Бронированные колесные машины. История развития

дата: 14-04-2011, 21:03 просмотров: раздел: Отечественная бронетехника
До начала Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находились легкие бронеавтомобили ФАИ и БА-20 различных модификаций, вооруженные 7,62-мм пулеметом ДТ и средние бронеавтомобили ВА-3, БА-6 и БА-10 различных модификаций, вооруженные 45-мм танковой пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами. Колесные бронетранспортеры (БТР) до войны не разрабатывались и на вооружении армии не принимались. Основная часть исправных бронеавтомобилей с первых дней Великой Отечественной войны приняла участие в боевых действиях. Около 300 бронеавтомобилей БАИ, БА-27 и Д-13, вооруженных 37-ММ пушками "Точкис", из-за отсутствия необходимого количества боеприпасов к пушкам были исключены из состава боевых машин и использовались в течение войны как учебные в военных училищах. В разряд учебных машин были переведены и бронеавтомобили Д-8 и Д-12. вооруженные 7,62-мм пулеметами ДТ.

Бронированные колесные машины. История развития

Бронеавтомобиль БА-64 (1-й серийный образец). Боевая масса - 2,4 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт.); максимальная скорость - 80 км/ч



К началу Великой Отечественной войны в производстве находились два типа бронеавтомобилей: средний БА-10М – Ижорского и Балтийского заводов и легкий БА-20М Выксунского завода дробильно-размольного оборудования в г. Выкса Горьковской области. В 1941-1942 гг. было выпущено 770 легких и средних автомобилей. Вследствие невысокой боевой эффективности бронеавтомобили БА-10М были сняты с производства с сентября 1941 г.. а бронеавтомобили БА-20М - с июля 1942 г. В 1940 - 1941 гг. Ижорским заводом совместно с Автозаводом им. Сталина (ЗИС) в Москве были разработаны опытные образцы бронеавтомобилей БА-11 и БА-11 Д. Государственные и войсковые испытания показали значительное повышение уровня боевых п технических характеристик новых машин по сравнению с характеристиками серийного бронеавтомобиля БА-10. Более высокий уровень броневой защиты, увеличенный боекомплект и запас мощности послужили основанием для решения комиссии о рекомендации этих машин к принятию на вооружение РККА.

Бронированные колесные машины. История развития

Бронеавтомобиль БА-20М.Боевая масса - 2,52 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт.); максимальная скорость - 90 км/ч


Бронеавтомобиль БА-11 Ижорским заводом был подготовлен к серийному производству, которое не было организовано но причине начала Великой Отечественной войны. В связи с приближением линии фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 г. было переведено из Колпино в Ленинград на Балтийский завод. Из оставшихся на Ижорском заводе заделов было изготовлено несколько десятков бронеавтомобилей, которые использовались в боях при обороне Ленинграда. В связи с резким сокращением выпуска легковых автомобилей ГАЗ-M1 и запланированным переходом Горьковского автозавода на выпуск первого отечественного полноприводного (4x4) автомобиля, начались работы по созданию новой легкой бронированной машины.

Бронированные колесные машины. История развития

Бронеавтомобиль БА-11 (БА-11Д). Боевая масса - 8,13 (8,65)т; экипаж- 4чел.; оружие: пушка - 45 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 90 (98) л.с. (66 / 72 кВт); максимальная скорость - 64 (48) км/ч


Проработка бронеавтомобиля на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 была начата конструкторами Горьковского автозавода в июле 1941 г. Разработка новой машины велась конструкторским бюро под руководством В.А. Грачева. Компоновкой машины занимался инженер Ф.А. Лепендпп. ведущим конструктором был назначен Г.М. Вассерман. Разработка бронеавтомобиля велась с учетом новых требований, предъявленных к данному классу боевых машин с учетом опыта боевых действий. Опытный образец машины был изготовлен в начале 1912 г. По своим боевым и техническим характеристикам и внешнему виду бронеавтомобиль, получивший наименование БА-64, отличался от ранее выпушенных машин. Несмотря на то. что на нем было установлено пулеметное вооружение он имел более падежную броневую защиту, чем бронеавтомобили БА-10М и БА-20M. После полигонных и государственных испытаний бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение РККА. С апреля 1942 г. он был поставлен на серийное пронзводство на Гормсопском автозаводе. Бронеавтомобиль БА-64 предназначался для ведения разведки, управления в бою, борьбе с авиадесантом, сопровождения автоколонн и осуществления противовоздушной обороны механизированных частей на марше. Летом 1942 г. первые серийные бронеавтомобили БА-64 приняли участие в боях на Брянском и Воронежском фронтах, а позднее - под Сталинградом. Осенью 1942 г. автомобиль ГАЗ-64. на базе которого выпускался бронеавтомобиль БА-64, был модернизирован и ему была присвоена марка ГАЗ-67. На его базе в феврале 1943 г. был изготовлен опытный образец бронеавтомобиля БА-64Б. Основные мероприятия при проведении модернизации были направлены на повышение подвижности машины за счет увеличения колеи машины. Применения двигателя мощностью 54 л.с. и более эффективной системы охлаждения, а также двух дополнительных гидроамортизаторов в передних узлах подвески. Благодаря увеличенной колее, машина могла двигаться с максимальным углом крена 25°. С сентября 1943 г. бронеавтомобиль БА-64Б был поставлен на серийное производство вместо бронеавтомобиля БА-64. Бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б во время войны широко применялись для разведки и связи. За годы Великой Отечественной войны отделом главного конструктора Горьковского автозавода под руководством В.А. Грачева на базе бронеавтомобилей БА-64 и БА-64 Б было спроектировано и построено несколько опытных образцов бронеавтомобилей. Б октябре 1942 г. с целью увеличения огневой мощи был разработан и в марте 1943 г. изготовлен на базе бронеавтомобиля БА-64 опытный образен машины (БА-64Д) с установкой крупнокалиберного пулемета ДШК. В марте того же года на базе БЛ-64Б был разработан проект бронеавтомобиля с аналогичным вооружением. Кроме того, были Начаты проектные работы но размещению в башне бронеавтомобиля БА-64 Б 25-мм автоматической пушки, но в металле эти проекты реализованы не были. Бронеавтомобиль БА-64 с 14,5-мм противотанковым ружьем ПТРД. Войсковая модернизация, 1943 г. Осенью 1942 г. и весной 1943 г. на Горьковском автозаводе велись проектные работы по установке на бронеавтомобиле БА-64 самозарядного 14,5-мм противотанкового ружья Симонова ПТРС-41 и противооткатного устройства (амортизатора), способного гасить сильную отдачу оружия при стрельбе.

Бронированные колесные машины. История развития

Вариант войсковой модернизации БА-64 с установкой 14,5-мм противотанкового ружья ПТРД, 1943 г.


Ввиду установки на бронеавтомобиль БА-64 крупнокалиберного пулемета ДШК, дальнейшие работы в этом направлении были прекращены. В войсках собственными силами на единичных образцах бронеавтомобилей были установлены 14,5-мм противотанковые ружья ПТРД. Второй вариант войсковой модернизации БА-64 с установкой 14,5-мм противотанкового ружья ПТРД, 1943 г. В целях повышения подвижности неоднократно предпринимались попытки по созданию бронеавтомобиля БА-64 способного двигаться по железнодорожным рельсам. Так, в середине 1942 г. была закончена разработка проектов и изготовлены опытные образцы бронеавтомобиля БА-64 на железнодорожном ходу. Бронеавтомобиль конструкции Выксунского завода ДРО, спроектированный в июле 1942 г., имел сменные железнодорожные колеса. При переводе машины на железнодорожный ход колеса, предназначавшиеся для движения по обычным дорогам, снимались и закреплялись на корпусе машины. В проекте Горьковского автозавода, разработанном в ноябре 1942 г., предусматривалась возможность движения бронеавтомобиля по рельсам с помощью резинового хода на специальных откидных направляющих роликах (в виде желез-подорожных бандажей), устанавливавшихся на кронштейнах с пружинами спереди и сзади машины. В предложенном проекте значительно сокращалось время подготовки бронеавтомобиля для движения его по железнодорожной колее. Аналогичные работы в 1941 г. велись и на Московском вагоноремонтном заводе ИМ. Войтовича. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны велись работы но повышению проходимости серийных бронеавтомобилей по грунтам со слабой несущей способностью. Так, В 1942 L943 гг. был разработан, изготовлен и испытан опытный образец бронеавтомобиля БА-64 с лыжно-гусеничным движителем.

Бронированные колесные машины. История развития

Подвеска бронеавтомобиля БА-64Б под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-3, 1943 г.


В июне 1944 г. приступили к изготовлению посадочного макета бронеавтомобиля БА-69 (такое условное обозначение было присвоено ГАЗ-69), но затем эта работа была приостановлена и в дальнейшем не возобновлялась. Войсковой вариант "командирской" машины на базе бронеавтомобиля БА-64 Еще в 1942 г. в КБ Горьковского автозавода был выполнен эскизный проект командирского полубронированиого легкового автомобиля ГАЗ-64-126 на базе автомобиля ГАЗ-64-416. Броневая защита автомобиля была выполнена в виде установки откидных лобовых, бортовых. кормовых и промежуточных броневых листов. Штатного вооружения машина не имела, экипаж состоял из трех человек: водителя и двух пассажиров. В дальнейшем этот проект не рассматривался. Идея создания командирского бронированного автомобиля была воплощена в жизнь войсковыми ремонтными органами, которые переделывали поврежденные бронеавтомобили БА-64 по своему усмотрению в такие машины путем демонтажа башни с вооружением и срезания верхней части корпуса боевого отделения (по верхней кромке нижних наклонных бортовых листов). Перед водителем в рамке устанавливалось ветровое стекло. В состав экипажа входили водитель и один - два работника штаба. Дальнейшее развитие получила броневая защита легких бронеавтомобилей с использованием рациональных углов наклона броневых листов по сравнению с машинами предвоенного периода, которая по толщине броневых листов могла сравниться с защитой тяжелых машин. Вместо смотровых щелей стали применяться зеркальные смотровые приборы с пуленепробиваемыми быстросъемными стеклами. Опыт Великой Отечественной войны показал, что бронеавтомобили как образцы вооружения изжили себя. Массовое применение танков в годы Великой Отечественной войны значительно повысило темпы ведения боевых действий, что потребовало более четкой организации взаимодействия танков с пехотой, повышения оперативной и тактической подвижности пехоты. Однако использование десанта пехоты на броне танков приводило к большим потерям личного состава от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Мотопехота, передвигавшаяся за танками на автомобилях и мотоциклах, также попадала в тяжелое положение, так как в бою не могла быстро следовать за тайками из-за недостаточной проходимости и плохой защиты автомобилей и мотоциклов от огня противника. Именно эти обстоятельства привели к выводу о необходимости выпуска нового вида бронирован пых машин - бронетранспортеров, имевших более высокую по сравнению с автомобилями и мотоциклами проходимость, меньшую уязвимость от огня противника и надежно защищавших пехоту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Еще в предвоенные годы в нашей стране велась работа но созданию (преимущественно на базе танков) бронетранспортеров. Но, несмотря на большой объем выполненных опытно-конструкторских работ, на серийное производство и на вооружение РККА данные машины приняты не были.

Бронированные колесные машины. История развития

Полугусеничный бронетранспортер М2 (США). Боевая масса - 8,0 т; экипаж - 10 чел; оружие: 2 пулемета - 12,7 мм и 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 147 л.с. (108 кВт.); максимальная скорость - 70 км/ч


Бронеавтомобили, выпущенные в период Великой Отечественной войны, представляли собой рамные конструкции, созданные по схеме соединения бронированного корпуса с рамой базовой машины. Компоновочная схема бронеавтомобилей этого периода не отличалась от компоновочной схемы советских довоенных бронеавтомобилей. Развитие конструкций бронеавтомобилей проходило в направлении повышения их проходимости, тягово-скоростных свойств, бронирования, улучшения обзорности, установки мощного вооружения и других параметров. Отличительной особенностью созданных бронеавтомобилей было то, что они создавались как полноприводные машины на базе серийно изготавливаемого полноприводного автомобиля, разработанного еще в довоенное время и осваиваемого промышленностью.

Бронированные колесные машины. История развития

Бронетранспортер МЗА1 (США). Боевая масса - 4,9 т; экипаж - 8 чел; оружие: 3 пулемета - 12,7 мм, 11,43 мм и 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 110 л.с. (81 кВт.); максимальная скорость - 88 км/ч


На вооружении РККА в годы Великой Отечественной войны состояли только получаемые по ленд-лизу колесные (МЗА1) и полугусеничные (М2) американские бронетранспортеры и легкие британские гусеничные (Мк1) бронетранспортеры. Бронетранспортеры применялись для транспортировки пехоты, ведения разведки, доставки боеприпасов к танкам и орудиям на позиции, охранения на марше в танковых и механизированных частях, для связи и санитарной эвакуации. На заводе ЗИС в 1944 г. был спроектирован и построен опытный образец бронетранспортера, получивший наименование Б-3. Вновь разработанная машина предназначалась для решения следующих задач: переброски команды автоматчиков в зоне ружейно-пулеметного огня; транспортирования боеприпасов на передовые позиции; буксирования 76,2-мм дивизионной пушки, орудийный расчет которой и зарядный ящик размещались в бронетранспортере. По результатам полигонных испытаний бронетранспортер Б-3 не был принят на вооружение и в серийное производство. На основе опыта первых разработок отечественных бронетранспортеров в ГБТУ в 1945 г. были предприняты серьезные шаги по созданию бронетранспортеров. Были составлены тактико-технические требования к такому классу машин, которые были утверждены командованием БТ и MB и отосланы в НКСМ и НКТП для учета при создании новых опытных конструкций. ТТТ предусматривали создание бронетранспортеров и бронеавтомобилей с мощными вооружением и броневой защитой, имеющих хорошую проходимость и удовлетворяющих требованиям современного боя. Однако дальнейшие работы были приостановлены из-за отсутствия необходимой базы. В годы Великой Отечественной войны отечественные бронетранспортеры так и не были поставлены на серийное производство и получили широкое распространение уже только в послевоенные годы.
комментарии: 0 | просмотров: | раздел: Отечественная бронетехника
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт