Альберт Ким: жизнь – как полет

дата: 4-03-2012, 12:33 просмотров: раздел: Побеждая врага
Альберт Ким: жизнь – как полетПриходите лет через 10–15. Ростом он и впрямь вылитый подросток: 1 метр 57 сантиметров. Зато подтянут и строен: сразу чувствуется военная косточка. Рассказывая, он то и дело порывисто вскакивал с высокого табурета, чтобы подойти к стене, сплошь увешанной многочисленными фотографиями. В них уместилась вся биография ветерана Великой Отечественной войны и труда, кавалера восьми боевых орденов и двух десятков медалей, почетного гражданина города Люберцы гвардии полковника-инженера в отставке Альберта Никифоровича Кима. Вообще-то он урожденный Алексеев, но, охваченный комсомольской романтикой кипучих 30-х годов, решил сменить фамилию на звучную аббревиатуру КИМ, что означало «Коммунистический интернационал молодежи». В то время так поступали многие.
– Как сами-то осознаете факт своего столетия? – спросил собеседник, всматриваясь в снимки, которые сделали бы честь любому музею Великой Отечественной войны.
– Головой – да, понимаю, а душой – ну, никак… Знаете, должно пройти какое-то время, чтобы можно было привыкнуть к этому факту. Лет этак через десять – пятнадцать приходите, поговорим, – Альберт Никифорович весело рассмеялся.
Из «штопора» – в русский плен. «Тот день помню – будто вчера было. С утра небо покрылось тучами. Начал мелкий дождик накрапывать. Но недолго, через час распогодилось, выглянуло яркое солнце. У нас, технарей, как всегда запарка, предстояло по приказу командира полка срочно отремонтировать пять истребителей. Назавтра планировался боевой вылет второй эскадрильи, и следовало как можно быстрее вернуть самолеты в строй. Механики работали быстро и слаженно. Неожиданно раздался сигнал боевой тревоги: в нашу сторону направлялась большая группа вражеских бомбардировщиков. В считанные минуты летчики были в воздухе. Они полетели навстречу немцам и, опередив их, завязали бой в нескольких километрах от нашего аэродрома. В этом бою были сбиты четыре немецкие машины. Наши же ребята вернулись на базу в полном составе, целы и невредимы. Не прошло и часа, как двое бойцов привели в расположение аэродрома пленного фрица. Им оказался летчик сбитого самолета. В воздушном бою его машина попала под прицельный огонь одного из наших самолетов. Фриц вспыхнул, перевалился через крыло и понесся штопором к земле. Летчик, однако, за какие-то доли секунды успел покинуть кабину и открыть парашют. А когда он приземлился, его уже ждали наши бойцы. Так мы нежданно-негаданно получили «языка». Тут же дали об этом знать в штаб дивизии, откуда немедленно прибыл офицер разведки, хорошо знающий немецкий
язык. Я тоже неплохо «шпрехал дойч» и, присутствуя на допросе, понимал все, о чем шла речь. Немца звали Курт Гоффман. Он был в чине майора, под комбинезоном на кителе красовался знак, которым награждались лучшие асы гитлеровской авиации. Вел он себя надменно, даже нагло. На вопросы отвечать отказывался.
– Вы, русские, – разглагольствовал фриц, – никогда не выиграете эту войну. Потому что вы дики и безграмотны. А ваши летчики не то что воевать – летать не умеют.
– Как же случилось, что вы, такой опытный летчик, дали себя сбить? – иронически улыбнулся офицер разведки.
– О, это чистая случайность, – тихо, уже без прежней спеси произнес немец. – Ваш пилот воевал не по правилам.
В ответ раздался дружный хохот.
Когда к столу, за которым вели допрос, подошел двадцатилетний летчик, сбивший немца, тот долго всматривался в простое, открытое лицо своего обидчика.
– Так это вы?.. – только и смог сказать он. Вскоре его увезли в штаб дивизии».

«Совсем недавно, 31 января 2007 года, Альберту Никифоровичу исполнилось 97 лет. Он еще до Великой Отечественной войны окончил Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников, а затем и Военно-воздушную академию им. Жуковского. Сегодня по-прежнему бодр и энергичен, делает зарядку и только два года назад бросил лыжи.
Война для Альберта Никифоровича – самый сильный и неиссякаемый источник воспоминаний. Он помнит все. И то, как горели на нем волосы при очередной бомбежке аэродрома, и как был ранен в ноги, как перекатывала его взрывная волна, как девушки тащили на себе тяжеленные авиабомбы и подвешивали к самолетам. Как жили в землянках, кормили вшей, ели что придется и перемещались по самым главным фронтам войны – под Сталинград и Курск, через Днепр, который «широк, могуч», Прибалтику… Он служил в 106-м гвардейском истребительном авиаполку старшим инженером, куда его откомандировали за блестящую репутацию воентехника и инженера-испытателя. Случалось, что за ночь приходилось ремонтировать и по 10, и по 15 самолетов. От службы Альберта Никифоровича зависело, взлетят ли по приказу командира полка наши истребители, или, превратившись в беспомощные мишени, будут стоять на ремонтной площадке аэродрома». (1 0 6 - г о гвардейского Висленского орденов Александра Невского и Михаила Кутузова истребительного авиаполка).
Полк был сформирован в апреле 1942 года. Полк участвовал в боях на Калининском, Юго-Западном, 1-м и 3-м Украинском фронтах, битвах за Сталинград, в Орловско-Курской операции, в битве за Днепр, в освобождении Западной Украины, во Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Полк 8 730 раз совершал боевые вылеты. Летчиками полка произведено 315 групповых и 660 индивидуальных воздушных боев, в результате которых было сбито 299 и подбит 71 самолет противника. За период Великой Отечественной войны 184 летчика-гвардейца награждены орденами и медалями. 12 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Побеждая врага
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт