Танк ИС-3 (Объект 703)

дата: 19-04-2011, 12:58 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Танк ИС-3 ("Объект 703") являлся дальнейшим развитием танка ИС-2 обр. 1944 г. Он был разработан в декабре 1944 г. - январе 1945 г. конструкторским бюро ЧКЗ под руководством И.Л. Духова и имел заводское обозначение "Объект 703". Ведущим инженером машины был М.Ф. Балжи. Танк был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО от 29 марта 1945 г. Начиная с мая 1945 г., он серийно выпускался на ЧКЗ. До 1 сентября 1945 г. заводом было изготовлено 875 танков ИС-3. В Великой Отечественной войне и разгроме милитаристской Японии танки участия не принимали. После Великой Отечественной войны танк находился в серийном производстве до середины 1946 г., в процессе которого он неоднократно модернизировался. В 1952 г. были проведены мероприятия по глубокой модернизации танка И ОН получил обозначение ИС-ЗМ.

Танк ИС-3 (Объект 703)

Танк ИС-3 ("Объект 703"). Боевая масса - 46 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 122 мм. 1 пулемет 7,62 мм, 1 пулемет - 12,7 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость - 40 км/ч


Общая компоновка танка ИС-3 была выполнена по классической схеме. Внутреннее оборудование тапка размещалось в четырех отделениях: управления, боевом, моторном и трансмиссионном. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя в центре отделения вдоль продольной оси машины, элементы управления движением танка, контрольно-измерительные приборы, аккумуляторные батареи, баллоны со сжатым воздухом. топливный распределительный кран, фильтр грубой очистки топлива. ручной топливоподкачивающий насос, выключатель аккумуляторных батарей, пусковое реле стартера. аппарат ТПУ, часть боекомплекта и ЗИП. Для посадки механика-водителя в крыше отделения управления имелся люк, закрывавшийся поворотной броневой крышкой, в которой устанавливался смотровой перископический прибор МК-4. За сиденьем механика-водителя в днище танка находился люк запасного выхода. Подпишу отделения управления проходили торсионные валы подвески. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса тапка и башне. В башне размещалось основное оружие, прицельные приспособления, приборы наблюдения, основная часть боекомплекта, радиостанция, аппараты ТПУ, механизмы наводки и электрощитки башни, сиденье наводчика (слева от пушки, сиденье командира танка (за сиденьем наводчика), сиденье заряжающего (справа от пушки) и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили торсионные валы подвески, тяги рычагов и педалей управления. Кроме того, на днище находились кронштейны сервомеханизма главного фрикциона и вращающееся контактное устройство (ВКУ). Для входа и выхода членов экипажа, располагавшихся в боевом отделении, в крыше башни имелся люк, закрывавшийся двумя откидными крышками на петлях. В крышках люка устанавливались два смотровых перископических прибора МК-4 (по одному у командира танка и заряжающего). Для лучшего обеспечения командиру танка кругового обзора, его смотровой прибор устанавливался в поворотной крышке специального люка, размешавшегося в левой крышке люка башни. В рукоятке смотрового прибора командира устанавливалась кнопка включения электропривода поворота башни (для целеуказания). В боевом отделении устанавливался пол, выполненный из отдельных листов, покрытых сверху резиной. Три средних листа были съемными, под ними укладывался инструмент и принадлежности танка. Моторное отделение располагалось за боевым отделением и отделялось от него перегородкой. Перегородка состояла из двух боковых (съемных) листов и среднего (несъемного), крепившегося к угольникам. Съемные листы обеспечивали доступ к воздухоочистителям и двигателю. Круглые лючки в съемных листах, предназначались для вытяжки пороховых газов при стрельбе из пушки. В моторном отделении находились: двигатель, по обе стороны которого устанавливались: справа - два топливных и масляный баки, слева - два топливных бака: над баками слева и справа - по одному масляному радиатору. В передней части отделения справа по ходу у днища устанавливался специальный котел для подогрева системы охлаждения зимой, а по бортам - по одному воздухоочистителю типа "Мультициклон". Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка. В нем размещались агрегаты трансмиссии, электрический стартер, вентилятор и два радиатора системы охлаждения двигателя.

Танк ИС-3 (Объект 703)

Боевое отделение танка ИС-3. 1 - боеукладка снарядов; 2 - пушка Д-25; 3 - маховичок ручного привода механизма поворота башни; 4 - стопор башни; 5 - электрощиток башни; 6 - радиостанция; 7 - аппарат ТПУ наводчика; 8 - смотровой прибор наводчика; 9 - контроллер электропривода башни; 10 - телескопический прицел ТШ-17; 11 - фонарь; 12 - аппарат ТПУ заряжающего; 13 - плафон; 14 - сиденье заряжающего; 15 - сиденье наводчика; 16 - сиденье командира танка


Танк ИС-3 (Объект 703)

Отделение управления танка ИС-3. 1 - щитковый фонарь, 2 - левый щиток механика-водителя; 3 - аккумуляторные батареи; 4 - топливный фильтр грубой очистки топлива; 5 - ручной топливный насос; 6 - педаль главного фрикциона; 7 - топливный распределительный кран; 8 - сиденье механика-водителя; 9 - торсионные валы; 10 - педаль подачи топлива; 11 - рычаги управления танком; 12 - рычаг демультипликатора; 13 - кулиса; 14 - рычаг переключения передач; 15 - рычаг ручной подачи топлива; 16 - выключатель батарей; 17 - сливной бачок; 18 - баллоны со сжатым воздухом; 19 - щиток воздухопуска; 20 - спидометр; 21 - закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 22 - смотровой прибор механика-водителя; 23 - запорное устройство крышки люка механика-водителя; 24 - крышка люка механика-водителя; 25 - центральный щиток механика-водителя; 26 - рукоятка ручного топливного насоса


Основным оружием являлась 122-мм нарезная пушка Д-25 обр. 1944 г. с клиновым затвором и дульным тормозом. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТМ. При стрельбе прямой наводкой из спаренной установки использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-17, при стрельбе С закрытых огневых позиций - боковой уровень и угломерный круг на погоне башни. Наводка установки в вертикальной плоскости производилась механизмом подъема пушки секторного типа, устанавливавшегося елевой стороны от нее. Углы наводки по вертикали составляли от -2 до +19°. В горизонтальной плоскости паводка установки производилась поворотом башни с помощью планетарного механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Переключающее устройство электропривода обеспечивало вращение башни с двумя ступенями скоростей, Максимальная скорость вращения башни с помощью электромотора составляла 12 град./с. Для производств выстрела использовались электрический и ручной механизмы спуска. Рычаг электропуска располагался на маховике подъемной) механизма, рычаг механического спуска - на левом щите ограждения пушки. Для стрельбы из пушки применялись выстрелы раздельно-гильзового заряжания от 122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1931/37 IT. с двумя типами заряда (полный и третий). Полный заряд применялся для стрельбы бронебойно-трассирующими снарядами БР-471 и БР-471 Б и осколочно-фугасными пушечными фанатами ОФ-471Н и ОФ-471. Третий заряд применялся только для стрельбы осколочными гранатами. Начальная скорость снарядов при ПОЛНОМ заряде составляла 781 м/с. Дальность действительного огня по танкам и самоходно-артиллерийским установкам достигала 2000 м, дистанция прямого выстрела но этим же целям составляла 1000 - 1100 м. На крыше башни на турельной установке монтировался 12.7-мм зенитный пулемет ДШК обр. 1938 г., который мог использоваться и для стрельбы но наземным целям. Стрельба из пулемета производилась с помощью коллиматорного прицела К8-Т, обеспечивавшего ведение прицельного огня по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м при ракурсах 3/4 и 2/4.

Танк ИС-3 (Объект 703)

Установка 122-мм пушки Д-25 с клиновым затвором в башне танка ИС-3. 1 - накатник; 2 - тормоз отката; 3 - механизм крепления пушки по-походному к крыше башни; 4 - закрывающий механизм затвора; 5 - ограждение; 6 - спусковой механизм; 7 - подьемный механизм; 8 - телескопический шарнирный прицел ТШ-17; 9 - люлька; 10 - качающаяся бронировка пушки; 11 - ствол


Углы наводки по вертикали зенитного пулемета находились в пределах от -4 до +84°. Конструкция турельной установки позволяла вести огонь как командиру машины, так и заряжающему. Практическая скорострельность пулемета составляла 125 выстр./мин. Для стрельбы из пулемета ДШК применялись патроны с бронебойной пулей Б-30 и бронебойно-зажигательной пулей Б-32 и БС-41. В боекомплект танка входили 28 выстрелов, 250 патронов (5 лент) к пулемету ДШК и 756 патронов (12 дисков) к пулемету ДТМ Кроме того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет Судаева (ППС) с боекомплектом 1000 патронов и 25 ручных фанат Ф-1. Снаряды размещались на полке башни в лотках (25 снарядов) и в боевом отделении корпуса на подставках (3 снаряда). Использовались два вида осколочно-фугасных снарядов (фанат): цельнокорпусная осколочно-фугасная стальная пушечная граната ОФ-471 и ОФ-471Н с привинтной головкой с взрывателем РГМ, а также бронебойно трассирующие снаряды БР-471 с донным взрывателем ДН. ДР-1 или ДР-5. Гильзы с боевыми зарядами размещались в зарядных укладках в боевом отделении танка и в отделении управления. Справа и слева от сиденья механика-водителя укладывались по шесть гильз; с правой стороны пушки располагалась укладка на пять гильз; справа и слева на верхних листах подкрылков корпуса танка обоймами и зажимами крепилось по четыре гильзы с каждой стороны; остальные гильзы крепились замковыми обоймами: две на перегородке моторного отделения и одна - на правом борту. Укладка лент к пулемету ДШК осуществлялась в пяти магазин-коробках, четыре из которых устанавливались в боевом отделении в рамках, крепившихся к правому и левому нижним листам корпуса, а одна магазин-коробка перевозилась в танке без укладки. Магазины к пулемету ДТМ укладывались: шесть дисков- на днище башни; четыре диска - в боевом отделении в рамках, крепившихся к правому и левому нижним листам корпуса, и один диск был установлен на пулемете. Броневая защита танка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус машины представлял собой жесткую броневую сварную коробку из катаных броневых листов толщиной 20,30, 60, 90, и 110 мм. Характерной особенностью корпуса танка являлось двухскатное (угол подворота броневой плиты 43°) расположение верхних лобовых листов. Верхние броневые листы носовой части корпуса имели толщину 110 мм и были расположены под углом 56°, нижний лист - соответственно 110 мм и 63°. В переднем стыке этих трех листов сварной шов был усилен особым замковым соединением. К верхним наклонным лобовым листам приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками. Каждый борт корпуса состоял из сваренных между собой верхнего наклонного листа (с обратным углом наклона) и нижнего вертикального листа. В вертикальном бортовом листе снаружи корпуса вваривались: кронштейн кривошипа направляющего колеса, цапфа механизма натяжения гусеницы, четыре упора балансиров, три фланца для крепления кронштейнов поддерживающих катков и бонки для крепления очистителя ведущего колеса. В задней части листа растачивалось отверстие под бортовой редуктор. К нижней кромке вертикального листа были приварены шесть кронштейнов узлов подвески. К верхним наклонным бортовым листам приваривались фальшборты и горизонтальные листы. образовывавшие ниши. Посредине ниш устанавливаюсь перегородки. В задней части ниш через лючки укладывалась часть ЗИПа танка. Корма корпуса изготавливалась из трех листов, устанавливавшихся с рациональными углами наклона. Нижний лист приваривался к бортовым листам и днищу. К нижнему кормовому листу приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. Верхний (съемный) и средний (откидной на петлях) броневые листы крепились болтами. Для облегчения открывания среднего откидного листа в его петли устанавливался торсионный валик. Для осмотра трансмиссионного отделения в откидном листе имелись два круглых люка, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. На верхнем кормовом листе устанавливался поворотный кронштейн крепления пушки по-походному, а на среднем - защелка для крепления кронштейна в транспортном положении. Днище корпуса состояло из горизонтального листа и приваривавшихся к нему двух наклонных листов. Толщина листов днища составляла 20 мм. Днище в районе трансмиссионного отделения было плоским, в остальной части - корытообразным, придававшим ему большую жесткость. Жесткость днища дополнительно усиливалась и кронштейнами узлов подвески, вваривавшимися в наклонные листы днища. С правой стороны между кронштейнами четвертого и пятого узлов подвески в наклонный лист днища была вварена броневая коробка, в которой устанавливался котел обогревателя системы охлаждения. В днище корпуса имелись: запасный люк, подмоторный люк с пробкой для слива воды из системы охлаждения, люк для доступа к механизму выключения главного фрикциона и три отверстия для слива масла из коробки передач и планетарных механизмов поворота. Кроме того, в наклонных листах днища слева располагался лючок для слива топлива из левой группы баков, справа - из правой группы баков. Все люки и лючки закрывались броневыми крышками с резиновыми прокладками и крепились болтами. Крыша корпуса танка состояла из трех частей: передней (наклонной), располагавшейся над отделением управления; средней (горизонтальной) - над боевым отделением и задней (съемной) - над моторным и трансмиссионным отделениями. В наклонной крыше отделения управления был сделан люк механика-водителя треугольной формы. Съемная часть крыши обеспечивала возможность монтажа и демонтажа в танке агрегатов силовой установки и трансмиссии. В средней части крыши были сделаны большой круглый вырез и отверстия (по его периметру), предназначавшиеся для установки нижнего погона опоры башни. Для большей жесткости горизонтального броневого листа изнутри между крышей и наклонными бортовыми листами корпуса приваривались ребра. Задней кромкой горизонтальная часть крыши опиралась на поперечную балку, которая соединяла борта корпуса. К этой части крыши сверху были приварены броневые планки ограждения опоры башни, а с боков - сегменты, перекрывавшие отверстие для вентиляции башни при ее повороте в сторону. Задняя часть крыши состояла из трех частей: передней, средней и задней. В переднем листе имелся прямоугольный люк, служивший для доступа к топливному фильтру тонкой очистки. В среднем и заднем листах были смонтированы броневые решетки для входа и выхода охлаждающего воздуха. В броневых листах задней части крыши имелись отверстия с пробками, предназначавшиеся для заправки охлаждающей жидкости и масла В средней части моторного отделения между продольными и наклонными боковыми листами, были сделаны выхлопные каналы, к которым приваривались патрубки с фланцами для присоединения выхлопных коллекторов двигателя. Снаружи к продольным листам приваривались броневые выхлопные патрубки с отражательными козырьками, а также кронштейны для установки наружных дополнительных топливных баков.

Танк ИС-3 (Объект 703)

Башня танка ИС-3. 1 - рым башни; 2 - десантные поручни; 3 - передний лист крыши башни; 4 - смотровой прибор заряжающего; 5 - турель зенитной установки; 6 - крышки люка башни; 7 - люк наблюдения командира танка; 8 - смотровой прибор наводчика; 9 - броневое кольцо вывода антенны радиостанции; 10-отверстие для прицела ТШ-17; 11 - кронштейны для опор пушки; 12 - ребра жесткости; 13 - окно для вентиляции


Башня танка представляла собой монолитную отливку и имела диаметр у основания около 3000 мм и высоту 755 мм. Толщина брони башни во всех горизонтальных сечениях была не менее 160 мм. В лобовой части башни имелась амбразура, закрывавшаяся литой качающейся бронировкой пушки и спаренного пулемета. Слева от амбразуры имелось овальное коническое отверстие для телескопического прицела ТШ-17. Внутри башни заодно с ее корпусом были отлиты два кронштейна для опор пушки. В верхней части башни слева имелись два отверстия. Одно из отверстий, закрывавшееся броневым козырьком. предназначалось для перископического смотрового прибора наводчика; другое - с броневым кольцом, являлось выводом антенны радиостанции. Для снятия и установки башни приваривались три рыма. Кроме того, на бортах башни были приварены поручни для танкового десанта. Крыша башни состояла из двух листов: переднего (съемного) листа и кормового листа, приваренного к башне. Передний лист являлся одновременно и крышкой, закрывавшей люк для установки пушки. Пушка в башню танка опускалась краном через люк крыши, что позволило ограничиться малой шириной амбразуры и иметь броневую перемычку башни под пушкой. Однако для прохода казенной части в крыше башни был необходим большой прямоугольный люк, ослаблявший прочность и жесткость башни. В кормовом листе был сделан продолговатый .тюк, закрывавшийся двумя крышками на петлях. Около люка на крыше башни монтировалась турель зенитной пулеметной установки. В левой крышке люка башни (командирский люк) располагался вращающийся колпак, в котором имелось отверстие под установку поворотного смотрового прибора. Колпак вращался на шариковой опоре. выполненной в виде радиального подшипника, и имел два кольцевых пояска - копира с выступами. К выступам прижимались концевые переключатели целеуказателя от командира, обеспечивавшего командиру танка независимое управление поворотом башни. Опора башни для получения наибольшего ее диаметра в свету и больших углов возвышения пушки была выполнена по схеме с охватывающим шарики снаружи неподвижным погоном. В этом случае вся опора башни размещалась в корпусе танка и почти не занимала объема в башне. В то же время такая схема опоры башни повышала вероятность возможности раскрытия опоры под действием большой горизонтальной силы, приложенной к башне.

Танк ИС-3 (Объект 703)

Танк ИС-3 ("Объект 703")


В нижнюю часть башни было вварено стальное кольцо с отверстиями для болтов крепления верхнего погона опоры башни. В кормовой части полки, образуемой кольцом, имелось окно для вентиляции боевого отделения. Против окна на специальном кронштейне был установлен вентилятор, закрытый предохранительной решеткой и сеткой. Тушение пожара внутри танка осуществлялось с помощью ручного огнетушителя РАВ-2, располагавшегося в боевом отделении на левом борту у моторной перегородки. Постановка дымовой завесы осуществлялась с помощью двух дымовых шашек МДIII. устанавливавшихся на верхнем кормовом листе корпуса. В моторном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался Четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный дизель В-11 жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. (382 кВт). На двигателе разметались топливоподкачивающая помпа БНК-12Т, топливный фильтр тонкой очистки, топливный насос НК-1 с всережимным регулятором центробежного типа с корректором подачи топлива, форсунки, масляный насос. масляный фильтр "Кимаф-СТЗ", водяной насос, автоматический штауфер водяного насоса и воздухораспределитель. Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух пятилитровых воздушных баллонов. Общая емкость четырех ОСНОВНЫХ (внутренних) топливных баков, устанавливавшихся в моторном отделении справа и слева от двигателя, составляла 425 л дизельного топлива марки ДЛ, ДЗ или ДА. Снаружи танка на крыше моторного отделения устанавливались четыре дополнительных топливных бака, включенных в топливную систему. Емкость каждого бака составляла 90 л. При необходимости дополнительные баки могли быть сброшены без выхода экипажа из машины с помощью специального механизма и тросового привода. Две рукоятки механизма сброса располагались по бортам в задней части боевого отделения. Запас хода танка но шоссе на основных гопливных баках достигал [85 км, но проселку 115 км. Очистка воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, осуществлялась с помощью двух воздухоочистителей ВТ-5 типа "Мультициклон". В принудительной системе смазки двигателя применялось масло МТ-16п, которое находилось в масляном баке емкостью 55 л. Заправочная емкость системы смазки двигателя составляла 75 л. Масляный фильтр "Кимаф-СТЗ" имел две ступени очистки: проволочно-щелевая секция и картонный элемент. Для создания давления в системе смазки двигателя перед его пуском применялся электрический маслозакачивающий насос МЗН-2. В состав, закрытой, с принудительной циркуляцией жидкости системы охлаждения входили: два водяных пластинчато-трубчатых, расположенных полукругом радиатора, водяной насос, расширительный бачок с паровоздушным клапаном, трубопроводы, термометр и центробежный вентилятор. Заправочная емкость системы охлаждения составляла 80 л. Для облегчения пуска двигателя при длительных стоянках машины в зимних условиях использовалось устройство для подогрева двигателя, включенное в систему охлаждения и состоявшее из котелка, паяльной лампы и золотникового крана. Котелок устанавливался в броневой коробке, приваривавшейся к наклонному днищу корпуса машины под правым воздухоочистителем. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо); четырехходовой, четырехступенчатой коробки передач с демультипликатором; двух планетарных двухступенчатых механизмов поворота с блокировочными фрикционами и плавающими ленточными тормозами и двух комбинированных бортовых редукторов. Приводы управления движением танка - механические. Ходовая часть танка состояла из гусеничного движителя и системы подресоривания. В состав гусеничного движителя входили: дне гусеницы, два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков, конструкция которых была аналогична конструкции деталей гусеничного движителя танка ИС-2 обр. 1944 г. за исключением механизма натяжения гусениц. Для внешней связи в башне танка, слева от пушки устанавливалась приемно-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция 10РК-26. В диапазоне волн от № 150 до № 240 передатчик и приемник имели плавную настройку и к этом же диапазоне имели пятнадцать фиксированных волн, стабилизованных кварцем (№№ 173, 176, 180, 185. 190, 193, 197. 200. 203, 207, 210, 213. 217. 220, 223). Передатчик и приемник работали на общей волне (трансиверная схема), помер которой определялся кварцевым блоком, а па плавном диапазоне - установкой указателя шкалы настройки на приемнике. Наличие плавного диапазона позволяло легко осуществлять ее связь с некварцованными радиостанциями 9PM. 9PC, 12РП. РБМ. Радиостанция работала со штыревой антенной высотой 1 - 4 м. Дальность связи между однотипными радиостанциями зависела как от высоты антенны, так и от рода работы (телефон или телеграф), и от условий работы радиостанции (на стоянке или в движении, ночью или днем). При высоте антенны 4 м и работе телефоном дальность связи на ходу составляла 20 - 25 км, а на стоянках - 35 - 40 км. Передатчик радиостанции был рассчитан на 15 мин. непрерывной работы. Для внутренней связи было предусмотрено переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф. Танк ИС-3 по компоновке, форме корпуса и башни, а также броневой защите значительно выделялся в лучшую сторону по сравнению с однотипными тапками отечественного и зарубежного производства периода Второй мировой ВОЙНЫ. В годы Великой Отечественной ВОЙНЫ на базе танка ИС-3 была создана опытная самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 обр. 1945 г.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт