Танк Т-70

дата: 13-11-2011, 12:14 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
С самою начала производства танков Т-30, а затем и Т-60 руководству ГАБТУ КА было ясно, что это мера вынужденная, связанная с большими потерями в танках. «Тридцатки» и «шестидесятки» имели боевые характеристики, приемлемые для разведывательных машин. Использование же их в качестве машин поддержки пехоты приводило к большим потерям в танках. Предпринятые осенью 1941 года попытки модернизации Т-60 (экранировка и разработка установки 45-мм орудия) кардинально улучшить ситуацию не моли, о чем сообщалось в наркомат танковой промышленности: «В настоящее время усиление лобового бронирования Т-60 до 40 мм, бортового — до 25 мм и вооружения путем установки 45-мм орудия обр. 38 г. не представляется возможным, т. к. это приведет к росту массы танка на 0,9-1,3 тн... При существующей КПП и перенапряженном режиме работы двигателя ГАЗ-202 увеличение массы танка даже на 0,7 тн, приводит к риску повышения аварийной работы мотора». Кстати, введение экранированных корпусов и утолщение брони Т-60 в конце 1941-года-начале 1942 года существенных результатов не дали. Например, проведенные испытания обстрелом корпуса Т-60 (броня 20-35 мм) производства завода «Красный Октябрь» летом 1942 года дали следующие результаты:

«Безопасным для Т-60 является обстрел:
а) Из ружей и пулеметов калибра 7,62 мм и 7,92 мм с любых дистанций;
б) Из крупнокалиберных ружей и пулеметов калибра 12,7-13 мм с любых дистанций в лоб, внутрь сектора с углом при вершине в 120 градусов;
в) Из крупнокалиберных ружей и пулеметов калибра 14,5-15 мм с любых дистанций в лоб, внутрь сектора с утлом при вершине в 80 градусов;
г) Из ПТП калибра 37 мм в лоб с дистанции более 650 м внутри сектора с углом при вершине в 80 градусов;
д) Из ПТП калибра 45 мм в лоб с дистанция более 700—1000 М с углом при вершине в 40-50 градусов».

Танк Т-70

Первый опытный образец танка Т-70 с литой башней во дворе Горьковского автозавода. Февраль 1942 года


Для выхода из создавшейся ситуации в начале ноября 1941 года ОГК НКТП выдвинул задание по совершенствованию конструкции легких танков с целью устранения отмеченных недостатков. В задании, в частности, предписывалось:
«1. Усилить бронирование танка с курсовых углов ±30 градусов для обеспечения надежной защиты его от огня немецкой 37-мм противотанковой пушки обр, 36 с дистанции 300-600 м.
2. Усилить вооружение танка до уровня Т-26.
3. Довести экипаж до легкою танка ввиду применения полуавтоматической пушки».

Машина была спроектирована с использованием ходовой части Т-60, но имела усиленное бронирование и вооружение. В качестве силовой установки предлагалось использование спаренной установки двигателей ГАЗ-202. Предложение получило поддержку, и в конце ноября 1941 года на ГАЗе начались испытания опытных образцов двигателей мощностью 140 л.с. Новый двигательный агрегат, которому присвоили индекс ГАЗ-203. Одновременно спроектировали вариант сварной гранемой башни из 35 мм бронелистов. Новую машину собрали в последних числах декабря, о чем старший военпред на ГАЗе военинженер 2-го ранга Окунев сообщал в своем докладе о работах предприятия, датированном 17 января 1942 года: «Изготовлен новый танк (построен макетный образец) с двумя двигателями ГАЗ-202, расположенными гуськом, с агрегатами танка Т-60 с пушкой 45 мм. Вес предполагается 8 тн. Лобовая броня 45 мм, я настаиваю на увеличении толщины бортов для этого танка с 15 до 30 мм, что вызовет увеличение веса до 9 тн. Образец в настоящее время испытывается с весом, доведенным до 7,5 - 8 тн». В январе нового, 1942 года, ГАЗ-70 проходил заводские испытания в окрестностях Горького. Параллельно велось устранение конструктивных недоработок в конструкции машины (а их выявлялось довольно много). По первоначальному плану, 1 февраля новый танк должен был поступить на полигонные испытания. Однако этот срок завод сорвал.

Танк Т-70

Танк Т-70 Горьковского автозавода выпуска апреля 1942 года (ИЖ)

Танк Т-70


И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс следующего содержания:
«1. Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, со следующей тактико-технической характеристикой:
1. Вес танка: 9,0-9.2 тн (с полным боекомплектом, вооружением, запасом топлива и смазки, без экипажа).
2. Вооружение:
а), одна 45 мм пушка, спаренная с одним пулемётом ДТ в башне б) один ППШ в укладке танка.
3. Боекомплект:
а) снарядов к 45 мм пушке 66 шт. 6) патронов к ДТ 945 шт. в) патронов к ППШ 216 шт. г) гранат Ф-1 10 шт.
4. Габариты:
а) длина 4290 мм б) ширина 2302 мм в) высота 1810 мм г) клиренс 300 мм
5. Скорость движения:
а) максимальная 45 км в час
б) по снежной целине 18 — 20 км в час
6. Удельное давление— 0.72 кг. на кв. см
7. Емкость топливных баков 400 литров.
8. Экипаж танка 2 человека
9. Толщина брони:
а) лобовой лист нижний 45 мм
б) лобовой лист верхний 35 мм
в) борта 15 мм
г) башня сварная 30- 5 мм
д) башня литая 40-45 мм
л) крыша 10 мм
с) днище 6 мм
ж) корма 25 мм.
10. Двигатель:
2 спаренных мотора типа 202 мощностью 140 л.с.

Танк Т-70

Сборка одного из первых серийных Т-70 на заводе №38 в Кирове. Май 1942 года. Машина оснащена литой башней (ЦАМО)



Танк Т-70

Испытания танка Т-70 Горьковского автозавода: машина преодолевает болото. Август 1942 года (ЦАМО)



Танк Т-70

Танк Т-70 производства ГАЗа преодолевает подъем. Август 1942 года



Танк Т-70

Танк Т-70 производства ГАЗа выпуска августа 1942 года, вид сверху. Хорошо видна укладка ЗИП и антенный ввод перед башенным люком


К изготовлению бронекорпусов и башен новых легких танков привлекались законы наркомата танковой промышленности № 176, № 177, № 178 и № 180. Так первоначально планировалось до 50% танков оснащать литыми башнями, производство которых поручалось заводу № 178 в Кулебаках — это предприятие имело довольно мощную литейную базу. Тем не менее, задание по отливке башен к танку Т-70 в марте 1942 года выполнить не удалось - вместо 20 отлили 9, а отгрузили 5. Как отмечалось, причиной ЭТОГО являлось позднее получение чертежей с автозавода для производства модели отливки. Чертежи были получены 12 марта, первая отливка была произведена 21 марта».

В докладе от 25 апреля 1942 года сообщалось, что завод № 178 освоил отливку бронедеталей из стали 8с для танков Т-70 (башни, маска пушки и люк механика-водителя):«Полигонные испытания всех указанных деталей дали удовлетворительные результаты. Завод № 178 перешел на массовое производство указанного литья и снабжает им заводы № 176 и № 177».
Однако в мае 1942 года отливка и сдача башен для танков Т-70 была прекращена по распоряжению 3-го главного управления наркомата танковой промышленности для «высвобождения мощностей по выполнению защиты маски и щитка водителя Т-70». Всего в мае отлили 4 башни (план 80), 315 масок (план 385) и 443 люка механика-водителя (план 385). Отмечалось, что «недодел по защите маски получен в результате не отработанной еще точной технологии отливки и большим браком при злом».
Тем не менее, в июле завод № 178 отлил еще 15 башен, в результате чего суммарный выпуск литых башен для Т-70 в Кулебаках на заводе № 178 составил 39 штук. Большую часть из них отгрузили заводу № 176 в Муроме - этими башнями комплектовали уже готовые корпуса.

Танк Т-70

Общий вид танка Т-70 выпуска июля 1942 года. Машина производства ГАЗа



Танк Т-70

Танк T-70 завода ГАЗ выпуска августа 1942 года, вид слева (РГАЭ)



Танк Т-70

Танк Т-70М выпуска весны 1943 года (ИЖ)


Литые башни пытались выпускать и на заводе № 38 в Кирове. Так, в сводке о работах предприятия за март 1942 говорилось: «По танку Т-70 на 1 апреля изготовлено 2 корпуса. Изготовление деталей Т-70 задерживается из-за отсутствия заготовок и литья. В настоящее время завод ведет подготовку к производству Т-70. Задел но корпусам выглядит следующим образом: Укомплектовано - 5 корпусов. Лист 45 мм и 35 мм еще не получен. Завод изготовил 2 литых башни. Изготовлению литых башен препятствует отсутствие электроэнергии для печи».

В отчете завода № 38 за июнь 1942 года говорилось:
«Принято пробегом Т-70 - 117 при плане 130, принято Т-60 сверх плана - 22. На 1 июля имеется остатков: Т-70 - 84, Т-60 - 6. По корпусам принято за месяц 95 Т-70. На всех танках июня месяца произведены изменении по системе охлаждения, ходовая часть старая, раций не имеется. Предварительные испытания Т-70 длительным испытанием и обстрелом показали ряд существенных недостатков. Основные выводы по испытаниям будут сводиться к немедленному переходу на литую башню и новую ходовую часть. Чертежи на новую ходовую часть спущены в производство, основной трудностью будет изготовление собственными силами траков и обрезинка катков. Для производства траков и литых башен имеется база - запущен свой мартен, но не хватает производственных площадей. Перспективы производства танков Т-70 в июле крайне плохие, отсутствует снабжение по основным позициям, прежде всего ГАЗ не дает моторов и ЗИПа к ним».

Как видно из документа, какое-то количество литых башен для Т-70 в Кирове изготовили. Кроме того, есть фото сборки серийного Т-70 с литой башней в цеху завода № 38. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, не менее 41 серийного танка Т-70 получили литую башню. Как уже говорилось, в мае завод № 178 прекратил литье этих башен, а завод № 38 не смог развернуть их выпуск из-за отсутствия площадей.

Танк Т-70

Испытания танка Т-70 завода ГАЗ - машина движется по грязной проселочной дороге. Июнь 1942 года



Танк Т-70

Танк Т-70 завода ГАЗ на испытаниях. Август 1942 год


Горьковский автозавод в июне 1942 года при плане 390 слал 350 Т-70, при этом причины невыполнения объяснялись:
1. Перерывами в прибытии коробок перемены передач, поставляемых филиалом ЗИС в Миассах (Урал).
2. Перебоями в 12 В электрооборудовании, в результате чего в конце месяца завод с согласия БТУ перешел на установку 6 В электрооборудования.
3. Отсутствием достаточного внимания к производству танков со стороны дирекции завода, так как в июне завод осваивал новое производство по боеприпасам.
4. Совершенно неудовлетворительной работой цеха моторов и связанных с этим цехом литейными и кузнечными цехами. Литейные цеха дают большой брак по блокам мотора и мелким детатям. а кузнечный корпус ГАЗа перегружен внешними заказами. В самом же цехе моторов благодаря неудовлетворительному руководству цеховой администрации существовал большой дефицит деталей своего производства, а так же большой брак на испытательной станции, доходивший до 36%.
5. Совершенно неудовлетворительным качеством броневых корпусов, что вызывает необходимость подгонок почти на всех машинах крышек лаза водителя, регулировки балансиров этих крышек, имеет место не параллельность и коробление бортов, что впоследствии приводит к серьезнейшему дефекту уводки машин в сторону, замены погонов, смены бортовых передач с постановкой новых прокладок и т.д.

Чрезвычайно обострился вопрос с качеством танков. При сборке машин на испытаниях выявляется громадное количество дефектов, требующих смены агрегатов, главным образом по течи. Это объясняется отклонениями от технологических процессов изготовления ряда деталей и агрегатов в цехах из-за штурмовщины, опять-таки из-за того, что завод перегружен заказами, а управление производством завода со стороны аппарата главного технолога так же слабо. В конце июня выяснились большие дефекты с двигателями 203. При отправке танков ад-вода были отмечены многочисленные случаи попадания воды в картер мотора из-за возникновения трещин в блоке мотора, а в процессе эксплуатации выявилась поломка чугунных дисков сцепления, вызывающая выход из строя сцепления, картера маховика и нередко картера коробки перемены передач.

В настоящее время осуществляется переход на диски из броневой стали, а по трещинам блока принят ряд мер специального контроля и технологическою порядка». В августе 1942 года прошли испытания Т-70 производства Горьковского автозавода с целью «определения тактико-технических характеристик серийного танка». Машина прошла 1205 километров в районе Горького и Казани, и, помимо всего прочего, иены сыпалась на преодоление естественных препятствий. Среди прочего, отмечалось следующее: «Танк Т-70 преодолевает подъемы любой длины крутизной 31-32 градуса и короткие подъемы (8-10 метров) крутизной до 36 градусов, Танк легко преодолевает косогоры крутизной 32-32 градуса. Сваливаний гусениц не отмечено. Проходимость танка Т-70 по болотам лимитируется высотой клиренса - 300 мм. При данной высоте клиренса и среднем удельном давлении, танк Т-70 уступает по болотоходности американскому танку М-3 легкий, танку германской армии «Прага» ТН ГС и отечественному танку Т-60. Танк Т-70 превосходит по болотоходности американский танк М-3 средний и средний танк германской армии T-III. Проходимость танка Т-70 примерно соответствует танку MK-III («Валентин» VII)».
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт