для КУ все дела, связанные с защитой памятников архитектуры на территории всего рейхскомиссариата Украина. Под давлением Г. Винтера весной 1943 г. были приостановлены работы по разбору зданий на территории Киево-Печерской Лавры, хотя приказы относительно этого официально выдавали немецкие власти Киева и городская управа. Уже в апреле 1943 г. в КУ был подготовлен перечень памятников архитектуры на территории рейхскомиссариата Украина, которые нужно было взять под охрану. КУ не подчинялись музеи историко-краеведческого профиля как в Киеве, так и на всей территории райхс-комиссариата Украина. Они относились к компетенции Краевого института древнейшей и древней истории (Landesinstitut für Vor - und Frühgeschichte) при рейхскомисаре Украины под руководством бывшего сотрудника оперативного штаба проф. Рудольфа Штампфуса (Rudolf Stampfuß, 1904-1978). Институт располагался в здании бывшего Музея Ленина по ул. Владимирская, 57 (ныне - Городской дом учителя). При нем был организован Музей древней истории на основе свезенных сюда зимой 1942 г. коллекций института археологии АН УССР, археологического музея и Центрального исторического музея. Краевой институт древнейшей и древней истории совмещал сразу три функции - научную, музейную и административную, выполняя роль центрального управления всех исторических музеев на территории рейхскомиссариата Украины.

Персонал
Самым полным состав КУ был только в июне - сентябре 1943 г. Всего КУ с немецкого персонала имело в своем составе 6 научных и 6 служащих. Украинский персонал, который работал в Краевом архиве, Краевой библиотеке и Краевом музее в Киеве в июне 1943 г. насчитывал около 140 человек. С августа 1944 г. сотрудникам КУ, которые еще оставались в его составе, перестали выплачивать заработную плату, хотя они еще некоторое время продолжали заниматься делами КУ. Это касается, в первую очередь, В.Лацке и В.Пфайффера, которые еще продолжали улаживать дела КУ. Кроме того, коллекциями, вывезенными КУ в сентябре - октябре 1943 г. из Киева, после июля 1944 г. и далее занимались украинские сотрудники, которые были при них. Это - М.В. Геппенер, Л.К. Фалькевиц и В.Е. Дарьян, которые сопровождали архивные сборки с КЦАДА в троппау, а затем замка трписти в западной богемии; и П.А. Кульженко, которая сопровождала коллекции из киевских музеев российского и западного и восточного искусств в Кенигсберга, а оттуда к Вильденгофу (имение графа Шверина) в восточной Пруссии. Таким образом, 1 августа 1944 г. можно считать официальной датой ликвидации КУ.

Основные направления деятельности
Основные направления деятельности кроме типичной работы, присущей всем трем отделам КУ, которую исполняли украинские сотрудники, как то: инвентаризация и концентрация разбросанных по городу архивных, библиотечных фондов и музейных собраний, составление учетной документации имеющихся фондов и, при необходимости, их упорядочение, обслуживание читателей, осуществлялись еще инспекционные поездки немецких сотрудников в города рейхскомиссариата. Украинские ученые, сотрудники КУ, подготовили и провели весной и летом 1943 г. цикл научно-популярных радиопередач (около 20) из истории Киева, отдельных его архитектурных памятников, древнерусского и средневекового искусства, архитектуры и т.д. например, “Древнерусская и древнерусский иконы” (П. Кульженко), “немецкие архитекторы Киева” (С. Гиляров), “Царские дворцы в Киеве” (В. Мияковский), “Магдебургское право в Украине” (Н. Полонская-Василенко), “южнословянское письмо и древняя украинская литература” (М. Геппенер), “Фольксдойче в Киеве во времена царизма” (В. Гейбель) и т.д. Руководство КУ сосредоточилось преимущественно на выполнении задач, поставленных перед ним требованиями времени и высшим политическим руководством.

В библиотечной отрасли это - контроль за составлением списков запрещенной литературы и изъятием ее из открытого доступа в библиотеках; обслуживание через абонемент многочисленных немецких организаций и отдельных исследователей. В научной отрасли - сотрудничество с институтом исследования Магдебургского права с г. Магдебург по изданию корпуса магдебургских грамот украинским городам. Проект, однако, не был осуществлен, хотя определенные шаги в этом направлении было сделано. В музейном направлении руководство КУ инициировало полную сверку взятых из киевских музеев в течение 1941-1942 гг. во временное пользование картин и предметов искусства различными германскими службами и ведомствами, а также общую переинвентаризацию Музея украинского искусства, связанную со сменой руководства музея. Г. Винтер, как руководитель КУ и группы музеев, контролировал любое перемещение музейных культурных ценностей. С ним согласовывались вопросы о предоставлении предметов искусства из музеев во временное пользования. Он выдавал разрешение на вывоз предметов искусства из рейхскомиссариата Украина, например, в случае покупки какого-либо предмета искусства в антикварном магазине или художественном салоне. Также за ним оставалось последнее слово относительно передачи из музеев церковным общинам в постоянное пользование вещей церковного инвентаря или возвращения в музей похищенных вещей. Руководство КУ тесно сотрудничало с оперативным штабом в музейной области. В марте 1943 г. в киевских музеев были переданы культурные ценности, вывезенные весной 1942 г. оперативным штабом из хранилищ Киево-Печерской Лавры и размещены в помещении школы по ул. Дарвина. В следствии этой передачи отдел западноевропейского искусства Краевого музея принял на хранение 228 картин и различных предметов искусства, отдел восточноевропейского искусства - 570 икон и картин, отдел украинского искусства - 567 икон и картин и 635 единиц церковной одежды. В то же время по согласию Г. Винтера, подтвержденной рейхскомиссаром Украины, оперативному штабу было разрешено в марте 1943 г. изъять из отдела украинского искусства Краевого музея в Киеве 80 картин советских художников как образцы большевистского искусства и вывезти их к рейху. В архивной отрасли руководство КУ значительное внимание уделили изучению и урегулированию претензий архивного ведомства Генерального Губернаторства (ГГ) на отдельные сборники украинских архивов и библиотек, в частности,- актовые книги административно-судебных учреждений бывшего Волынского воеводства Польско-Литовского государства (с 1793 г. Волынской губернии Российской империи); архивы Волынского лицея в Кременце, Виленского университета, библиотеку и архив семьи Хрептовичов; а также родовые архивы польских магнатов с Волыни. Дирекция архивов ГГ активно разыскивала также архивы польских учреждений, частных лиц, эвакуированные в начале Второй мировой войны на восток Польши, где они попали в руки советской армии. История этих поисков имела свое окончание. Кроме современных архивов, в возвращении других сборников архивному ведомству ГГ было отказано. В компетенции руководителя КУ находилась разработка концепции создания в рейхскомиссариате Украины немецкого архива (Deutschtumsarchiv). Речь шла о концентрации архивных документов (метрические книги, архивы общин, семей, отдельных лиц и др.), которые имели прямое или касательное отношение к немецким общинам или местным этническим немцам в Украине. Очень много нацистских организаций (зондеркоманда д-ра Штумппа, Центр по делам фольксдойче) были заинтересованы не просто в исследовании этих материалов, а в их изъятии из мест хранения и вывозе к рейху. Чтобы предотвратить это, решено было создать отдельный немецкий архив при КУ. Практическое осуществление этого замысла началось в июле 1943 г., когда 602 актовые книги было перевезено из КЦАДА в помещение КУ. Полностью воплотить его в жизнь помешало быстрое развертывание событий на фронте. 7 сентября 1943 г. в Киеве было объявлено о начале эвакуации немецких гражданских учреждений.

Вывоз
Вывоз на запад киевских архивных, библиотечных и музейных сборников было осуществлено по требованию руководства рейхскомиссариата Украина, а именно по распоряжению руководителя отдела науки и культуры рейхскомиссариата Аугуста Габига, соответствующее поручение получил от своего высшего руководства. Инициаторами и организаторами вывоза киевских коллекций этот акт рассматривался как эвакуационная мера, советской стороной как акт грабежа. Так или иначе, вследствие этого сохранилась и часть архивных сборников кол. КЦАДА, те коллекции зоологического музея Киевского университета, которые были вывезены немцами, с другой стороны, потеряно именно ту часть художественных произведений киевских музеев и харьковского художественного музея, которую вывезли немцы. КУ в сентябре - октябре 1943 г. было вывезено коллекцию рукописей, старопечатных книг и нот (10 ящ.) до Каменца-Подольского, 17 ноября 1943 г. - к рейхсархиву троппау (чеськ. опава), часть вывезенного сборки в начале января 1945 г. - до замка трписты в г. Плзеня в западной Богемии. С бывшего КЦАДА - до Каменца-Подольского, оттуда во второй половине ноября-декабре 1943 г. к райхсархива троппау, потом часть в январе 1945 г. в замке трписты:
а) актовые книги земских и гродских судов XVI-XVIII вв. - 1449 томов (602 тома и 847 томов) и 58 коробок с разбитыми актовыми книгами г. Кременца;
б) румянцевский генеральный описание Малороссии конец XVIII века. - 429 томов;
в) родовые архивы XVI-XIX вв. польских магнатов Гижицко, Замойских, Потоцких, сапег - 197 связок;
г) документы XVII-XIX вв. Киевской губернской канцелярии, Киево-Печерской Лавры, Киевской духовной консистории, Киевского намісницького правления и Малороссийской коллегии - 689 коробок;
д) рукописи ХVІ-ХІХ вв. Киевского общества им. Нестора-Летописца - 2 ящика (736 документов).

По дороге в Каменец-Подольский был ограблен один вагон, который содержал актовые книги, документы Малороссийской коллегии, рукописи Киевского общества им. Нестора-Летописца, а также сборники архивных документов из Полтавского областного архива (20 ящиков) и Полтавского краеведческого музея (6 ящиков). При переезде в троппау в Каменце-Подольском осталась небольшая часть архивных сборников, в частности, 27 актовых книг (по другим данным 22) и главным образом документы киевских учреждений ХVIII ст.1946 г. в двух вагонах их было возвращено из Каменца-Подольского в Киев. Из зоологического музея Киевского университета вывезено коллекцию бабочек до Кенигсберга (ныне Калининград). Из харьковского художественного музея (кол. Государственная картинная галерея) в августе 1943 г. оперативным штабом в Киев, а оттуда сотрудником КУ В. Пфайффером 24 сентября 1943 г. до Ровно, потом к Кенигсберга было вывезено 96 предметов украинской живописи XIX-ХХ вв. (картины, рисунки, акварели), 141 картина еропейских мастеров XVII-XIX вв., 11 картин русских художников XIX в. (среди них в.Д. Поленов “Христос на Генисаретском озере”, И.К. Айвазовский “Татарское село”, “Шторм”), 31 икона XV-XVIII вв. главным образом московской школы и две картины неизвестных художников, 12 гравюр немецких мастеров, 25 ковров и гобеленов. Из бывшего музея западного и восточного искусства вывезено 112 картин западноевропейской живописи, 2 мраморные римские бюсты мальчика и девочки ІІ ст н.э., 2 бронзовые фигуры и 26 античных и восточных предметов из стекла, 51 коробка, 6 папок и 1 рулон с гравюрами. Однако, это не окончательная цифра вывезенных экспонатов из этого музея. Экспонаты были вывезены двумя партиями - 13 ящиков (шифр “W”) и 11 ящиков (шифр “MW”). инвентарные описи 8 ящиков, обозначенных буквой “W”, не відомі.змузею русского искусства -351 икона, 418 картин, 11 акварелей, 17 миниатюр. Следует отметить, что эти данные приведены на основе немецких инвентарных списков до ящиков. При этом примерно на 20 ящиках с экспонатами Музея русского искусства инвентарные описи вообще отсутсвовали. Собрания с обеих киевских художественных музеев было вывезено через Каменец-Подольский к Кенигсберга, оттуда до поместья графа Шверина (ныне с. Дзиково Варминско-Мазурского воеводства) прибл. в 70 км южнее Кенигсберга. По свидетельству П.А. Кульженко, которая сопровождала киевские коллекции, они погибли 17 февраля 1945 г. во время пожара в имении. Однако, известно, что летом 1960 г. на месте сгоревшего имения польскими и советскими учеными были проведены раскопки, в результате которых выявлено иконы и скульптуры. Это дает надежду, что вывезена в 1943 г. коллекция из киевских художественных музеев полностью не погибла, ие шанс найти хотя бы ее часть.

Итог
Свою деятельность КУ успело за нехватки времени в полной мере на всех направлениях (архивном, библиотечном и музейном) развернуть только в Киеве. Только группе архивов удалось распространить свою власть почти на всю территорию рейхскомиссариата Украины, создав и контролируя деятельность окружных (бывших областных) архивов. Нельзя рассматривать создание и деятельность КУ под углом зрения советских идеологических клише типа - “нацистская грабительская организация, созданная исключительно для удобного ограбления украинских культурных ценностей”. Инициатор создания КУ профессиональный архивист с большим опытом работы до войны Г. Винтер, хорошо зная ситуацию с архивами и другими учреждениями культуры в райхс комиссариате Украина (бесхозяйственность, несостоятельность местного и равнодушие немецкого руководства), видел миссию своего управления, в первую очередь, в защите местных архивных, библиотечных и музейных собраний от хищения как со стороны местного населения, так и различных немецких организаций. Характерной чертой КУ было то, что его руководящее ядро составляли профессионалы, которые хорошо знали архивное и библиотечное дела, а, главное, не были равнодушными к судьбе подконтрольных им архивных, библиотечных и музейных собраний. Это, в первую очередь, касается руководителя КУ д-ра Г. Винтера и руководителя группы библиотек д-ра Й. Бенцинга. Однако полновластными ни КУ, ни его руководство не были. в условиях тоталитарной системы нацистской германии и авторитарного стиля управления на всех уровнях немецкой оккупационной власти КУ играло роль статиста по отношению к высокопоставленных лиц или властных структур. Это оказалось в продолжении практики изъятия музейных экспонатов во “временное пользование” для украшения частных и офисных помещений представителями высших ступеней немецкой гражданской администрации и полиции, активной деятельности на территории рейхскомиссариата оперативного штаба райхсляйтера розенберга, организации “аненербе” (нем. Ahnenerbe - наследие предков), Центра по делам фольксдойче (две последние принадлежали к СС, зондеркоманды д-ра Карла Штумппа при райхсминистерсте оккупированных восточных территорий и др., за которыми стояли их влиятельные патроны.
комментарии: 0 | просмотров: 1230 | раздел: История фашизма
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт