Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

дата: 14-04-2011, 22:33 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
Краткая история развития

Основная работа в годы Великой Отечественной войны была направлена на обеспечение возможности танковым частям и соединениям преодолевать минно-взрывные заграждения противника, естественные и искусственные препятствия в виде противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов, а также на создание механизированных средств отрывки траншей и на совершенствование танковых снегоочистителей. Более активная работа по созданию минных тралов для танков была развернута после окончания советско-финляндской войны. Был определен общий вид трала, который представлял собой лсгкосьсмиос приспособление, которое предполагалось устанавливать на средних пли тяжелых танках. В качестве рабочего органа использовались катковые устройства многоразового применения. В марте 1942 г. были изготовлены три танковых минных трала, два ИЗ которых были конструкции Д. Трофимова и П.М. Мугалева, а третий представлял собой достаточно дорогую и тяжелую конструкцию. Его нажимные катки были собраны из дисков опорных катков танка Т-34-76. Из-за своей высокой стоимости и большой массы трал к испытаниям допущен не был. В результате испытаний тралов конструкции Д. Трофимова и П.М. Мугалева было выявлено следующее. Трал конструкции Д. Трофимова показал недостаточную эффективность траления противотанковых мин, особенно зимой. Большая ширина нажимных катков трала не позволяла им погружаться в снег и воздействовать на нажимные крышки мин. Конструкция трала П.М. Мугалева в этих условиях работала более надежно. Конструкция катков не препятствовала погружению их в снег, обеспечивая тем самым подрыв противотанковых мин. После завершения испытаний конструкция трала П.М. Мугалева была упрошена - из трехсекционного ОН был переделан в двухсекционный. Летом того же года трал под маркой ПТ-34 (противоминный трал для танка Т-34) был рекомендован к принятию па вооружение, однако работа но постановке его на серийное производство была отложена ИЗ-за трудного положения на фронтах. Осенью 1942 г. конструкция трала ПТ-34 была усовершенствована с целью обеспечения его крепления ко всем типам средних и тяжелых танков. После проведения всесторонних испытаний трал под маркой ПТ-3 в марте 1943 г. был принят для серийного производства на Тульском машиностроительном заводе и заводе "Комсомолец". Таким образом, с апреля 1943 г. на вооружение бронетанковых н механизированных войск РККА стал поступать серийно изготавливавшийся Катковым минный трал ПТ-3, созданный под непосредственным руководством П.М. Мугалева - преподавателя Военно-инженерной академии им. Куйбышева. Трал ПТ-3 вполне оправдал себя в ходе боевых действий. Первое боевое крещение отдельная танковая рота, танки которой были оснащены тралами ПТ-3. получила на Центральном фронте в полосе действия 16 А, а два танковых полка, с установленными на тапки этими же тралами. - в июле 1943 г. в ходе наступления на Курской дуге.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Испытания минного трала ПТ-3, установленного на танке Т-34-85


По мнению ГБТУ, наиболее приемлемым применение трала ПТ-3 было на тяжелом танке КВ-1С. Это было обусловлено наличием восьмиступенчатой коробки передач, что обеспечивало по сравнению с танком Т-31, имевшем четырехстгупенчатую коробку передач, легкость управления машины с установленным тралом. В 1944 г. конструкция трала ПТ-3 претерпела некоторые изменения. Прежде всего, работы по модернизации трала были связаны с повышением его надежности и взрывоустойчивости, а также обеспечением возможности его установки на новые тапки Т-34-85. Т-44, ИС-2 и ИС-3. В 1944 - 1945 гг. тралы ПТ-3 были установлены на вышеперечисленных танках и прошли полигонные испытания. Испытания показали, что установка трала на танках с длинноствольными пушками ограничивает использование основного оружия непосредственно при тралении из-за необходимости его установки на максимальный угол возвышения, для исключения повреждения ствола пушки рамой трала при подрыве мины. Поэтому использование трала ПТ-3 в боевых условиях на танках ИС-2, ИС-3. Т-44 и Т-34-85 не рекомендовалось.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Испытания минного трала ПТ-3, установленного на танке Т-44


Трал ПТ-3, устанавливавшийся на танки с длинноствольными пушками в 1944 1945 гг. был модернизирован и получил индекс ПТ-М. Внесенные изменения обеспечили его установку на новые средние и тяжелые танки и возможность ведения огня из основного оружия, за исключением небольшого сектора перед машиной.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Испытания минного трала ПТ-3, установленного на танке ИС-2


Имея броневую защиту и мощное вооружение, танки-тральщики были способны делать проходы в минно-взрывных заграждениях в ходе боя и уничтожать своим огнем средства и живую силу противника, мешавшие их продвижению. Кроме трала ПТ-3, в годы Великой Отечественной войны были разработаны и прошли испытания другие средства преодоления минно-взрывных заграждений. Заслуживает внимания установка разминирования, предназначавшаяся для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях взрывным способом. Она состояла из кассеты и десяти зарядов, массой по 5 кг каждый. При движении танка заряды поочередно с определенным интервалом выбрасывались из кассеты на минно-взрывное заграждение и взрывались, образуя проход. Наряду с преодолением минно-взрывных заграждений танкам в годы войны приходилось преодолевать различного рода инженерные невзрывные заграждения и естественные препятствия в виде противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, воронок и оврагов.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Танк Т-34-85 с установленными деревянными фашинами


Фашины изготавливались из жердей, досок, хвороста, бревен и отрезков стальных труб. Готовая фашина накатывалась на танк с помощью двух жердей, закреплялась на его носовой части и в таком виде доставлялась к препятствию. Для преодоления эскарпа нужно было не менее двух фашин, т.е. фашинами оборудовались два танка. Диаметр одной фашины (первой по ходу танка) должен был быть несколько меньше диаметра другой, чем обеспечивалась возможность последовательного наезда танка на фашины. Меньший диаметр фашин находился в пределах 750 - 1000 мм, больший - 1100 - 1500 мм. При преодолении противотанкового рва полного профиля требовалось также не менее двух фашин диаметром 1 - 1,5 м. Фашина укладывалась на переднюю часть надгусеничпых полок и подклинивалась сзади деревянными клиньями так, что на ровных участках местности она всегда стремилась скатиться вперед. От скатывания фашина удерживалась тросом диаметром 8-10 мм, который крепился к середине соединительной жерди, проходил через люк башни и стопорился чекой в наиболее удобном месте башни. При подходе к препятствию командир танка выдергивал чеку, фашина скатывалась в ров. Танк сразу же отходил в сторону, освобождая место другому танку, который также сбрасывал фашину в ров. После заполнения рва, машины преодолевали препятствие. Большое количество наступательных операций в годы войн» было осуществлено в самое неблагоприятное время года - в осеннюю и весеннюю распутицу, в тяжелых условиях местности, при наличии сложной системы инженерных заграждений. Бронетанковые и механизированные войска оказались способными действовать в таких условиях, в каких, по мнению противника, действие техники должно было быть парализовано. В качестве примера можно привести действия танковых и механизированных соединений 1-го и 3-го Белорусского фронтов на лесисто-болотистой местности в районе Умани. Почти вся весенняя кампания 1944 г., в результате которой была освобождена Правобережная Украина, проводилась в тяжелейших условиях весенней распутицы и бездорожья. На труднопроходимой местности, преодолевая систему долговременных инженерных заграждений, действовали наши войска по снятию блокады Ленинграда, освобождения Крыма и др. В этих условиях использовались различные средства повышения проходимости танков и САУ, которые изготавливались силами войсковых мастерских, экипажей боевых машин и перевозились на них до момента применения.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Преодоление танком КВ-1 противотанкового рва с помощью фашин. НИБТ полигон


Для повышения проходимости танков по болотам со сплошным слоем рыхлого увлажненного торфа толщиной более 0,6 м использовалось гибкое жердевое колейное покрытие, рассчитанное на однократное применение. Оно состояло из двух одинарных покрытий, соединенных посредством длинных жердей. Жерди в колее соединялись тросом или мягкой (вязальной) 2-мм проволокой в 4 жилы. Общая длина звена колейного покрытия не превышала 10 м. Двойные колейные покрытия скатывались относительно длинной жерди и крепились на носовой части танка, что облегчало их последующую укладку на грунт. На фунте покрытия крепились с помощью деревянных клиньев, исключавших их сдвиг. Танк двигался по покрытию на низшей передаче, повороты производились только с большими радиусами. Ширина одинарного колейного покрытия для среднего танка составляла 1400 мм, тяжелого - 1650 мм. Диаметр используемых жердей 60-90 мм. На изготовление 1 м одинарного колейного покрытия (без заготовки материала) требовалось около 57-70 чел.-мин., а для оборудования 1 пог. м дороги с колейным покрытием - 45-60 чел.-мин. Аналогичным образом изготавливалось и использовалось гибкое дощатое колейное покрытие. Для повышения проходимости танков (САУ) по грунтам со слабой несушей способностью использовалось также уширение гусениц отрезками траков ("уширителями"), вставлявшихся в торцы основной гусеницы, что позволяло снизить на 25-30% среднее давление танка на фунт. Такие уши ригели применялись при преодолении танками (САУ) заболоченных участков со сплошным слоем рыхлого увлажненного торфа толщиной до 1 м. Гусеница с уширителями собиралась аналогично серийной гусенице, только плоские траки смещались на две проушины но отношению к гребневым тракам. В образовавшиеся между гребневыми траками промежутки вставлялись уширители. Данный способ имел существенные недостатки. Прежде всего значительная грудоемкость работ и необходимость наличия специального оборудования и запасных траков. Аналогичные работы по повышению проходимости танков и самоходных установок с помощью использования уширенных гусениц проводились в голы войны на заводах промышленности и на НИБТ полигоне в Кубинке.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Самоходная установка ИСУ-122 с уширенными гусеницами


Установка уширителен на гусенице самоходной установки СУ-76М. НИБТ полигон Наряду с использованием уширителен из отрезков траков в войсках применялось уширение гусениц путем присоединения временных гусениц к основным. При таком способе удавалось снизить среднее давление танка на грунт на 30 - 40% (в зависимости от количества траков временной гусеницы). Машины, оснащенные такими гусеницами могли преодолевать торфяные болота со сплошным слоем рыхлого увлажненного торфа глубиной 0,6 м. Временная гусеница собиралась из деревянных брусков размером 900x120x150 мм. Для установки брусков на траки основной гусеницы использовались болты и отверстия в траках для крепления гру птоза цепов. Консольные концы брусков с внутренней стороны соединялись тросом, который крепился к брусьям скобами. Для изготовления временных гусениц на танк Т-34 требовалось 150 брусков. Заранее изготовленные временные гусеницы скатывались в рулоны и перевозились на танке как табельное имущество. Эти гусеницы надевались непосредственно перед болотистыми участками местности и после прохождения болота снимались. К недостаткам данного тина гусениц относились их частые поломки при движении танков но кочковатым болотам, сложность изготовления, а также трудность преодоления малозаметных препятствий и проволочных заграждений. Для уширения гусениц использовались и более простые временные гусеницы из отрезков жердей диаметром 100 - 120 мм и длиной, равной двойной ширине гусеницы. Жерди скреплялись тросом и скобами, подобно жердевому колейному покрытию, и гусеница привязывалась к основной гусенице танка тросом. Такие временные гусеницы удовлетворительно работали только на болоте с совершенно ровной поверхностью, пользоваться ими можно было только один раз. Для самовытаскиваиия танков и самоходных установок при их застревании широкое распространение получило самовытаскивание с помощью одного или двух бревен, которые крепились к нижним тракам гусениц. Диаметр бревна составлял 200 - 250 мм, длина превышала ширину танка на 1 м. Бревна как табельное имущество стали постоянно перевозиться на танках, действующих на болотистой местности. Крепление бревен к тракам гусениц осуществлялось с помощью петли из троса; петли из троса и пальцем; рымами и тросом; петель из троса с двумя пальцами; траком с вырезом в гребне (для танков Т-34); двумя траками, а также с помощью костыля-упора. Кроме того, самовытаскиванис танков могло осуществляться и с помощью троса, прикрепленного к гусенице или ведущему колесу танка и неподвижному предмету (анкеру). В годы войны была продолжена начатая еще в 30 - 40-х гг. работа по созданию средств для механизированной отрывки траншей. Их развитие, в первую очередь, определялось тяговыми возможностями тракторов и танков. В 1944 г. началась разработка прицепного траншеекопателя ПТК, рассчитанного для работы в сцепе с тяжелым танком. Однако траншеекопатель был принят на вооружение инженерных войск уже после войны - в 1948 г. В период Великой Отечественной войны основными средствами механизации для снегоочистки дорог и прокладывания колонных путей были нетабельные и упрощенные средства, выполненные в виде деревянных треугольников на тракторной и конной тяге. Однако в условиях сильных заносов треугольники не могли обеспечить расчистку снега при прокладывании колонных путей. В связи с этим в 1943 г. срочно приступили к разработке снегоочистителя СТ-1 на базе среднего танка Т-34, но до конца отработать этот вариант снегоочистителя удалось лишь после Великой Отечественной войны.

Танки-мостоукладчики

Танк-мост ТМ-34 был разработан в ноябре 1942 г. по предложению инженер-полковника ГА. Федорова на ремонтном заводе № 27 Ленинградского фронта. Небольшая партия машин была изготовлена на том же заводе и использовалась в наступательных операциях 1942 - 1943 гг. на Ленинградском фронте.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Танк-мост ТМ-34


Танк-мост был разработан в двух вариантах: без башни и с башней имеющей ограниченные углы подъема и поворота пушки. Он представлял собой танк Т-34-76 обр. 1941 г., на котором была установлена специальная металлическая ферма, шарнирно закрепленная к его кормовой части. 11средняя часть фермы укладывалась на специальные, приваренные к корпусу танка опоры. В кормовой части машины располагалась платформа для прикрытия гусениц и для облегчения въезда танков на мост. Для облегчения съезда танков с моста после прохождения через ров, носовая часть фермы предварительно устанавливалась на высоту переднего края рва. Для этой цели ферма моста приподнималась за счет деревянных брусков, укладывавшихся между фермой и опорами. Применение танка-моста обеспечивало возможность линейным танкам преодолевать рвы трапецевидного профиля шириной от 5 до 12 м и глубиной от 2,5 до 4,5 м. Несмотря на простоту конструкции танк-мост имел ряд недостатков, к числу которых относились: невозможность входа во рвы, заполненные водой; непригодность д 1я преодоления контрэскарпов; сложность эвакуации изо рва самой машины при застревании; при установке моста терялись боевые свойства танка Т-34. Кроме того, для установки моста необходимо было наличие пологого съезда в ров. Конструкция фермы моста Остальные боевые и технические характеристики машины, за исключением ограничения сектора обстрела из основного и вспомогательного оружия, устанавливавшегося в башне, были сохранены на уровне танка Т-34-76 обр, 1941 г.

Навесное инженерное оборудование

Минный трал ПТ-3 (для серийных танков Т-34-76 и KB-1С) был разработан в 1942 г. под руководством инженер-полковника П.М. Мугалева. Изготовленный в том же году опытный образец трала успешно прошел испытания и был принят на вооружение и с апреля 1943 г. поставлен на серийное производство на Тульском машиностроительном заводе. Трал ПТ-3 широко использовался в боях во время Великой Отечественной войны. Первый танковый полк, имевший на вооружении танки, оснащенные тралами ПТ-3. был сформирован в середине 1943 г. и направлен на Воронежский фронт, где получил боевое крещение. Противоминный трал ПТ-3 устанавливался впереди среднего ганка Т-34-76 или тяжелого танка KB-1 С, который толкал его перед собой. Он состоял из упряжного устройства, рамы, оси с катками и тросовой подвески. Упряжное устройство состояло из двух проушин, приваренных к нижнему лобовому листу танка, и служило для присоединения трала к танку. Рама представляла собой сварную конструкцию треугольной формы с двумя скобами и служила для соединения рабочей части трала (оси с катками) с тайком. Ось с десятью стальными катками являлась основной рабочей частью трала. Катки вращались на оси свободно, независимо друг от друга. По окружности катков с помощью заклепок были укреплены шпоры. Катки были разделены на две группы, по пять в каждой, и были смещены к концам оси. Поэтому при движении танка каждая группа катков производила траление местности тред соответствующей гусеницей танка и позволяла им в определенных пределах (до 100 мм) огибать неровности местности. Поперечные уклоны местности также отслеживались рамой благодаря ее перекосу относительно рычагов. Подрыв мины осуществлялся шпорами катков. Диаметр катка массой 330 кг составлял 1100 мм (со шпорами), ширина каждой группы (секции) - 1400 мм.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Т-34-76, оснащенный тралом ПТ-3


Тросоная подвеска предназначалась для удержания трала на весу при преодолении окопов, канав и других препятствий. В транспортном положении трал поднимался с помощью лебедки на высоту, достаточную для свободного движения танка. Вне боевой обстановки тралы отцеплялись от танков и перевозились на двух грузовых машинах ЗИС-5 или на одном американском грузовом автомобиле "Студебеккер". На короткие дистанции, например, при переходе с выжидательных полиций на исходные, тралы могли буксироваться танками, при этом тралы крепились к их задним крюкам. Трал массой 5,3 т прикреплялся к танку силами экипажа. Натренированный экипаж выполнял эту работу за 15 мин, на отцепку трала тратилось всего 5 мин. Ввиду значительной массы трала скорость танка-тральщика и его маневренные возможности были несколько ниже, чем у линейного таи-ка. На средненересеченной местности скорость машины с тралом в боевом положении составляла 8-10 км/ч. на равнинной - 12 - 15 км/ч, максимальная скорость по шоссе - 25 км/ч. Развороты вне минно-варывных заграждений танк производил плавно, по кривой с минимальным радиусом - 20 м. С установленным тралом танк мог преодолевать подъемы до 25е и рвы шириной до 2,5 м. Минно-взрывные заграждения танк преодолена:) прямолинейно, без поворотов. За один проход танка с тралом в минно-взрынном заграждении проделывались две колеи. шириной по 1.2 м каждая.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Танк КВ-1, оснащенный тралом ПТ-3


В процессе использования тралов на фронтах Великой Отечественной войны были выявлены конструктивные недостатки, которые устранялись в процессе производства. Так, например, рама трала была укорочена на 160 мм, а форма ее изменена с целью увеличения прочности и повышения надежности в работе. В 1944-1945 гг. конструкция трала ПТ-3 для установки его на танки Т-34-85, Т-44, ИС-2 и ИС-3 была доработана. В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама. усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. Модернизированный образец трала получил наименование ПТ-ЗМ.

Бронированные инженерные машины и навесное инженерное оборудование

Танк Т-34-85, оснащенный тралом ПТ-3М. Масса трала - 5,3 т; ширина полосы траления - 3,6 м, ширина не протраленной полосы по середине - 1,2 м; средняя скорость движения танка с тралом по грунтовой дороге - 15-20 км/ч, по местности - 10 - 15 км/ч, по снежной целине с глубиной покрова до 50 см - 6 - 8 км/ч
комментарии: 1 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
broklera Гости
#1 написал: broklera (14 апреля 2011 23:05) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
Сайт просто супер, буду рекомендовать друзьям!
Класс! Афтару респект!
Спасибо за интересный материал, почитал несколько Ваших записей, очень понравилось, продолжайте дальше!
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт