Последние легкие танки

дата: 13-11-2011, 00:05 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Задание на проектирование установки танкового вооружения с большими углами возвышения для ведения огня «в условиях боев в городах и условиях горной местности» ГАБТУ КА выдавало конструкторам еще в 1938 году, основываясь при этом на опыте действия наших танков в ходе гражданской войны в Испании. Таким образом, в результате испытаний форсированною двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение «изделие 080», «модель 80», а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждения, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управления были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм (что впрочем никак не повлияло на повышение защищенности танка).

Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни, имевшей диаметр погона в свету 1112 мм (у Т-70 - 966 мм), как у танков Т-26 и БТ. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 45-мм листа, стенки имели толщину 35 мм. Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от - 6 до + 65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мл). В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что, естественно, ухудшило ремонтопригодность машины. В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образна танка Т-80, одни из которых с 14 по 24 ноября испытывался в окрестностях Горького на полигоне 20-го небного и 13-го танковых полков. Машина прошла 942 километра и произвела 656 выстрелов из орудия. При этом выяснилось, что скорострельность Т-80 составляет 8-9 выстрелов в минут); что было выше, чем у Т-70, имевшего скорострельность 4-5 выстрелов в минуту.

В заключении отчета об испытаниях говорилось:
«Испытания форсированных двигателей показали, что они достаточно надежны и пригодны к эксплуатации на Т-80. Комиссия, проводившая испытания, рекомендует принять танк Т-80 на вооружение Красной Армии». В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии, и сразу же главный конструктор ГАЗа А.А. Липгарт представляет на соискание Сталинской премии конструкторов этой боевой машины: своего заместителя по танковому производству Н.А. Астрова, начальника КБ шасси и двигателей A.M. Кригера, начальника особого КБ завода В.А. Дедкова и начальника КБ корпусов Ю.Н. Сорочкина. Однако это представление не было подписано правительством CCCР. После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства - ГАЗ категорически был против нового танка, мотивируя это большой загруженностью по выпуску Т-70М, бронемашин БА-64, автомобилей и двигателей. В результате для сборки Т-80 привлекли завод № 592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах. Это предприятие имело некоторый опыт по изготовлению самоходных установок на трофейных шасси, а также зенитных бронепоездов, но его возможности были весьма скромными.

Последние  легкие танки

Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-42 в Т-70, башня развернута назад. Май 1943 года


Постановлением Государственного Комитета Обороны № 2661сс от 27 декабря 1942 года завод № 592 передавался в наркомат танковой промышленности как завод № 40. Этим же постановлением для предприятия устанавливался график выпуска Т-80: апрель - 25, май -50, июнь 100 и с июля по 150 машин в месяц. Сборку бронекорпусов и башен для Т-80 поручат заводу № 176 (г. Муром) наркомата танковой промышленности, который уже в конце марта 1943 года начал отгрузку бронедеталей заказчику. Всего по сентябрь 1943 года завод № 176 изготовил 334 комплекта корпусов и башен Т-80. Однако с производством самих танков дело обстояло не так гладко. Дело в том, что у завода № 40 возникли серьезные проблемы: из-за отсутствия опытных конструкторов и технологов, неорганизованности сборочного цеха, недостатка рабочих, оборудования и частой смены руководства производство шло с большими трудностями. Так, несмотря на получение с ГАЗа комплекта чертежей, не удавалось подготовить необходимую документацию для серийного выпуска. Руководство завода неоднократно просило прислать из Горького опытный образец Т-80 для облегчения разработки чертежей. Так 29 апреля 1943 года заместитель наркома танковой промышленности Степанов направил заместителю наркома среднего машиностроения Кугумову письмо следующего содержания:

Прошу вашего распоряжения директору ГАЗ об ускоренной передаче заводу № 40 двух танков Т-80 для изучения и организации производства на заводе. Но, несмотря на трудности, в апреле завод № 40 сумел изготовить 5 Т-80, еще 7 машин собрали в мае. В течение июня шла окончательная отладка технологии и подготовка к выпуску танков. В результате в июле было сдано 25 Т-80 и еще 40 в августе. В это же время предпринимаются попытки усилить вооружение танка Т-80 за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности. Ее разработку поручили еще в сентябре 1942 года особому конструкторскому бюро (ОКБ) № 172. Работая совместно с КБ артиллерийского завода № 235 и взяв за основу ствол и противооткатные механизмы 45-мм противотанковой пушки образца 1942 года (М-42), ОКБ разработало ее танковый вариант, получивший обозначение ВТ-42. От танкового орудия 20К ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой и наличием горизонтально-клинового затвора (все предыдущие сорокапятки имели вертикально-клиновый затвор). При длине ствола в 3085 мм начальная скорость бронебойного снаряда ВТ-42 составляла 870 м/с, а подкалиберного - 1070 м/с, что обеспечивало на дистанции 500 м броне пробиваемость 60-85 им при попадании по нормали. Всего, по разным данным, было изготовлено от 2 до 7 ВТ-42.

В начале 1943 года, параллельно с развертыванием серийного производства Т-80, ОКБ № 172 получило задачу переработать ВТ-42 для установки в новый легкий танк. Работу удалось закончить в сжатые сроки, несмотря на то, что чисто «косметическими» мерами здесь обойтись не удалось. Для нормального функционирования пушки при больших углах возвышения пришлось сконструировать не только новый подъемный механизм, но и переработать конструкцию накатника, отрегулировать автоматику. В результате получилось новое танковое орудие, получившее индекс ВТ-43. В августе 1943 года танк Т-80, вооруженный пушкой ВТ-43 (рабочий индекс машины Т-80-43), проходил испытания на Свердловском артполигоне и был рекомендован для принятия на вооружение. Правда, при этом отмечалась трудность ведения прицельного огня по самолетам, но зато точность стрельбы по целям, расположенным на вершинах холмов, верхних этажах зданий и деревьях, была великолепной. Кроме того, согласно записке начальника ОГК НКТП Бера, инженерами наркомата совместно с выпускниками МВТУ им. Баумана в июле-августе 1943 года был проработан эскизный проект установки в танк Т-80 поставляемого по ленд-лизу дизеля GMC мощностью 210 л.с, что впоследствии позволяло усилить бронирование и вооружение. Казалось, что Т-80 ждет лишь самое светлое будущее, но постановлением ГКО № 3964 от 21 августа 1943 гола завод № 40 переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, прекращая все работы но легким танкам.

Последние  легкие танки

Легкий танк Т-80, изготовленный Горьковским автомобильным заводом


Последние  легкие танки

Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-43 в Т-80. Сентябрь 1943 года. Орудие на максимальном углу возвышения


Так, в письме, направленном в НКТП говорилось следующее:
Заводу №40 и ГАЗ.Прекратить выпуск легких танков, обратив высвободившиеся мощности на выпуск крайне нужных в наступлении САУ-57 и СУ-76.
УЗТМ. Производство танков Т-34 прекратить, обратив высвободившиеся мощности для организации массового производства орудий СУ-122 и СУ-85.
Челябинскому заводу. Шасси танка KB-1С использовать для организации производства артиллерийских танков, вооруженных 122-мм или 152-мм гаубицей. В боекомплект указанных танков ввести бронепоражаюший кумулятивный снаряд».
Таким образом, выпуск танка Т-80 на заводе № 40 ограничился всею 77 серийными машинами и 2 опытными образцами, выпущенными на ГАЗе, после чего завод № 40 был переориентирован на массовое ПРОИЗВОДСТВО остро требующихся фронту легких самоходных установок СУ-76. В результате с конца 1943 года отечественные легкие танки исчезли из списков ноной техники, поступающей на фронт.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт