Модернизация танка Т-60

дата: 13-11-2011, 12:53 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
В ходе серийного производства Т-60 неоднократно делались попытки улучшить характеристики танка - все прекрасно понимали, что его боевая ценность весьма невысока. Так, еще в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в Горьком по своей инициативе приступило к проектированию пушки ЗИС-19, предназначенной для вооружения танка Т-60. Она представляла собой 37-мм орудие со стволом в 66,7 калибра, начальной скоростью снаряда 915 м/с и баллистикой 37-мм зенитки образца 1939 года. Боеприпасы использовались те же, что и в зенитке. В октябре здесь же начали разработку варианта ЗИС-19БМ — 45-мм орудие в 46 калибров с начальной скоростью 757 м/с, представлявшее модернизацию 45-мм орудия 20К. В декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение танк Т-60. В кратчайшие сроки-с 20декабря 1941-гоно 13января 1942 года — завод № 92 разработать окончательные чертежи установки, и всего за неделю—с 12 но 19 января — ЗИС-19 изготовили в металле и смонтировали в башне Т-60.

Машина прошла заводские испытании в феврале - марте 1942 года и показала неплохие результаты. В выводах комиссии говорилось:
«1. Прочность системы удовлетворительная.
2. Работа противооткатных устройств, затвора и полуавтоматики удовлетворительная.
3. Качающаяся часть уравновешена удовлетворительно.
4. Усилия на маховиках подъемного и поворотного механизма при горизонтальном положении танка не превышают установленных норм ПО техусловиям.
В результате испытания опытного образца ЗИС-19 стрельбой комиссии приходит к следующему заключению:
1. Производство системы ЗИС-19 по сравнению с 45-мм танковой пушкой значительно дешевле. Требует меньше затрат станков и ручного труда, так как 37-мм танковая пушка имеет в несколько раз меньше деталей, и к тому же более простых в изготовлении. Все это, вместе взятое, позволяет значительно увеличить выпуск танковых пушек в массовом производстве.
2. Имея, согласно расчету, почти одинаковую бронепробиваемость, что и 45-мм танковая пушка, ЗИС-19 позволяет возить
в танке большее количество боеприпасов вследствие меньшего веса и габаритов 37-мм патронов.
3. 37-мм танковая пушка может быть представлена на государственные испытания».

После доработки орудия в апреле - мае 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта ЗИС-19 в Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года в серийном танке Т-70. По результатам (из ЗИС-19 сделали 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя орудия на дистанции 2000 метров неудовлетворительная, на 1000 и 500 м лучше табличной для 37-мм зенитного орудия (ЗИС-19 имела баллистику 37-мм пушки образца 1939 года). Была получена неплохая скорострельность — до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки и 6-7 выстрелов с корректировкой. Вместе с тем у ЗИС-19 выявилась низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе ударного механизма и накатника. Кроме того, вести огонь из ЗИС-19, смонтированной вТ-60, было крайне затруднительно из-за тесноты башни и неудачного размещения механизмов наводки. В заключении отмечалось, что ЗИС-19 не выдержала испытаний, и рекомендовалось заводу № 92 устранить выявленные дефекты. После этого предлагалось провести испытание орудия в башне Т-70, где она будет иметь «несравнимое преимущество перед 45-мм танковой пушкой обр. 1938 г. в удобстве боевого обслуживания, скорострельности, запасе боевого комплекта и в экономичности изготовления». Но дальнейшие работы по ЗИС-19 прекратят.

Модернизация танка  Т-60

Общий вид танка Т-45 завода №37- вариант Т-60, вооруженный 45-мм пушкой. Свердловск, май 1942 года (АСКМ)


Модернизация танка  Т-60

Опытный образец танка Т-45, вид слева. Свердловск, май 1942 года


Были попытки усилить вооружение «шестидесятки» и на других заводах. Например, на Горьковском автозаводе изготовили танк Т-60 с установкой 45-мм пушки в новой башне, но на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец изготовили и испытали стрельбой, после чего была заказана аналогичная машина из броневой стали. Однако в связи с работами по Т-70 дальнейшие работе по установки в Т-60 45-мм орудия на ГАЗе прекратили. В связи с введением в серию экранированных корпусов и корпусов с утолщенной броней (20-35 мм) возросла масса танков Т-60, что привело к ухудшению динамических характеристик машины. Для выхода из создавшегося положения приказом по наркомату танковой промышленности № 404 от 14 мая 1942 года предписывалось:
1. Директору завода № 37 т. Фрезсрову -к 18 мая с.г. установить в Т-60 мотор ЗИС-5 и совместно с военпредом провести испытания.
2. В случае положительных результатов приступить к разработке чертежей и составить технологии на Т-60 с ЗИС-5».

26 мая 1942 года главный инженер завода № 37 Мартиросов докладывал наркому танковой промышленности В. Малышеву о том, что испытания танков Т-60 с двигателями ЗИС-16 мощностью 85 л.с. и ЗИС-5 в 73 л.с. проведены. По результатам лучшие результаты показала машина с ЗИС-16, вместе с тем в качестве временной меры, до получения ЗИС-16, признавалась возможной установка на Т-60 мотора ЗИС-5. В выводах отчета об испытаниях сообщалось:
«1. Двигатели ЗИС-16 и ЗИС-5 могут быть использованы на Т-60 с увеличенной массой до 6,8 т. Дчн этого требуется:
а) выяснение и проверка износа резины ввиду увеличения массы и нагрузки на катки;
б) проверка и подборка сечений и узлов предварительной закрутки торсионон.
2. Результаты испытаний позволяют сделать вывод о недостаточной мощности двигателей ЗИС-16 и ЗИС-5, работающих на машине Т-60 с данным передаточным отношением трансмиссии.
...В эксплуатации двигатели удобны, просты и неприхотливы.

Заключение.
Проведенная работа показала преимущества ЗИС-16 по сравнению с ЗИС-5 и ГАЗ-202 при установке их на серийном танке Т-60 с весом, доведенным до 6800-7000 кг».
Одновременно с испытанием двигателей ЗИС конструкторское бюро завода № 37 в кратчайшие сроки разработало проект нового танка, получившего обозначение Т-45. Машина, выполненная на основе Т-60, предлагалась в качестве альтернативы Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проект) Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезсровым и главным инженером Мартиросовым в ГЛБТУ КА 20 мая 1942 года, говорилось: «С целью значительного улучшения боевых качеств Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его изготовление без снижения выпуска, заводом № 37 на базе танка Т-60 разработан и построен опытный образец Т-45. В указанном образце заводу удалось создать одномоторный танк с более мощным двигателем и разрешить вопрос установки усиленного вооружения при почти равноценной тактико-технической характеристике с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2,5 тонны».

Т-45 имел такой же боекомплект, как и на Т-70. Новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным пулеметом ДТ монтировались на существующем погоне Т-60. При этом в установке вооружения использовался упрощенный поворотный механизм башни Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение механизмов новой башни Т-45, как показало испытание, позволило значительно увеличить скорострельность до 7—8 выстрелов в минуту против 4-5 выстрелов в минуту у Т-70 (стрельба велась с места).
Одновременно С этим упрощалась конструкция башни - вместо 233 деталей у Т-60 в Т-45 осталось 141, при этом новых деталей было всего 46. Толщина бронелистов башни увеличивалась с 25 до 35 мм.

Модернизация танка  Т-60

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск, май 1942 года (ЛСКМ)



Модернизация танка  Т-60

Реактивная установка БМ-8 на шасси танка Т-60. Лето 1942 года (ЯМ)


Конструкция корпуса нового танка практически не менялась по сравнению с Т-60. Проводилось увеличение толщины верхнего лобового листа с 15 до 25 мм. а также менялась конструкция люка механика-водителя, допускающего выход из машины при любом положении башни. Ходовая часть танка Т-45 оставлялась без изменений от Т-60. В качестве силовой установки предполагалась установка двигателя ЗИС-16 мощностью 85 л.с, представлявшего собой форсированный вариант ЗИС-5. В пояснительной записке, направленной в ГАБТУ КА, говорилось:
«Двигатель ЗИС-16 более надежен в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и работает на 2-м сорте бензина вместо авиационного, употребляемого ГАЗ-202. В перспективе имеется возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16... Дальнейшее форсирование по мощности двигателя ЗИС-16 позволит значительно улучшить боевые качества Т-45 против Т-70. Поставка моторов ЗИС-16 с Миасского автомоторзавода имени Сталина возможна в ближайшее время. Таким образом, переход на серийное производство танка Т-45 со значительно улучшенными боевыми качествами, не уступающими танку Т-70, возможно осуществить на заводе № 37 немедленно, без снижения программы выпуска, так как технологическая оснастка производства Т-60 почти полностью сохраняется».

Однако дальнейшие работы по танку Т-45 прекратили - по заверению конструкторов ГАЗа, они в это время заканчивали проектирование варианта Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали предпочтение. Следует упомянуть о реактивных установках М-8, изготовляемых на базе танков Т-30 и Т-60. Первую такую машину изготовил завод «Компрессор» в августе 1941 года, после чего начался их мелкосерийный выпуск. В 1941 году для этих целей передали 7 Т-30 и 137 Т-60, а в 1942 году - еще 35. Эти машины сводились в состав отдельных гвардейских минометных дивизионов, а в 1942 году включались в состав новоформируемых танковых корпусов.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт