Тяжелые танки. Опытные образцы

дата: 19-04-2011, 11:51 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Танк КВ-9 ("Объект 229") был разработан группой конструкторов СКБ-2 ЧКЗ под руководством А.С. Ермолаева в конце 1941 г. на базе танка КВ-1 обр. 1941 г. в целях повышения огневой мощи тяжелого танка. Разработка конструкции установки 122-мм гаубицы в башню танка была выполнена конструкторским бюро УЗТМ под руководством В.Н. Сидоренко и А.Г. Усенко. От ЧКЗ ведущим инженером машины был А.С. Шнейдман. Общее руководство осуществлял Ж..Я. Котин. Опытный образец машины, изготовленный на ЧКЗ в период декабрь 1941 г. - январь 1942 г., в феврале того же года успешно прошел полигонные испытания под Челябинском. Дополнительные артиллерийские испытания гаубицы, установленной в танке, были проведены в период с 14 по 25 марта 1942 г. В то время снижение качества изготовления агрегатов трансмиссии танка КВ-1 обр. 1941 г. привело к большому числу аварий. Опасение еще в большем ухудшении надежности работы трансмиссии танка КВ-1 при увеличении его массы на 0.5 т послужило причиной отказа от вооружения машины 122-мм гаубицей У-11.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк КВ-9 ("Объект 229"). Боевая масса - 48 т; экипаж - 5 чел; оружие: гаубица - 122 мм. 4 пулемета 7.62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость - 35 км/ч


Созданная на базе танка КВ-1 обр. 1941 г. опытная машина имела одну и ту же схему общей компоновки. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне. В башне, установленной на шариковой опоре, были смонтированы гаубица. пулемет и часть снарядной укладки. В отделении размещались: слева от гаубицы - наводчик (командира орудия), справа - командир танка, за ним заряжающий. Для наблюдения за полем боя в крыше башни но боргам и в кормовой части устанавливались зеркальные смотровые приборы. У командира танка в крыше башни устанавливалась командирская панорама НТК. Кроме того, в боргах башни имелись смотровые щели со смотровыми приборами. Для посадки и выхода экипажа из пяти человек использовались два люка: один - в крыше башни, второй - в крыше отделения управления, закрывавшиеся броневыми крышками с пружинными уравновешивающими механизмами. Отделение управления, моторное и трансмиссионное отделения ничем не отличались от аналогичных отделений базовой машины. Танк был вооружен 122-мм нарезной гаубицей УИ (МЗО) конструкции УЗТМ и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ. один из которых был спарен с гаубицей. Гаубица У-И была создана на базе гаубицы М-30 с некоторыми изменениями ствола и затвора, установкой новых противооткатных устройств и люльки цилиндрической формы. Применение противооткатных устройств новой конструкции позволило уменьшить длину отката с 1065 мм (М-30) до 600 мм, а цилиндрическая форма люльки обеспечила установку наиболее компактной бронировки орудия и других его узлов. Гаубица У-11 обладала двумя важными преимуществами по сравнению с пушкой ЗИС-5: по бронепробиваемости и по значительно большему фугасному действию. На дистанции 100 м 122-мм бронебойный снаряд массой 25,4 кг и начальной скоростью 525 м/с, пробивал 115-мм броневую плиту, расположенную вертикально. При стрельбе из спаренной установки использовались перископический ПТ и телескопический ТМФД танковые прицелы. Углы вертикальной наводки гаубицы составляли от -4 до +19°. Наводка оружия в горизонтальной плоскости осуществлялась с помощью механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Электромотор МБ-20 механизма поворота башни обеспечивал три скорости вращения башни, максимальная скорость вращения составляла 12 град./с. Выстрел осуществлялся с помощью ручного или ножного механизмов спуска. Боевая скорострельность не превышала 2 выстр./мин. Лобовой 7,62-мм пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в лобовом листе корпуса танка перед стрелком-радистом. Пулеметная установка обеспечивала горизонтальные углы обстрела и секторе до 30° и по вертикали от -5° до +15°. Аналогичная установки тыльного пулемета ДТ в корме башни обеспечивала стрельбу в горизонтальной плоскости в секторе 30° и по вертикали - ±15°. Четвертый пулемет ДТ был запасным и при необходимости мог использоваться для стрельбы но воздушным целям. Боекомплект танка состоял из 48 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к гаубице и 1953 патронов (31 диск) к пулеметам ДТ. Кроме того, в боевом отделении укладывался один 7,62-мм пистолет-пулемет с дисками и 30 ручных гранат Ф-1. Броневая защита танка - противоснарядная, дифференцированная. Конструкция броневого корпуса, расположение его лючков, люков и пробок были такими же, как у корпуса танка КВ-1 обр. 1941 г. Верхний и нижний лобовые броневые листы корпуса толщиной 75 мм были усилены 20-мм накладными броневыми листами (экранами), которые были приварены к корпусу танка. Для защиты опоры башни на крыше отделения управления и к бортам корпуса были приварены броневые планки. Конструкция литой башни машины была такой же, как у танка КВ-1 обр. 1941 г. производства Ч КЗ. Толщина броневых стенок башни составляла 95 мм, лоб башни - 115 мм. И связи с установкой более мощного оружия в лобовом листе башни была прорезана амбразура большего размера, чем для установки пушки ЗИС-5, кроме того, были изменены броневая защита амбразуры и качающаяся бронировка орудия (маска), а также расположение отверстий под установку перископического прицела и командирской панорамы па крыше башни. В качестве силовой установки использовался дизель В-2К мощностью 650 .т.е. (478 кВт). Из-за возросшей до 48 т боевой массы максимальная скорость движения танка не превышала 35 км/ч. В феврале 1943 г. башня с вооружением была демонтирована с танка КВ-9 и установлена на опытный танк "Объект 234" (ИС № 2).

Танк КВ-1К с КАРСТ-1 был изготовлен в июне 1942 г. на Опытном заводе № 100 под руководством А.С. Ермолаева по проекту преподавателя кафедры артиллерии ВАММ им. Сталина инженера-подполковника В.И. Александрова. Установкой дополнительного оружия на танк в виде короткой артиллерийской ракетной системы (КАРСТ-1) предполагалось повысить огневую мощь танка КВ-1. Опытный образец танка КВ-1 К с установкой КАРСТ-1 в периоде 7 но 31 августа 1942 г. прошел испытания на Чебаркульском научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения РККА, по результатам которых было сделано заключение о возможности установки КАРСТ-1 на любом типе танка (тяжелом, среднем, легком) в качестве мощного дополнительного оружия. Сама ракетная система с учетом изменений была рекомендована для серийного производства и установки на танк KB- 1С. Несмотря на то, что в декабре 1942 г. даже был разработан проект инструкции по эксплуатации КАРСТ-1. дальнейшие работы по монтажу на танк реактивных установок в качестве дополнительного оружия развития не получили.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк КВ-1 К с КАРСТ-1. Боевая масса - 49 т; экипаж - 5 чел; оружие: пушка - 76,2-мм, 132-мм реактивные снаряды - 8 шт., 3 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость - 30 км/ч


КАРСТ-1 была установлена на серийный танк KB-1 обр. 1941 г. производства ЧКЗ и представляла собой четыре орудия, которые монтировались на надгусеничных полках - но два орудия со стороны каждого борта танка. Основное оружие танка и его боекомплект по сравнению с базовой машиной остались без изменений. Экипаж танка состоял из пяти человек. Корпус каждого орудия, сваренный из 10- и 30-мм броневых листов. имел прямоугольную форму в поперечном сечении и трапецевидную в продольном. В корпусе орудия были установлены направляющие для двух 132-мм реактивных осколочно-фугасных снарядов М-13, используемых из боевого комплекта боевой машины БМ-13 ("Катюша"). Передние орудия имели угол возвышения +3°. а кормовые - +4°. Выстрел производился с помощью электрозапала. Из кормовых орудий стрельбу можно было вести только при положении башни с пушкой, располагавшейся вдоль продольной оси танка. Танк КВ-1С (опытный) являлся дальнейшим развитием тяжелого танка КВ-1 обр. 1941 г. в отношении повышения его подвижности и надежности. Он был разработан летом 1942 г. на ЧКЗ конструкторским бюро СКБ-2 под руководством Н.Л. Духова, Общее руководство осуществлял Ж.Я. Котин. Ведущим инженером машины был М.Ф. Балжи. Первый опытный образец машины был изготовлен заводом в июле 1942 г. который в период с 28 июля по 26 августа того же года прошел Государственные испытания на Опытном заводе № 100. По результатам испытаний с учетом устранения выявленных дефектов, танк был принят на вооружение РККА. Второй изготовленный образец являлся предсерийным вариантом танка КВ-1С. В период с 13 августа но 20 октября 1943 г. он прошел длительные заводские испытания. Установка 132-мм реактивных осколочно-фугасных снарядов на танке KB-1К Управление огнем осуществлялось механиком-водителем с помощью специального щитка, установленного справа от него. Наводка на цель Производилась за счет поворотов корпуса танка через смотровой прибор механика-водителя с использованием маятникового угломера, располагавшегося над пультом управления огнем. Смотровой прибор механика-водителя имел специальную прицельную сетку и мушку. С помощью маятникового угломера определялся угол возвышения корпуса танка (в градусах), следовательно, и угол возвышения ракетных орудий. Стрельба велась по команде командира танка с коротких остановок или сходу, как одиночными выстрелами, так и залпами от двух до восьми выстрелов. При горизонтальном расположении корпуса танка дальность стрельбы из передних орудий составляла 600 м, а кормовых - 800 м. Танковая группа, состоявшая из трех танков, могла сделать два залпа по 12 снарядов, поражая каждым залпом площадь в 50 га. Заряжание производилось тремя членами экипажа; один из которых готовил орудие, а два других укладывали снаряд. Время полной зарядки КАРСТ-1 не превышало 8 мин. Установка КАРСТ-1 на танк KB-1 привела к увеличению его боевой массы на 1,5 т. Остальные БТХ танка остались на уровне серийного образца. Во время испытаний тапка, проведенных в августе 1942 г., были выполнены стрельбы реактивными снарядами с направляющих различной длины (1200. 1250, 2000 и 2400 мм), которые показали удовлетворительны" результаты. Кучность и дальность стрельбы почти не отличалась от табличных данных при стрельбе с направляющих длиной 5000 мм (для БМ-13). Вместе с тем были отмечены и недостатки КАРСТ-1, основными из которых являлись отсутствие независимой (от положения корпуса танка) горизонтальной и вертикальной наводки. что значительно снижало маневренность огня, а также увеличение, по Сравнению со штатной установкой боевой машины БМ-13. бокового рассеивания реактивных снарядов в 1,5 раза.

Танк КВ-85Г ("Объект 238") был разработан весной 1943 г. на ЧКЗ в конструкторском бюро СКБ-2 под руководством Г.Н. Москвина в целях повышения огневой мощи танка KB- 1С. Общее руководство осуществлял Ж .Я.Котин. Ведущим инженером машины был Н.Ф. Шашмурин. При разработке машина имела заводское обозначение "Объект 238". Два опытных образца танка были собраны на Опытном заводе № 100 в июле 1943 г., один из которых в периоде 21 по 24 августа 1943 г. совместно с опытным танком "Объект 239" прошел полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе. На вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк КВ-85Г ("Объект 238"). Боевая масса - 42,5 т; экипаж - 5 чел; оружие: пушка - 85 мм. 3 пулемета -7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость - 42 км/ч


Танк был создан на базе серийного танка KB-1С и отличался от него установкой в серийной башне с диаметром опоры 1540 мм более мощной танковой пушки, разработанной ЦАКБ ИКВ под руководством В.Г. Грабима и изготовленной заводом № 9 ИКВ. В состав экипажа машины входили мять человек, высота линии огня - 2070 ММ. Для наводки спаренной установки в цель применялись приводы наводки от серийного тапка KB-1С. При стрельбе использовались телескопический прицел 10Т-15 и перископический прицел ПТ4-15. Углы наводки спаренной установки оружия составляли от -3°30' до +15°. Практическая скорострельность в танке составляла 8-10 выстр./мин. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Броневая защита корпуса и башни, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи были такими же, как на танке KB-1С. В результате проведения сравнительных испытаний танка КВ-85Г ("Объект 238") с опытным танком "Объект 239", вооруженным 85-мм пушкой Д-5Т-85, установленной в башне с расширенной опорой, было выявлено, что монтаж 85-мм пушки С-31 в штатной башне танка КВ-1С не обеспечивает нормальных условий работы экипажа, особенно при заряжании пушки. В результате сокращения полезного объема башни для размещения командира танка практически не было места.

Танк "Объект 239" был разработай весной 1943 г. на ЧКЗ конструкторским бюро СКБ-2 под общим руководством Ж.Я. Котина с целью повышения огневой мощи танка KB-1С. Опытный образец танка был собран на заводе ЛУ 100 в июле 1943 г. и в период с 21 по 24 августа 1943 г. прошел полигонные испытания на Горохокспком ЛППОПе. После устранения недостатков, выявленных в ходе проведения испытаний, танк ПОД маркой КВ-85 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство до начала серийного выпуска танков ИС-85 (ИС-1). Опытный танк отличался от серийного танка KB-1С, прежде всего. новой конструкцией башни с более мощным вооружением, конструкцией силовой установки и численностью экипажа. Машина имела классическую схему общей компоновки. Отделение управления рас полагал ось в передней части танка. 15 нем размешался механик-водитель, рабочее место стрелка-радиста и люк в крыше отделения управления были упразднены, а радиостанция перенесена в корму башни. Установка пулемета в шаровой опоре и верхнем лобовом листе корпуса была заменена курсовым пулеметом, размещавшимся справа от механика-водителя. Для наблюдения за полем боя в лобовом листе перед механиком-водителем имелся смотровой лючок, закрывавшийся броневой пробкой со смотровой щелью с триплексом, а в крыше отделения устанавливались дна смотровых прибора МК-4. Слева и справа от механика-водителя размещались топливные баки, которые были перенесены из боевого отделения. Боевое отделение размещалось в Средней части корпуса и в башне. Конструкция башни с установленным вооружением была заимствована у опытного танка "Объект 237" № 1. Слева от пушки располагались наводчик и за ним командир танка, справа - заряжающий. Над командиром танка на крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывавшимся двухстворчатой броневой Крышкой. По периметру командирской башенки были сделаны смотровые щели с триплексами. Кроме того, в одной из створок крышки люка командира устанавливался смотровой перископический прибор МК-4. Второй аналогичный смотровой прибор устанавливался в крыше башни у заряжающего. Для посадки и выхода экипажа из машины служили два люка: один в командирской башенке и второй - в крыше башни, над рабочим местом наряжающего. В моторном отделении на подмоторной раме вдоль продольной оси тапка устанавливались двигатель, водяные и масляный радиаторы (вдоль бортов) и два комбинированных воздухоочистителя.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк "Объект 239". Боевая масса - 46 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 85 мм, 3 пулемета -7.62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость - 35 км/ч


Установка более мощной пушки и усиление броневой защиты башни существенно повысили боевые свойства танка. Однако недостаточная надежность агрегатов трансмиссии снижала его боевой потенциал.

Танк КВ-122 с гаубицей С-41 был создан летом 1943 г. совместными усилиями Ч КЗ и ЦАКБ Н КВ. Изготовление опытного образца было связано с проработкой вопроса о возможности установки на тяжелом серийном танке мощного оружия, предназначавшегося для разрушения фортификационных сооружений противника. Осенью 1943 г. работы но установке в башню танка KB 122-мм гаубицы, ввиду неперспективности, приказом НКВ РККА были прекращены.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк КВ-122 с гаубицей С-41. Боевая масса - 46,5 т; экипаж - 5 чел; оружие: гаубица - 122 мм, 3 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость - 34 км/ч


Опытный образец танка был создан на базе серийного танка КВ-1С и отличался от него установкой в модернизированной башне 122-мм гаубицы С-41 конструкции и производства завода ЦАКБ НКВ. Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня с установленными в ней гаубицей, двумя пулеметами, прицельными приспособлениями, приборами наблюдения, приводами наводки, средствами связи, механизмом поворота башни; стопором башни, сиденьями, частью ЗИПа и боеукладки. Для удобства работы заряжающего и обеспечения необходимого угла склонения гаубицы па крыше башни была установлена специальная надстройка. В крыше надстройки имелся люк, предназначавшийся для входа и выхода трех членов экипажа, размешавшихся в боевом отделении. Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от последнего перегородкой. В моторном отделении на специальном приваренной к днищу танка рамс был установлен двигатель. Вдоль бортов моторного отделения были размещены водяные и масляные радиаторы. Для доступа к двигателю моторное отделение имело дна шибера в моторной перегородке и люк на крыше корпуса танка. На трансмиссионной перегородке со стороны моторного отдел синя были установлены воздухоочистители. В крыше трансмиссионного отделения имелись два люка, предназначавшиеся для доступа к агрегатам трансмиссии. Вооружение танка состояло из 122-мм гаубицы С-41 и трех 7,62-мм пулеметов ДТ, один из которых был спарен с гаубицей. Гаубица С-41, имевшая /типу ствола 22.7 калибра, предназначалась для уничтожения фортификационных сооружений (ДОТов, ДЗОТов и т.п.) орудийных и минометных расчетов, а также для борьбы с танками и бронемашинами противника. Она была изготовлена путем наложения па люльку 76,2-мм пушки ЗИС-5 ствола 122-мм гаубицы МЗО с клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Нормальная длина отката гаубицы составляла 580 мм. При стрельбе использовались перископический ПТ и телескопический ТМФД танковые прицелы. Углы наводки спаренной установки в вертикальной плоскости составляли от -3 до +18°. Наводка пушки и спаренного с ней пулемета в горизонтальной плоскости осуществлялась с помощью механизма поворота башни. Из-за раздельно-гильзового заряжания боевая скорострельность не превышала 2выстр./мил. Для стрельбы использовались выстрелы раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами от 122-мм гаубицы обр. 1938 г.. а также 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Бронебойный снаряд массой 25.4 кг имел начальную скорость 515 м/с и на дистанции 100 м пробивал 115-мм броневую плиту, расположенную вертикально. Второй пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в верхнем лобовом листе корпуса, третий - в шаровой опоре в кормовой нише башни. Броневая зашита была противоснарядной, дифференцированной. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 20,30, 40.60 и 75 мм. Литая башня с толщиной броневых стенок 82 мм имела овальную обтекаемую форму и устанавливалась на шариковой опоре. В связи с установкой более мощного основного оружия были изменены броневое прикрытие амбразуры и броневая маска гаубицы. Крыша башни - вварная. изготавливалась из катаной брони толщиной 40 мм. В кормовой части крыши башни устанавливалась броневая надстройка, в которой был сделан входной люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях. В крыше башни перед надстройкой имелись два отверстия: справа у заряжающего под установку смотрового перископического прибора, а слева у наводчика - под установку броневого колпака перископического прицела. В качестве противопожарного оборудования для тушения пожара внутри танка был предусмотрен тетрахлорный ручной огнетушитель, который устанавливался в боевом отделении. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование танка были такими же, как и на танке KB-1С.

Танк KB-100 был создан и изготовлен в декабре 1943 г. и в период с 22 по 28 января 1944 г. прошел испытания на Гороховецком АНИОПе. Изготовление опытного образца было связано с проработкой вопроса о возможности установки на тяжелый серийный танк более мощного оружия, чем 85-мм танковая пушка. На вооружение и в серийное производство танк КВ-100 не принимался из-за крупных недостатков установки вооружения и тесноты расположения экипажа в башне.

Тяжелые танки. Опытные образцы

Танк КВ-100. Боевая масса - 46,5 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 100 мм, 3 пулемета - 7,62 мм; броня - п рот и вое на рядная; мощность двигателя - 600 л.с. (441 кВт); максимальная скорость - 34 км/ч


Опытный образец танка был создан на базе серийного танка КВ-85 и отличался от него установкой в модернизированной башне 100-мм мушки С-34 конструкции и производства ЦАКБ НКВ. В связи с тем, что пушка С-34 имела горизонтальный полуавтоматический затвор, для удобства работы заряжающего его рабочее место было перенесено в левую часть башни, а рабочие места командира танка и наводчика - в правую. Соответственно командирская башенка была установлена в правой части крыши башни. Для наблюдения за полем боя командир машины использовал смотровые щели, располагавшиеся по периметру командирской башенки и поворотный смотровой прибор МК-4, устанавливавшийся в одной из створок крышки люка. Аналогичный смотровой прибор устанавливался в крыше башни для наводчика. Экипаж тапка состоял из четырех человек.
100-мм пушка С-34 устанавливалась в башне вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ, который располагался слева от нее. Длина ствола пушки составляла 55.9 калибра. Наводка спаренной установки вооружения в цель осуществлялось с помощью танкового телескопического прицела ЮТ, устанавливавшегося сирина от пушки. Углы вертикальной наводки составляли от -3 до +18*30'. Максимальная длина отката не превышала 450 мм. Масса качающейся части с бронировкой составляла 3000 кг. Стрельба велась унитарными выстрелами с бронебойными и осколочно-фугасным снарядами. Масса бронебойного снаряда составляла 15.6 кг, заряда 5,27 кг. Па дальности 500 м бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м/с пробивал броню толщиной 160 мм, расположенную вертикально. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 29.8 кг. Второй пулемет ДТ - курсовой, был жестко закреплен в лобовом листе корпуса справа от механика-водителя, который вел из него неприцельную стрельбу, используя кнопку электроспуска, располагавшуюся в правом рычаге управления бортовым фрикционом. Третий - тыльный пулемет ДТ в шаровой опоре кормовой ниши башни не устанавливался. В боекомплект танка входили 31 унитарный выстрел к пушке, 2331 патрон (37 дисков) к пулеметам ДТ. Броневая защита была противоснарядной. дифференцированной. Корпус танка сваривался из броневых листов толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 мм Его конструкция, расположение люков, лючков и отверстий, предназначавшихся для доступа к узлам и агрегатам моторного и трансмиссионного отделений, но сравнению с корпусом танка КВ-85 (КВ-1С) остались без изменений. Для защиты опоры башни на крыше корпуса были приварены броневые сегменты. Передний лист имел небольшой угол наклона вперед. Литая неподвижная командирская башенка была вварена в правой части крыши над рабочим местом командира танка. Второй входной люк в крыше башни располагался слева от командирской башенки над рабочим местом заряжающею. В передней части крыши над казенником пушки было сделано отверстие пол установку вентилятора боевого отделения, закрывавшееся сверху приварным броневым колпаком. Антенный ввод устанавливался справа от командирской башенки. Впереди командирской башенки в крыше башни перед рабочим местом наводчика имелось отверстие для установки перископического смотрового прибора МК-4. В боковых стенках башни были сделаны отверстия для стрельбы из личного оружия, которые закрывались броневыми пробками.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт