Танки «малютки»

дата: 13-11-2011, 15:34 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Первоначально танки Т-60 (с упрощенным корпусом) планировалось вооружить пулеметами ДШК, но уже 26 июля 1941 юла постановлением ГКО машина должна была вооружаться 20-мм пушкой 111 ВАК и 7,62-мм пулеметом ДТ. Для проверки качества чертежей и сборки танков Т-60 к 16 августа 1941 года было сделано следующее:
«а) Подольским заводом изготовлен 1 железный корпус. Завод № 37 приступает к монтажу танка Т-60 17.8.41 г., после чего образец своим ходом отправляется на ГАЗ.
б) Завод ДРО и Ворошиловградский с той же целью уже собрали первые опытные корпуса. Остальные броневые заводы провели проверку чертежей корпуса. Производство корпусов на этих заводах можно ожидать не ранее 1.9.41 г.,
так как цикл производства равен 15 дням (обещают в дальнейшем сократить до 10 дней).
в) На 16.8.41 г. изготовлено заводом № 69 25 прицелов под спаренную установку ДТ и 20-мм пушки.
г) 17.8.41 г. завод № 2 отгружает 15 штук пушек ШВАК и обязан изготовить в августе 300 штук пушек».

Собранный в августе опытный образец танка Т-60 (с корпусом из не броневой стали) сразу же отправили на ГАЗ, причем, как писал в своих воспоминаниях Н. Астров: «я сел за рычаги Т-60 и примерно за 14 часов приехал в Горький, где остался помогать освоению танка». В результате к середине сентября завод был готов к производству танков и с конца месяца стал их выпускать. Ситуация с выпуском бронекорпусов и башен для Т-60 на 20 сентября 1941 года была следующей: Ворошиловградский завод сдал 46 комплектов и еще 59 находилось на сборке. Новокраматорский - на сборке 6 комплектов, «Красный котельщик» сдал 10 и на сборке 16 комплектов. Всего же за сентябрь 1941 года четырьмя «водами было изготовлено 269 бронекорпусов танков Т-60 (Муромский 15, Выксунский - 6, Ворошиловградский - 125, Новокраматорский - 68, «Красный котельщик» в Таганроге - 55). Что касается подготовки выпуска Т-60 на ХТЗ, то здесь дело обстояло не так гладко. Это предприятие было значительно слабее ГАЗа но производственным мощностям и сразу же ориентировалось на широкую кооперацию с другими предприятиями. Кроме того, ситуация осложнялась тем, что помимо Т-60 на ХТЗ шла сборка бронетракторов ХТЗ-16, причем последние должны были производиться в массовом количестве.

Тем не менее, к середине сентября 1941 года и в Харькове, правда с большими трудностями, подготовка выпуска Т-60 была близка к завершению. В своем докладе от 15 сентября «о состоянии работ на ХТЗ», направленном в ГАБТУ КА военпредом Куликовым, сообщалось: «13.9.41 г. выпушен первый танк Т-60 с бронекорпусом Ворошиловградского завода. На заводе имеется всего двенадцать корпусов, в том числе 2 корпуса прислал Таганрог и 2 - завод № 37. Ворошиловградский завод начал регулярную подачу корпусов, но не по графику. Моторов ГАЗ-202 имеется 7 шт. радиаторов 25 шт. На ХТЗ все цеха изготавливают детали Т-60 на первую партию в 50 шт. вручную, без полной оснастки, вследствие чего изготовление идет крайне медленно. Линия сборки агрегатов не налажена ввиду продолжающегося выпуска ХТЗ-16 в тракторном цехе на основном конвейере. Основными деталями, задерживающими сборку первых образцов Т-60. являются: катки (посланы в Ярославль на обрезку 12 комплектов), торсионы - имеется готовых на ХТЗ 8 Штук. Основной поставщик ХТГЗ не приступил еще к изготовлению, мотивируя неумением их делать. Только в последний день 14.9.41 г, ХЭМЗ начал давать балансиры. Подачу балансиров, катков и торсионов ХЭМЗ и ХТГЗ согласно имеющемуся решению обещают производить только до 1 октября. Из этих агрегатов ХТЗ запустил в производство только бортфрикцион и торсион.

Танки «малютки»

Готовая продукция во дворе завода № 38 в Кирове. Май 1942 года. На переднем плане танк Т-60 с броней 20-35-мм с надписью «Фронту на разгром фашизма», за ним - Т-60 с конической башней по типу Т-30, через одну машину - 7-30 (РГАКФД)


Танки «малютки»

Обучение механиков-водителей Т-60 в одном из учебных танковых полков. Весна 1942 года (АСКМ)


Снятие с ХЭМЗа и ХТГЗ балансиров и катков, при условии уже разработанных ими средств производства, может в дальнейшем сорвать выпуск танков на ХТЗ. К тому же количество идущих на один танк этих деталей такою, что универсальных станков, удовлетворяющих всю программу, на ХТЗ не имеется. К тому же ХТГЗ установил специальные станки для обточки этих катков». Однако через несколько дней последовало решение об эвакуации производства. Тем НС менее, до конца производства ХТЗ в Харькове - 10 октября 1941 года - завод сумел слать 7 танков Т-60 (№ 001 - 007). Машины поступили в 35-ю танковую бригаду (1), 71-й отдельный танковый батальон (2), 25-й запасной танковый полк (2) и 2-е Харьковское бронетанковое училище (2). К моменту свертывании выпуска Т-60 в связи с эвакуацией ХТЗ сумел в значительной мере подготовиться к их массовому изготовлению. Производство Т-60 из Харькова эвакуировали в Сталинград, где оно разместилось на территории завода № 264. Сборочный и механические цеха были размешены в недостроенных корпусах без отопления, а также в складских и бытовых помещениях. В ноябре завод должен был слать 50 Т-60, а в декабре - 200. Однако в ноябре сделать ничего не удалось, а в декабре слали всего 45 машин. Основной причиной этого являлась медленная поставка с ГАЗа радиаторов и маслобаков. Фактически все имевшиеся в наличии установили на 45 Т-60. сданных в декабре. Что касается ГАЗа, то тут дела шли значительно лучше. Да это и не мудрено - это было одно из наиболее мощных промышленных предприятий Советского Союза, имевшее мощную производственную базу.

Первый танк Т-60 в Горьком заложили 17 сентября 1941 года и до конца месяца сдали три машины. Для их сборки выделили новый кузовной цех, получивший № 5. Детали для танков производили во всех цехах завода. По первоначальному плану Горьковский автозавод до конка года должен был сдать НПО Т-60. причем выпуск должен был идти по нарастающей: в октябре 170 линейных и 40 радийных, в ноябре - 280 линейных и 70 ради иных, в декабре - 360 и 90 соответственно. Всего же было выпущено за 1941 год 1177 Т-60, правда только линейные. Установку радиостанций отменили из-за их малого количества (было всего около 80 штук 71-ТК-З), которые ГЛБТУ КА приказало передать другим предприятиям. В начади производства часть Т-60 получила не 8-гранную башню, которая была запроектирована, а коническую. ПО типу танков Т-40/Т-30. Такие башни поступили на ГАЗ с Подольского завода имени Орджоникидзе. Помимо платно вооруженных танков постановлением ГКО № 889 от 11 ноября 1941 года ГАЗ должен был изготавливать Т-60 без башен для завода «Компрессор» - здесь на них устанавливали направляющие реактивной установки М-8 («Катюша»). Всею за 1941 год ГАЗ собрал 137 Т-60 без башни. Таким образом, суммарный выпуск составил 1314 машин. В ноябре 1941 года начались работы по усилению бронирования танков Т-60 - первые же бои показали, что 15-20-ым толщины основных листов (лоб, борт корпуса и башни) явно недостаточно. С фронтов стали поступать сведения о том, что Т-60 пробиваются даже огнем противотанковых ружей.

В результате проведенных испытаний было принято решение провести экранировку до 35 мм - переднею листа корпуса, маски башни и лотка водителя, до 25 мм - башни и кормы. В декабре планировалось перейти на выпуск экранированных корпусов, а с января 1942 года выпускать корпуса с увеличенной толщиной (без экранировки). Однако из-за проблем с прокатом нужной толщины сделать это удалось далеко не сразу. Так, в отчете ГАЗа за 1941 год говорилось: «Броневые корпуса - поступление их с заводов №№ 176, 177 и Кулебакского завода не регулярное и не обеспечивает развертывания производства, ГАЗ затягивает у себя производство корпусов. Изготовление инструмента и штампов заканчивается. В январе должно быть изготовлено 300 шт. с перспективой дальнейшего развития до 50 шт. в сутки. В настоящее время имеются трудности со снабжением броневой статью размером 20 и 35 мм. С созданием 12 сентябри 1941 года наркомата танковой промышленности вошедшие в него предприятия получили номера, и там числе и заводы, выпускавшие корпуса и башни танков. Таким образом. Муромский паровозоремонтный стал заводом № 176. Выксунский дробильно-размольного оборудования - № 178, Кулебакский (подключен к изготовлению бронекорпусов в октябре 1941 года) - № 180, Саратовский (на его территорию эвакуировали броневое производство с Ижорского шваба) - № 180.

Танки «малютки»

Легкий танк Т-60, брошенный экипажем из-за поломок или отсутствия горючего. Юго-Западный фронт, июль 1942 года. Танк выпуска завода № 38, на башне различима надпись «За Родину!» (БА)



Танки «малютки»

Танк Т-60 преодолевает препятствие из бревен во время обучения вождению механиков-водителей. Весна 1942 года (АСКМ)


Корпуса будут выпускаться со следующими толщинами - лобовой лист 35 мм вместо 20 мм, обечайка башни 25 мм вместо 15 мм, лобовой вертикальный лист броневой маски 35 мм вместо 20 мм, корма 25 мм вместо 15 мм, кабина водителя и щиток 35 мм вместо 20 мм. Экранированные корпуса с увеличением толщины этих же листов с бронекорпусных заводов не поступают, за исключением завода № 176, который сделал их всего лишь 10-12 шт». В Начале 1942 года производством танков Т-60 занимались четыре завода: Горьковский автомобильный, № 264 в Сталинграде, № 37 в Свердловске и № ЗК в Кирове (бывший Коломенский). При этом более-менее налаженный цикл был только на ГАЗе - остальные после эвакуации не сразу смогли включиться в работу. При этом на заводах № 37 и 38 на первых порах собирали машины Т-30, используя задел привезенных с собой детали. Организация сборки Т-60 шла на этих предприятиях с большими трудностями. Например, завод № 37 с 15 февраля должен был выпускать Т-60 с увеличенной до 35 мм толщиной брони, но, по сообщению военпреда, «завод не готов, собирается ставить в известность БТУ КА и наркомат о переходе на выпуск танков без экрана, с толщиной брони в передней части 35 мм - значительно позже, делая пока корпус с экраном толщиной 35 мм передний лист». Что касается завода № 38, то на новом месте для самостоятельной сборки танков выделили два причала по 360 кв. м в механосборочном цехе № 5, причем один из пролетов не имел крыши. По предложению директора завода Рубинчика группу мастеров направили в Горький на ГАЗ для ознакомления с конструкцией, технологией и организацией сборки Т-60. В Кирове с самого начала сборку танков стремились организовать по поточному принципу на тех площадях, которые имелись в наличии. Всего сошли две параллельные сборочные линии, на каждой из которых собиралось по 11 машин. На каждой линии работало по 55 человек. В начальный период освоения Т-60 завод № 38 получал большое количество узлов и деталей с ГАЗа - бортовые и главные передачи, трубы, укладки, бензобаки, двигатели и тп. Но с пуском механических цехов рать поставок по кооперации значительно уменьшилась. Первые пять танков - это были Т-30 - собрали в январе 1942 года в тяжелейших условиях: сильный холод в цехах, отсутствие сжатого воздуха, нехватка деталей и оборудования. В дальнейшем, по мере решения проблем, выпуск стал нарастать.

Танки «малютки»

Подбитый или брошенный экипажем танк Т-60 производства завода № 264. Большая излучина Дона, июль 1942 года. Машина оснащена металлическими катками с внутренней амортизацией (БА)



Танки «малютки»

Еще один танк Т-60 производства завода № 264, подбитый или оставленный экипажем. Лето 1942 года. Как и танк на предыдущем фото, эта машина оснащена металлическими катками с внутренней амортизацией (ЯМ)


Имелись большие проблемы и на заводе № 264, главным образом связанные с нехваткой умов и агрегатов: «Моторов с Горьковского завода с начала производства получено только 196 шт., причем нужно отметить, что на моторах выявляется много дефектов, которые завод, не имея запчастей, не может устранить. Дефектных моторов уже накопилось 30 шт. Очень тяжелое положение с катками. Обрезиненные катки кончились, а катки безобрезинки (с внутренней обрезинкой) при испытании их на машине не дали положительных результатов. Испытание по этим каткам продолжается». Тем не менее чуть больше 40% месячной программы января - при плане в 240 Т-60 завод сдал 101 - завод выполнить смог. Основными причинами невыполнения, по докладу военпреда Морозова, были следующие:
«1. Плохая подача корпусов заводом 'Красный Октябрь», За январь по плану должно быть подано 200 корпусов, а фактически подано 92 корпуса, причем корпуса поступали неукомплектованными, с целым рядом недоделок, которые приходилось доделывать заводу № 264.
2. Невыполнение плана поставок заводом СТЗ. Например, за январь месяц должно быть подано радиаторов и бензобаков 450 комплектов, а фактически подано радиаторов 102 шт., а бензобаков на 100 машин. По деталям холодной штамповки, поковкам, чугунному и стальному литью завод СТЗ задание на поставку также не выполнил, благодаря чему механический цех и сборочный цех имели простой в работе.
3. Третья основная причина невыполнения программы января месяца - это недостатки на заводе № 264, которые обуславливались периодом освоения изготовления массового количества деталей и сборки машин. В настоящее время в основном период освоения закончен, основная оснастка производства сделана и при наличии достаточной подачи заготовок механические цеха могут давать ежедневно до 10 комплектов в день, а сборочный цех при обеспечении его деталями и узлами, получаемыми со стороны, может собирать ежедневно 6-7 машин, а через 15-20 дней довести сборку до 10 штук ежедневно».

Таким образом, из четырех заводов в январе 1942 года основным производителем Т-60 был ГАЗ, но и у него были свои проблемы. Всего за январь 1942 года в Горьком было принято 635 машин с башней и 35 без башни при общем плане 870. Невыполнение плана объясняется тем, что в январе было шесть дней, когда «сдачи не было вовсе, затем два дня, когда сдавалось до 10 танков в сутки, 5 дней - до 20 танков, 6 дней - от 20 до 25 и все остальные - от 25 до 30 танков». И только 4 дня сдача производилась от 31 до 50 танков в сутки за счет заделов в предыдущие дни. Причиной такой неравномерной работы было недостаточное поступление электрооборудования (стартеры, распределители и аккумуляторы) и шарикоподшипников, возить которые с предприятий-смежников приходилось иногда даже на самолетах. Кроме того, имелись проблемы с переналадкой производства из-за различных рода замен, главными из которых являлось отсутствие металла нужных марок. Если принять во внимание, что ГАЗ по производству танков вышел к началу января на темп 30 штук в сутки и по состоянию производства мог к концу первой декады выходить на 35 штук, то январская программа могла бы быть и перевыполнена. Имелись свои проблемы и со сдачей танков экипажам, о чем сообщат в ГАБТУ КА военпред Окунев: «Из числа не отправленных 148 машин около 43 стоят с разного рода дефектами, из которых большинство по вине водителей. Исправление этих дефектов происходит с большим трудом, так как цех занят основной работой. Директор завода обещал в начале февраля форсировать Эту работу. Нужно отметить, что качество экипажей по-прежнему малоудовлетворительное. В 16-м запасном танковом полку имеются острые затруднения со снабжением бензином. Помимо этого командование полка, и особенно техчасть, вялая и безынициативная, не могущая настойчиво работать по обеспечению боевой подготовки. Для характеристики можно принести, что зам. командира полка по техчасти майор Черепичный был на заводе не более двух раз. Завод для оборудования полка они используют плохо».

Танки «малютки»

Подбитый танк Т-60 производства завода ГАЗ. Лето 1942 года



Танки «малютки»

Общий вид танка 7-60 завода № 37 выпуска апреля-мая 1942 года (АСКМ)


Невыполнение плана произошло из-за того, что завод получал броню с большими перебоями, в результате чего цех корпусов работал весь январь без задела. Детали подавались на сборку некомплектно и несвоевременно. Первые корпуса собрали с дефектом, так как приспособления для сборки не успели закончить. По проекту все детали корпуса, кроме 35 мм, должны штамповаться. Но штампы своевременно изготовить не удалось, и детали пришлось вырезать автогеном: «Участок заготовок не был подготовлен, то есть не было квалифицированных резчиков и не было хорошего оборудования. По проекту вся внешняя сварка должна проводиться автоматически, по методу академика Нагона. Но автоматическая сварка до настоящего времени еще не освоена, и вся сварка производится вручную. Хороших сварщиков очень мало, оборудования ятя ручной сварки недостает и оно не вполне качественное. Исключительно плохо обстоит дело с выпуском башен в январе месяце. Участок сборки башен организован значительно хуже, чем участок корпусов. Основная причина плохой работы но выпуску башен в том, что не было на заводе оборудования для обработки башен. Имеется совершенно недостаточное количество карусельных станков для обработки погонов башен и самих башен. Исходя из этого, весь центр тяжести был перемещен на экранирование башен».

В феврале 1942 юла ситуация с производством Т-60 стала выправляться, но тем не менее, ни один завод из четырех не выполнил плана. Как и в предыдущий месяц, основным сдатчиком по Т-60 выступал ГАЗ. Правда, и это предприятие не смогло выполнить задание - из положенных 650 было сдано 525, из них 32 без башен. Причиной невыполнения плана являлось «неравномерное поступление и частое отсутствие электрооборудования, стартеров, распределителей, аккумуляторов, шарикоподшипников для главной и бортовой передач, свечей, катков, и тд». Собственное производство корпусов и башен, развернутое еще в январе, набирало темп. При этом инженеры ГАЗа вводили ряд новшеств, отличавшихся от ранее использовавшихся при разработке технологии изготовления корпусов и башен. Прежде всего, все бронедетали толщиной до 25 мм изготавливались штамповкой, а для сварки основных узлов применялась автоматическая «скоростная дуговая сварка по методу академика Патона».

Термообработка бронедеталей предусматривалась в специальном приспособлении, исключающем их коробление. Разработанная технология давала возможность изготавливать большое количество корпусов и башен с минимальной затратой времени - на один комплект требовалось 175 человеко-часов. Произведенные расчеты показали, что при существующем штате рабочих и служащих при 8-часовом рабочем дне кузовной цех мог давать ежедневно 18-20 корпусов в сборе. В феврале 1942 года обеспеченность производства по вышеуказанной технологии составляла примерно 85%, главной проблемой было освоение автоматической сварки в связи с подбором нового флюса. Кроме того, требовалось дополнительно получить один -два карусельных станка для обработки башен и погонов. Тем не менее, в течение февраля 1942 года кузовной цех не выполнял план по корпусам и башням - вместо предусмотренных планом 280 комплектов завод слал всею 67, из них 21 с усиленной башней (так назывались в документах башни из 35-мм брони). Основной причиной того были перебои с подачей броневого листа.

Танки «малютки»

Танк Т-60 завода №37 выпуска апреля-мая 1942 года, вид слева. Хорошо видно, что борт корпуса изготовлен из двух бронелистов, сваренных между собой (АСКМ)



Танки «малютки»

Танк Т-60 завода № 37 выпуска апреля-мая 1942 года, вид спереди. Хорошо виден люк механика-водителя конструкции, характерной для машин завода № 37 (АСКМ)


По существу в феврале 1942 гола сдача корпусов производилась из заделов январи, а башен - из числа экранированных, полученных от цеха № 5 (остались от ранее сданных Т-60, переданных минометному управлению без башен для установки направляющих М-8). Таких корпусов с экранированными башнями приняли в феврале 1942 года 85 штук. В феврале на складе ГАЗа имелось около 400 корпусов, полученных главным образом от заводов-смежников, в том числе 111 корпусов кузовного цеха с усиленными деталями. Однако они очень медленно использовались цехом № 5 (сборочный) для изготовления Т-60 - лишь в конце февраля танки с усиленными корпусами стали поступать со сборки. В марте 1942 года на вооружение принимается новый легкий танк Т-70, выпуск которого с апреля месяца должны были начать заводы ГАЗ, № 37 и № 38. Однако сразу сделать это не удалось - новая машина оказалась значительно сложнее прежней, да и на Т-60 имелся большой задел деталей. Поэтому ГАЗ сдал последние «шестидесятки» в апреле, завод № 38 - в июне, а № 37 - в июле.

Что касается завода № 264, то его к выпуску Т-70 не привлекали. При этом в июне 1942 года он перевыполнили план, сдав 311 Т-60 при плане 300, при этом в течение месяца имелись большие проблемы с поставками радиаторов и траков Сталинградским тракторным заводом. Чтобы не задерживать работу конвейера и не нарушать режим работы, танки обкатывались и испытывались на так называемых «оборотных» радиаторах и траках - их ставили, машина шла в пробег, после чего их переставляли на другую и тд. Такие танки принимались условно - к 1 июля их имелось 91 штука. В течение первых трех дней июля, после получения необходимого количества траков и радиаторов, эти машины приняли окончательно. В июле 1942 года выпуск Т-60 тормозился из-за несвоевременной подачи двигателей с завода ГАЗ, при этом часть моторов поступала без стартеров и генераторов, а часть имела трещины в блоке цилиндров. Кроме того, практически отсутствовали обрезиненные опорные катки, что вызвало задержку в сборке машин на три дня. В июле 1942 года, после сдачи 51 машины, производство танков Т-60 на заводе № 264 было прекращено.

При этом из-за задержки с доставкой двигателей с ГАЗа последний танк был окончательно готов только 26 июля. Но дольше всего, как оказалось, выпускал Т-60 завод № 37, точнее филиал Уралмаша. Дело в том, что постановлением ГКО № 2120сс от 23 июля 1942 года и приказом НКТП № 556сс от 30 июля завод № 37 имени Орджоникидзе со всеми цехами включался в состав Уралмаш завода в качестве филиала. Выпуск танков на нем прекращался, а весь задел и оснастка передавались заводу № 38 в Кирове. Однако, используя имевшийся задел по Т-60, в декабре 1942-го было сдано 25 машин, 11 в январе и 44 в феврале 1943 года. Это были последние серийные танки Т-60. Таким образом, всего за 1941-1943 годы было изготовлено 5773 танка Т-60 (в это количество включены танки Т-30 завода № 38, так как отдельной статистики по ним нет).
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт