Тяжелый танк Кировец-1 (ИС-3)

дата: 18-04-2011, 15:31 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Танк "Кировец-1" (ИС-3, образец № 1) был разработан в СКБ-701 ЧКЗ в период июль - ноябрь 1944 г. под общим руководством главного конструктора Н.Л. Духова, руководителем проекта был М.Ф. Балжи. Опытный образец, собранный на ЧКЗ в сентябре - октябре 1944 г., представлял собой второй вариант модернизированного танка ИС-2 в отношении усиления броневой защиты и усовершенствования трансмиссии и ходовой части. Первоначально опытный образец танка представителями военной приемки именовался как "Образец А", а чуть позже на ЧКЗ этот образец танка получил название "Кировец-1". В последующем, приказом командующего БТ и MB РККА он получил официальное наименование тяжелый танк "ИС-3" (образец № 1). В периоде 18 по 24 декабря 1944 г. танк прошел государственные испытания на НИБТ полигоне в Кубинке. В связи с решением правительства об изготовлении восьми опытных образцов (установочной партии) модернизированного варианта танка ИС-2 с корпусом, предложенным конструкторами завода № 100 и ЦНИИ-48, дальнейшие работы по данному танку были прекращены. Был изготовлен опытный образец, который явился прообразом серийного танка ИС-3.

Тяжелый танк Кировец-1 (ИС-3)

Танк "Кировец-1" (ИС-3. образец № 1). Боевая масса - 47,5 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка - 122 мм, 1 пулемет -7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя - 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость - 42 км/ч


Так же, как и танк ИС-2, модернизированный образец имел классическую схему компоновки, но отличался от своего предшественника, прежде всего, повышенной бронестойкостью корпуса, новой конструкцией башни, усовершенствованными системами, обеспечивавшими работу двигателя, и трансмиссией. Для повышения живучести танка топливные баки из отделения управления были перенесены в моторное отделение. Машина имела четыре отделения: управления, боевое, мотор-нос и трансмиссионное. Посадка и выход членов экипажа осуществлялись через большой люк-лаз, располагавшийся в кормовой части башни. Недостатком танка являлось отсутствие командирской башенки. Над рабочими местами командира танка и заряжающего в крышке входного люка устанавливались две новоротные крышки специальных люков, в которых устанавливалось по одному перископическому смотровому прибору. Для наблюдения наводчика за полем боя использовался смотровой перископический прибор, устанавливавшийся перед его рабочим местом в крыше башни. Моторное отделение располагалось за боевым, и было отделено от него моторной перегородкой. В середине моторного отделения по продольной оси танка, на подмоторной раме устанавливался двигатель. По обе стороны двигателя у бортов корпуса располагались: справа по ходу - два топливных и масляный баки, слева - два топливных бака; над баками слева и справа - по одному радиатору системы смазки двигателя. В передней части моторного отделения справа у днища устанавливался специальный котелок системы подогрева двигателя, а по бортам - по одному воздухоочистителю типа "Мультициклон". Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса. Кроме агрегатов трансмиссии в нем размешались электрический стартер, вентилятор и два радиатора системы охлаждения двигателя. Основным оружием танка являлась 122-мм танковая пушка Д-25, монтаж которой осуществлялся через специальный люк, располагавшийся в передней части крыши башни. Вспомогательное оружие было сокращено до одного, спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета ДТ. Наводка на цель пушки и спаренного пулемета осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего четырехкратное увеличение, и механизма вертикальной наводки секторного типа. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -3 до +18°. В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки производилась за счет поворота башни с помощью планетарного МП Б, имевшего ручной и электромоторный приводы. При стрельбе с закрытых позиций применялись боковой уровень и угломерный круг на погоне опоры башни. Для производства выстрела использовались электрический и ручной Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя; кулиса, рычаги и педали приводов управления танком; контрольно-измерительные приборы; топливный распределительный кран; ручной топливоподкачивающий насос; фильтр грубой очистки топлива; баллоны со сжатым воздухом; аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования; аппарат танкового переговорного устройства; часть боеукладки и ЗИПа. Двухпозиционное сиденье механика-водителя располагалось по центру корпуса танка в отделении управления. Для наблюдения за местностью у механика-водителя имелось три перископических смотровых прибора, устанавливавшихся в вварном основании его смотрового люка на верхнем лобовом листе. Смотровой люк, закрывавшийся броневой крышкой, использовался механиком-водителем при вождении машины по-походному вне боевой обстановки. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть танка и башню. В нем размещались: вооружение танка; прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья членов экипажа (слева от пушки наводчика и командира танка, справа - заряжающего); боеукладка; радиостанция и аппараты ТПУ членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении; вентилятор боевого отделения; часть электрооборудования с вращающимся контактмеханизмы спуска. Рычаг электроспуска пушки располагался на маховике подъемного механизма, рычаг механического спуска - на левом щите ограждения пушки. Для стрельбы из пушки применялись выстрелы раздельно-гильзового заряжания от 122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1931/37 гг. с переменными зарядами. Боевая скорострельность из-за неудачного расположения сиденья заряжающего не превышала 1,6 выстр./мин. В боекомплект ганка входили 30 выстрелов к пушке и 1260 патронов (20 дисков) к спаренному пулемету. Кроме того, в боевом отделении укладывались 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолете 30 ракетами. Все снаряды размещались в боевом отделении - в башне и в корпусе. Гильзы размещались в зарядных укладках в боевом отделении тапка и в отделении управления. Магазины к пулемету ДТ укладывались в боевом отделении: на днище ниши башни и в рамках на боковых стенках корпуса. Броневая защита опытного образца по сравнению с танком ИС-2 была существенно улучшена. Корпус танка, форма которого напоминала форму корпуса танка Т-34, сваривался только из катаных броневых листов различной толщины. Верхний носовой лист, располагавшийся под углом 60° от вертикали, имел толщину 120 мм, а нижний, располагавшийся под тем же углом, - 90 мм. В верхний лобовой лист был вварен корпус смотрового люка механика-водителя, в котором имелись три шахты под установку перископических смотровых приборов. Сверху смотровой люк закрывался поворотной броневой крышкой с запирающим механизмом. Подкрылки корпуса располагались под углом 60° от вертикали и имели толщину 85 мм. К верхней части подкрылков по всей их длине под углом 30е от вертикали приваривались фальшборта толщиной 16 мм. Броневая защита борта корпуса подразделялась на два пояса: верхний и нижний. Верхний пояс состоял из 100-мм броневой плиты, располагавшейся вертикально. Нижний пояс представлял собой разнесенную броневую защиту. Наружный броневой лист толщиной 30 мм был приварен к вертикальному броневому листу корпуса и являлся его продолжением. Внутренние броневые листы толщиной 20 мм, располагавшиеся под углом 60° и 45°, одной стороной были приварены к днищу и являлись его составной частью, а другой к верхнему вертикальному броневому листу корпуса. Подобная конструкция днища корпуса танка получила название "корытообразное днище". В днище корпуса имелись: запасный люк, люки, лючки и отверстия, предназначавшиеся для доступа к узлам и агрегатам танка при проведении технического обслуживания, слива охлаждающей жидкости, масла и топлива из систем, обеспечивавших работу двигателя и агрегатов трансмиссии. Корма корпуса изготавливалась из пяти листов: нижнего - толщиной 60 мм, наклоненного под углом 4 Г, двух боковых, верхнего и среднего - толщиной 60 мм, устанавливавшихся в одной плоскости под углом 49° от вертикали. Для осмотра трансмиссионного отделения в среднем листе имелись два круглых люка, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. На верхнем кормовом листе устанавливался поворотный кронштейн крепления пушки по-походному, а на среднем - защелка для крепления кронштейна в транспортном положении. В нижней части боковых кормовых листов приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками Крыша корпуса состояла из подбашенного листа (крыши над отделением управления и боевым), приваривавшегося к бортовым и верхнему лобовому листам, и крыши над моторным и трансмиссионным отделениями. В подбашенном листе имелся большой круглый вырез для нижнего погона опоры башни. Задней кромкой подбашенный лист опирался на поперечную балку, которая соединяла борта корпуса. На листе сверху приваривались броневые планки (сегменты) защиты опоры башни. Крыша над моторным и трансмиссионным отделениями состояла из двух броневых листов: переднего и заднего. В переднем и заднем листах были смонтированы броневые решетки для входа и выхода охлаждающего воздуха. Средняя часть броневой решетки переднего листа служила крышкой надмоторного люка, предназначавшегося для доступа к двигателю и фильтру тонкой очистки топлива. В крышке имелись отверстия с пробками, предназначавшиеся для заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя и масла в бак, а также для заправки баков топливом. Литая башня имела оригинальную конструктивную форму, являвшуюся совершенно новым техническим решением в мировом танкостроении. Ведущим конструктором башни был Г.В. Крученых. Полусферическая башня имела дифференцированное бронирование - толщина стенок плавно изменялась от 90 до 175 мм. В лобовой части башни была сделана амбразура, закрывавшаяся литой броневой маской пушки. Слева от нее имелось овальное отверстие для установки телескопического прицела ТШ-17. Снаружи башни приваривались поручни для танкового десанта. Крыша башни состояла из двух листов: переднего и кормового. Передний лист был съемным и предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В кормовом листе, приваренном к стенкам башни, был сделан входной продолговатый люк, закрывавшийся одной крышкой на петлях. Снарядостойкость корпуса и башни танка "Кировец-1" была выше, чем у танка ИС-2. Так, верхний носовой лист корпуса не пробивался 88-мм бронебойным снарядом немецкой пушки с дистанции 350 м, а лоб башни - с 300 м. В моторном отделении устанавливался дизель В-11 мощностью 520 л.с. (382 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных пятилитровых баллонов. Для облегчения пуска двигателя при длительных стоянках машины в зимних условиях использовалось устройство для подогрева двигателя, включенное в систему охлаждения. Конструкция система охлаждения двигателя была такой же. как конструкция системы охлаждения двигателя тапка ИС-2 обр. 1944 г. В системе воздухоочистки использовались два воздухоочистителя тина "Мультициклон". Общая емкость внутренних топливных баков составляла 500 л. Этого количества топлива хватало на 200 км движения танка но шоссе или па 120 км - по проселочным дорогам. В механической трансмиссии, по сравнению с танком ИС-2, была улучшена конструкция главного фрикциона (увеличено число дисков), усилено крепление восьмиступенчатой коробки передач к корпусу танка, изменена конструкция соединения планетарных механизмов поворота с коробкой передач и бортовыми редукторами. Ходовая часть, электрооборудование и средства связи конструктивным изменениям не подвергались и практически остались такими же и на танке ИС-2.

Танк "Объект 703" (ИС-3, образец № 2) являлся дальнейшим развитием танка "Кировец-1" в отношении улучшения конструкции броневой защиты и устранения недостатков, выявленных во время полигонных испытаний. Танк был разработан в январе - феврале 1945 г. на основе объединения технических проектов тяжелых танков, разработанных ЧКЗ и заводом № 100 под общим руководством Ж.Я. Котина. Восемь опытных образцов установочной партии были изготовлены на ЧКЗ в феврале 1945 г. и в период с 23 марта по 11 апреля 1945 г. один опытный образец танка успешно прошел полигонные испытания, но результатам которых было принято решение о принятии танка на вооружение Красной Армии и организации на ЧКЗ его серийного производства. Общая компоновка танка повторяла схему общей компоновки танка "Кировец-1, поэтому расположение внутреннего оборудования, вооружения, основных агрегатов моторного и трансмиссионного отделений осталось неизменным. Благодаря применению новой конструкции носовой части корпуса, разработанной Г.Н. Москвиным, в крыше корпуса, над отделением управления удалось разместить входной люк для механика-водителя. Механик-водитель находился в центре отделения управления вдоль продольной оси танка. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в поворотной крышке люка устанавливался призменный смотровой прибор. Размещение экипажа в боевом отделении танка также осталось неизменным: слева от пушки находились рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего.

Тяжелый танк Кировец-1 (ИС-3)

Танк "Объект 703" (ИС-3, образец № 2). Боевая масса - 45,9 т ; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 122 мм, пулемет -12,7 мм, пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противоснарядная; мощность двигателя - 520 л.с. (382 кВт); максимальная скорость - 40 км/ч


Вооружение танка состояло из 122-мм нарезной танковой пушки Д-25, спаренного с ней 7.62-мм пулемета ДТ и 12,7-мм зенитного пулемета ДШК, устанавливавшегося на турели. Зенитная пулеметная установка обеспечивала стрельбу по наземным и воздушным целям в вертикальной плоскости в секторе от -4 до +84°. Для наводки в цель спаренной установки при стрельбе прямой наводкой применялся телескопический шарнирный прицел Till-17. Вертикальные углы наводки спаренной установки составляли от -2 до +19°. В боекомплект танка входили 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, 756 патронов (12 дисков) к пулемету ДТ, 250 патронов (5 магазин-коробок) к пулемету ДШК и 18 ручных гранат Ф-1. Броневая защита ганка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус машины представлял собой жесткую броневую коробку, сваренную из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 60, 90, 110 и 120 мм. Характерной особенностью корпуса танка являлось двухскатное расположение верхних лобовых листов. Верхние броневые листы носовой части корпуса имели толщину 110 мм и были расположены под углом 56", нижний лист - соответственно 110 мм и 63°. По сравнению с танком "Кировец-1" конструкция борта корпуса осталась без изменений, за исключением угла наклона подкрылков и его толщины, которые составляли соответственно 59° и 90 мм. Толщина вертикального бортового листа составляла 90 мм. Претерпела изменения конструкция верхней части кормы корпуса, которая стала состоять из трех листов. Угол наклона листов увеличили до 50°. Боковые листы были упразднены. Конструкция верхнего (съемного) листа и его крепление остались без изменений. Средний лист крепился на петлях к нижнему кормовому листу и болтами - к угольникам вертикальных боргов и поперечной балке. Для облегчения открывания среднего листа в его петли устанавливался торсионный вал. Два круглых люка, закрывавшихся броневыми крышками на петлях в среднем листе, и установка поворотного кронштейна крепления пушки по-походному были сохранены. Буксирные крюки с пружинными защелками стали располагаться на нижнем кормовом листе, там же были приварены бонки для крепления запасных траков. Незначительные изменения были внесены в расположение броневых жалюзи и лючков на крыше над моторным отделением. По сравнению с предыдущим образцом башня машины имела несколько большие размеры и представляла собой полусферическую отливку с диаметром у основания до 2900 мм и диаметром опоры 1840 мм. Касательные к криволинейным поверхностям башни располагались под различными углами от 42 до 59° от вертикали, толщины брони башни во всех горизонтальных сечениях были не менее 160 мм. Толщины в направлениях параллельных оси ствола доходили до 360 мм. Толщины в радиальных направлениях - менялись от 210 мм (у основания) до 120 мм (у крыши). Для снятия и установки башни имелось три рыма. На стенках башни приваривались 12 поручней для десанта. Крыша башни состояла из двух листов: переднего листа (съемного) и кормового листа, приваренного к корпусу башни. Передний лист являлся одновременно и крышкой, закрывавшей люк для монтажа пушки. В кормовом листе крыши башни был сделан продолговатый входной люк, закрывавшийся двумя крышками на петлях. Около люка на крыше башни монтировалась турель зенитной пулеметной установки. Для улучшения условий наблюдения командиром танка во время движения машины, в левой крышке люка башни располагался командирский люк наблюдения (вращающийся колпак), который закрывался круглой броневой крышкой. В крышке был установлен смотровой прибор МК-4. Крышка вращалась на шариковой опоре, выполненной в виде радиального подшипника. На основании командирского люка были сделаны два кольцевых пояска - копира с выступами. К выступам прижимались концевые переключатели целеуказателя, обеспечивавшего командиру танка независимое управление поворотом башни. Тушение пожара внутри танка осуществлялось с помощью ручного огнетушителя РАВ-2, располагавшегося в боевом отделении на левом борту у моторной перегородки. Основу силовой установки составлял дизель В-11 мощностью 520 л. с. (382 кВт). Общая емкость четырех внутренних топливных баков составляла 480 л. Очистка воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, осуществлялась с помощью двух воздухоочистителей типа "Мультициклон". В принудительной системе смазки двигателя применялось масло МТ-16п, которое находилось в масляном бакс емкостью 65 л. Заправочная емкость системы смазки двигателя составляла 105 л. В состав жидкостной, закрытой, с принудительной циркуляцией системы охлаждения входили: два водяных четырехходовых располагавшихся полукругом радиатора, водяной насос, расширительный бачок с паровоздушным клапаном, трубопроводы, термометр и вентилятор. Заправочная емкость системы охлаждения составляла 73 л. Для подготовки двигателя к пуску и поддержания его в состоянии постоянной готовности к пуску в зимнее время на танке был предусмотрен термосифонный (фитильный) обогреватель. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт), а при его отказе - сжатым воздухом из двух воздушных пятилитровых баллонов. Механическая трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи практически остались такими же, как на танке ИС-3 образец № 1.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт