Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

дата: 14-04-2011, 09:50 просмотров: 762 раздел: Отечественная бронетехника
Бронеавтомобиль БА-64-125 являлся предшественником серийного образца бронеавтомобиля БА-64, разработанного конструкторским бюро Горьковского автозавода под руководством В.А. Грачева в 1941 г. Разработка машины была начата 17 июля 1941 г. Опытный образец был изготовлен заводом 9 января 1942 г. В январе того же года бронеавтомобиль БА-64-125 прошел заводские испытания, с 21 по 23 февраля - полигонные испытания на Софринском полигоне и полигоне завода № 8. Ведущим инженером машины был Г.М. Вассерман.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64-125. Боевая масса - 2,36 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм броня - противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт); максимальная скорость: по шоссе - 80 км/ч


Бронеавтомобиль БА-64-125 был полноприводной колесной бронированной машиной. Компоновки .машины была выполнена инженером Ф.А.Ленендиным по схеме легкого бронеавтомобиля БА-20 и отличалась от последнего устройством корпуса, башни и установкой вооружения. Она предусматривала переднее размещение силовой установки, отделения управления - в Средней части машины, в кормовой - боевого отделения. Экипаж машины, состоявший из двух человек, размещался друг за другом: впереди, в отделении управления - водитель, сзади, в боевом отделении с открытой вращающейся пулеметной башенкой на поворотном сиденье - командир машины (он же пулеметчик). Посадочное место водителя располагалось сразу за коробкой передач. Посадка и выход экипажа из машины производились через два трапециевидных люка в нижних бортовых листах, закрывавшихся откидными дверьми на петлях. Командир мог осуществлять посадку в машину и выход из нее через верхний проем башни. Для наблюдения за полем боя в смотровом люке перед водителем был установлен зеркальный прибор наблюдения с триплексом, аналогичной конструкции, что и на легком танке Т-60. Командир машины на марше вел наблюдение поверх бортов башни, в боевых условиях - через амбразуру пулемета или две смотровые щели с зеркальными приборами триплекс, смонтированными в бортах башни. Броневая защита - противопульная, выполненная из катаных броневых листов, расположенных под различными углами наклона от вертикали. Конструкция броневого корпуса была разработана конструкторами Б.Т. Комаревским, В.Ф. Самойловым, Ю.Н. Сорочкнным. Г.А. Носовым и А.С. Маклаковым. Броневой корпус устанавливался на раме. В поперечном сечении корпус имел почти правильный шестигранник минимальной площади. Толщина лобового листа корпуса и крышки смотрового люка водителя, установленных под углом 40°, составляла 12 мм. Бортовые (нижние) листы были выполнены из цельного броневого листа и составляли жесткий силовой каркас корпуса, к которому встык без подкладок приваривались верхние броневые листы. Толщина бортовых листов корпуса (нижних и верхних), устанавливавшихся под углом 30° от вертикали, составляла 9 мм, кормы корпуса: верхнего - 9 мм (под углом 30°), нижнего - 6 мм (под углом 35°). Лобовые листы моторного отделения имели толщину: верхний 9 мм (под углом 52,5°), нижний - 9 мм (под углом 30°). крыша (крышка) - 6 мм (под углом 84"), верхние борта - по 6 мм (под углом 30°). В лобовом броневом листе моторного отделения были выполнены мелкопластинчатые жалюзи. Броневая защита корпуса обеспечивала надежную защиту внутреннего оборудования и экипажа от поражения обычными пулями - со всех дистанций и курсовых углов, бронебойными пулями - только боевого отделения (кроме нижних броневых листов), крупнокалиберными нулями - лобовой части боевого отделения. Башня машины высотой 275 мм была выполнена из броневых катаных листов трапециевидной формы толщиной 9 мм, располагавшихся под углом 30° от вертикали. В лобовом листе башни была выполнена открытая сверху прорезь (амбразура) для установки пулемета ДТ, которая имела специальную окантовку для сохранения жесткости. Для защиты стыка башни на крыше корпуса был установлен бруствер, выполненный из двух стальных уголков толщиной 6 мм. Вращающаяся башня была установлена па машине с помощью трех кронштейнов и головки вертикальной оси, вращавшейся в подшипниках конусной колонки. Конусная колонка крепилась к полу боевого отделения по центру башенного отверстия. К головке вертикальной оси также крепилось регулируемое по высоте сиденье командира. Поворот башни производился усилием командира, а ее стопорение - в любом положении с помощью рукоятки тормоза. Для защиты от попадания ручных фанат внутрь машины башня сверху закрывалась двумя откидывавшимися на петлях металлическими сетками. Для защиты от непогоды в случае необходимости устанавливался брезентовый тент. Смотровые щели, выполненные в бортах башни, имели специальные броневые козырьки и при необходимости закрывались броневыми заслонками. В качестве основного оружия в башне был установлен 7,62-мм пулемет ДТ с возможностью стрельбы по зенитным целям. Для удобства стрельбы ось пулемета была смещена относительно продольной оси башни вправо примерно на 120 мм. При стрельбе по наземным целям использовался механический диоптрический прицел, по зенитным -кольцевой. Углы вертикальной наводки составляли от -36 до +54*. В боекомплект машины ВХОДИЛИ 1260 патронов к пулемету ДТ, снаряженных в 20 пулеметных дисках. На машине были использованы силовая установка и трансмиссия аналогичной конструкции, что и у автомобиля ГАЗ-64. Мощность двигателя типа ГАЗ-М составляла 50 л.с. (37 кВт). На двигателе устанавливался более эффективный карбюратор типа К-23, заимствованный у двигателя ГАЗ-11. В конструкции двигателя применялась закрытая система вентиляции картера - отсос паров и газов осуществлялся во всасывающую трубу перед карбюратором. В системе охлаждения был установлен танковый аэротермометр 060-144060. Для уменьшения нагрева пола отделения управления выпускной коллектор был выведен вперед и вниз. Глушитель выхлопных газов располагался снаружи на борту корпуса бронеавтомобиля за правым передним крылом. Емкость топливного бака, установленного у задней стенки корпуса, составляла 90 л. Запас хода машины по шоссе достигал 600 км. В трансмиссии использовалось сцепление автомобиля ГАЗ-ММ. Четырехступенчатая коробка передач, заимствованная у автомобиля ГАЗ-АА, обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. В связи с иным размещением водителя в бронеавтомобиле по сравнению с базовым автомобилем ГАЗ-64 были изменены рулевое управление, расположение педалей и рычагов управления и их системы привода (педали сцепления, тормоза, акселератора, кулисы коробки передач, рычаги ручного тормоза и муфты включения переднего моста). Подвеска бронеавтомобиля состояла из продольно расположенных четырех передних четвертьэллиптических листовых рессор с двумя гидравлическими амортизаторами и двух задних - полуэллнитических рессор с четырьмя гидравлическими поршневыми амортизаторами одностороннего действия. В конструкции задней подвески был использован торсионный стабилизатор боковой устойчивости. В отличие от базового автомобиля ГАЗ-64 в подвеске бронеавтомобиля БА-64-125 были использованы усиленные рессоры (с увеличенной толщиной листов). Электрооборудование машины было выполнено по одиопроводноп схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А*ч или - ЗСТ-80 емкостью 80 А*ч и генератор ГМ-71-Т мощностью 100 Вт с реле-регулятором. Потребителями электроэнергии являлись: одна левая фара со встроенной светомаскировкой; мотоциклетный вибрационный сигнал; электростартер и элементы системы зажигания. Внутреннее освещение было установлено только на щитке приборов у водителя. Высоковольтные провода системы зажигания и прерыватель-распределитель имели экранировку. Бронеавтомобиль БА-64В был разработан на Выксуиском заводе ДРО летом 1942 г. В июле того же года заводом ДРО был изготовлен ОПЫТНЫЙ образец машины. В 1943 г. на Горьковском автозаводе были изготовлены еще три опытных образца БА-64В. На вооружении и в серийном производстве бронеавтомобиль БА-64В не состоял. Бронеавтомобиль БА-64В отличался от серийного образца БА-64 наличием сменных железнодорожных колес, использовавшихся от оставшегося задела по машине БА-20 ж.д. Железнодорожные колеса устанавливались вместо основных - пневматических. Ввиду более узкой колен бронеавтомобиля БА-64 но сравнению с колеей бронеавтомобиля БА-20 металлические диски колес были сделаны с большим боковым вылетом бандажей, что привело к увеличению консольной нагрузки в подшипниках ступиц колес и снижению их ресурса. Основным недостатком бронеавтомобиля было отсутствие полного реверса и низкая скорость движения на передаче заднего хода - не более 13 км/ч. Кроме того, при движении задним ходом система охлаждения двигателя машины не получала достаточного количества охлаждающего воздуха, что приводило к перегреву двигателя. Коробка передач не была рассчитана па длительную работу па передаче заднего хода (пониженной)) что также приводило к преждевременному выходу се из строя. Боевая масса машины при установке железнодорожного хода возросла до 2.59 т. При движении по железнодорожному полотну машина свободно преодолевала подьемы до 2,3° и проходила кривые минимально возможных радиусов без схода с железнодорожного пути. Примененная конструкция железнодорожного хода требовала большего времени на его смену, но являлась наиболее простой. Крепление четырех пневматических колес на бортах бронеавтомобиля затрудняло выход и посадку водителя.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64В. Боевая масса - 2.59 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт); максимальная скорость: по шоссе - 80 км/ч, на железнодорожном ходу - 85 км/ч


Бронеавтомобиль БА-64Г6ыл разработан в июле - сентябре 1942 г. в КБ Горьковского автозавода. Опытный образец машины был изготовлен заводом в начале ноября 1942 г. на базе опытного ширококолейного бронеавтомобиля 64-125Б. После проведения заводскою пробега в ноябре 1942 г., был разработан улучшенный вариант машины па железнодорожном ходу. Опытный улучшенный образец бронеавтомобиля был изготовлен автозаводом в январе 1943 г. Весной 1943 г. был изготовлен второй опытный образец улучшенного варианта (эталонный). Оба улучшенных образца бронеавтомобиля поступили на полигонные испытания на Гороховецкий полигон ВОСО. Бронеавтомобиль БА-64Г отличался от серийного образца БА-64 возможностью движения по железнодорожной колее. В носовой и кормовой частях корпуса машины устанавливались специальные, частично подрессоренные, откидывавшиеся вверх железнодорожные колеса малого диаметра, которые представляли собой направляющие ролики с ребордами, препятствовавшими сходу машины с железнодорожной колеи и позволявшие ей двигаться по железнодорожному полотну при использовании колесного движителя. Для достижения постоянного контакта колес- с шинами "ГК" с железнодорожным полотном (колея 1524 мм) было предусмотрено расширение собственной колеи машины, что соответствовало планам ее дальнейшей модернизации и проведению работ над машиной БА-64Б.
Увеличение опорной базы при использовании железнодорожного хода повысило устойчивость машины. Для обеспечения симметричности хода в раздаточную коробку был введен механизм реверса. Передний мост был включен постоянно.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64Г. Экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная


При заводском пробеге первого опытного образца в ноябре 1942 г. были погнуты оси железнодорожных тележек, а из-за малого диаметра же-лезнодорожных колес наблюдался частый сход машины с рельсов. На последующих двух улучшенных образцах бронеавтомобиля БА-64Г были усилены оси тележек, введены распорные штанги и защелки. Кроме того, крепление осей тележек к рамам было выполнено в жестких шарнирах, а к мостам машины - через концентрические пружины. Бронеавтомобили были оборудованы железнодорожной сигнализацией. Летом 1943 г. дальнейшие работы по железнодорожному ходу были прекращены в связи со снизившимся боевым применением бронепоездов, для обеспечения действий которых бронеавтомобили БА-64Г и предназначались.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64-3. Боевая масса - 2,98 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт); максимальная скорость (расчетная) - 27,8 км/ч


Бронеавтомобиль БА-64-3 ("зимний") был разработан летом 1942 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством В.А. Грачева по предложению инжене-ра С.С, Строева. В январе 1943 г. на автозаводе был изготовлен опытный образен, который в январе - феврале того же года проще;! заводские испытания. БА-64-3 на вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял. Бронеавтомобиль отличался от серийного образца БА-64 наличием лыжно-гусеничного движителя системы русского ученого и изобретателя С.С. Неждановского. Перед установкой движителя с машины были демонтированы: раздаточная коробка, карданные валы, задний и передний ведущие мосты, передние рессоры, амортизаторы, тормозная система, запасное колесо и крылья. На раме были установлены две дополнительные поперечины для крепления передней оси с рессорой и распорной вилкой от грузового автомобиля ГАЗ-АА. На ее цапфы были навешены лыжи, заимствованные у лыжно-гусеничиого движителя автомобиля ГАЗ-60, С поворотными кулаками. Кроме того, на машину был установлен задний мост от автомобиля ГАЗ-АА с новыми рессорными подушками и переделанным приводом от открытого карданного вала с шарнирами на игольчатых подшипниках (по типу ГАЗ-64). Лыжно-гусеничный движитель представлял собой две несущие лыжи коробчатого сечения, каждая шириной 375 мм, шарнирно - через опоры с подшипниками, крепившиеся к ступицам задних ведущих колес автомобиля, с которых были предварительно сняты колеса и прикреплены сдвоенные ведущие звездочки гусеничного движителя. Ведущие звездочки имели 11 зубьев. По бокам несущей части лыжи были установлены четыре сдвоенных опорных катка, крайние из которых выполняли роль направляющих колес и имели механизмы натяжения. Двойные, крупно-звенчатые гусеницы с поперечными пластинами, шириной 57 мм из полосовой рессорной стали, располагавшиеся вертикально в виде лопаток с шагом 196 мм, охватывали ведущие звездочки и огибали лыжи снизу по их опорным каткам. Надежное движение машины осуществлялось за счет отталкивания лопатками гусениц от уплотненного под лыжами верхнего слоя снега. Бронеавтомобиль мог преодолевать снежную целину любой глубины снежною покрова, поскольку имел среднее давление на снег 0,15 -0.17 кгс/смг. Однако во время испытаний машина показала неудовлетворительную маневренность, связанную со значительным погружением движителя в снег (250 мм при обшей глубине снежного покрова 700 мм), низкую скорость и большой расход горючего. Средняя скорость движения но холмистой снежной целине во время испытаний составила 7,6 км/ч, по накатанной дороге - 16 км/ч. Расчетной скорости, равной 27,8 км/ч, из-за недостаточной мощности двигателя достичь не удалось. Дальнейшие работы но бронеавтомобилю БА-64-3 были прекращены. Бронеавтомобиль БА-64Д отличался от серийного образца выпуска 1942 г. установкой увеличенной башни с 12,7-мм пулеметом ДШК с магазинным питанием. Были установлены механические ручные приводы наводки. Механический привод горизонтальной наводки, аналогичной конструкции как у танка Т-60, имел механизм отключения при необходимости быстрого переноса огня по азимуту. В этом случае поворот башни осуществлялся усилием командира машины. Максимальный угол возвышения пулемета ДШК составлял 65°. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел ТМФН, но зенитным целям - коллиматорный прицел К-8Т, который имел сложный выдвижной рычажный механизм его установки над башней. Из-за установки данного механизма были отменены боковые смотровые щели в башне. Емкость магазина пулемета ДШК составляла 30 патронов. Бронеавтомобиль БА-64Д был разработан КБ Горьковского автозавода в октябре 1942 г. на базе бронеавтомобиля БА-64. Опытный образец машины был изготовлен автозаводом в марте 1943 г. и в апреле того же года прошел заводские испытания. На вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64Д. Боевая масса - 2,43 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 12,7 мм; броня -противопульная; мощность двигателя - 50 л.с. (37 кВт); максимальная скорость - 80 км/ч


Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Установка пулемета ДШК в башне бронеавтомобиля БА-64Д


Броневая защита машины была сохранена на уровне серийного образца, за исключением башни, толщина броневых листов которой была увеличена до 12 мм.
При испытании бронеавтомобиля БА-64Д стрельбой были обнаружены заедания при подаче патронов из магазина барабанного типа, расположенного над затворной рамой, и при сбросе стреляных гильз в ящик-сборник. Кроме того, узкоколейное шасси снижало точность стрельбы из-за значительной силы отдачи пулемета ДШК. После показа машины командованию БТ и MB РККА в Москве в апреле 1943 г. было принято решение произвести установку 12,7-мм пулемета ДШК с ленточным питанием, однако вследствие сложности установки ленточного питания, дальнейшие работы по машине были прекращены.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Десантный бронеавтомобиль БА-64Е (1-й вариант). Экипаж -1+6 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 54 л.с. (40 кВт); максимальная скорость - 80 км/ч


Десантный бронеавтомобиль БА-64Е был разработан по инициативе КБ Горьковского автозавода весной 1943 г. Первый опытный образец бронеавтомобиля был изготовлен в начале марта 1943 г. Впоследствии в период с апреля 1943 г. по декабрь 1944 г. были выпущены еще семь опытных образцов машины, три из которых в феврале - марте 1944 г. прошли войсковые испытания. На вооружение бронеавтомобиль БА-64Е не принимался и в серийном производстве не состоял. Первые проработки на макете машины но размещению десантников в корпусе бронеавтомобиля БА-64 были выполнены еще в сентябре 1942 г. С этой целью с машины была демонтирована башня с вооружением. удалена крыша над боевым отделением, кроме участка с воздухозаборником над водителем. В передней части крыши корпуса предполагалась установка 7,62-мм пулемета ДТ на открытой турели. Топливный бак из кормовой части был перенесен к левому борту под продольное трехместное сидение, а в корме была сделана входная дверь. Емкость топливного бака была уменьшена до 55 л. Дальнейшие работы над данным образцом были прекращены до весны 1943 г.
3 марта 1943 г. на узкоколейном шасси был изготовлен опытный образец бронеавтомобиля БА-64Е. Машина отличалась от серийного образца отсутствием башни и крыши корпуса в районе десантного отделения, которое закрывалось сверху брезентовым тентом. В отличие от макета корпус машины имел наращенные на 145 мм вверх броневые борта десантного отделения. Однако быстрый выход и посадка десанта в машину через кормовую дверь были затруднены. В качестве основного оружия па бронеавтомобиле был установлен 7,62-мм пулемет ДТ. В середине марта 1943 г. в КБ завода приступили к новой компоновке БА-64Е с более плотным и рациональным размещением шести десантников внутри бронированного корпуса. Компоновку машины выполнил конструктор Ф.А. Лепендин. 3 апреля того же года на базе бронеавтомобиля БА-64Б был изготовлен новый опытный образец бронеавтомобиля БА-64Е, который отличался от предыдущего опытного образца отсутствием штатного вооружения и наращенных по высоте броневых бортов десантного отделения. В бортах корпуса были выполнены два отверстия для наблюдения и ведения стрельбы из оружия десанта. закрываемые броневыми заслонками. Ширина кормовой двери для выхода и посадки десанта была увеличена. Дальнейшие работы по совершенствованию БА-64Е были приостановлены.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Десантный бронеавтомобиль БА-64Е (2-й вариант). Экипаж -1+6 чел; оружие - отсутствует; броня - противопульная; мощность двигателя - 54 л.с. (40 кВт); максимальная скорость по шоссе -80 км/ч


В конце 1943 г. Горьковским автозаводом были изготовлены еше три опытных образца бронеавтомобиля БА-64Е, которые в феврале - марте 1944 г. прошли войсковые испытания в 3-й Гвардейской танковой армии и 7-м Нежинском механизированном корпусе, по результатам которых машины получили отрицательное заключение. В конце сентября 1944 г. с учетом замечаний, полученных в ходе войсковых испытаний, был изготовлен новый опытный образец десантного бронеавтомобиля, который отличался от своих предшественников установкой в десантном отделении двух откидывавшихся сидений (каждое для двух человек) н открывающихся дверей в кормовой части корпуса. Руководство ГБТУ потребовало увеличить высоту бортов корпуса для защиты от нуль сидящего человека среднего роста, а в бортах кузова сделать четыре амбразуры для стрельбы из автомата вперед, в стороны и назад. В последующих трех опытных образцах, изготовленных в декабре 1944 г., были учтены эти замечания и вместо двух откидных сидений было сделано одно мягкое па двух-трех человек с откидной спинкой, объем топливного бака был увеличен с 55 л до 90 л., а высота броневого корпуса по периметру тента была увеличена на 100 мм путем приварки броневого листа толщиной 9 мм. Кроме этого, было принято решение установить на машинах танковые радиостанции. Силами НИБТ полигона на одной из машин была установлена танковая радиостанция 12РТМ. Таким образом, один из образцов десантного бронеавтомобиля БЛ-64Е был превращен в штабную бронированную машину управления, которая получила обозначение БА1Н-6-1Б. Дальнейшие работы по данному типу машин па базе бронеавтомобиля БА-64Б были прекращены.

Легкие бронеавтомобили. Опытные образцы

Бронеавтомобиль БА-64Б с 7,62-мм пулеметом СГ-43 Боевая масса - 2,43 т; экипаж - 2 чел; оружие: пулемет - 7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 54 л.с. (40 кВт); максимальная скорость - 80 км/ч


Бронеавтомобиль отличался от серийного образца БА-64Б установкой 7,62-мм пулемета СГ-43 конструкции Горюнова. Пулемет СГ-43 обладал большей ОГНевоЙ мощью, чем пулемет ДТ. Прицельная дальность стрельбы из пулемета СГ-43 составляла 2000 м (у ДТ 1000 м). Испытания установки пулемета СГ-43 в бронеавтомобиле БА-64Б показали отрицательные результаты в связи с невозможностью устранить завал пулемета вправо п влево при боковых крепах машины из-за непредусмотренного вращения пулемета вокруг продольной оси. Кроме того, при стрельбе из пулемета наблюдалась плохая кучность и меткость стрельбы из-за отсутствия плечевого упора, невозможность стрельбы с хода и неудобство перезаряжания, которое было возможно только при углах возвышения 12 - 15° при левом крайнем положении ствола пулемета (пулемет СГ-43 имел правый лентоприемник).
Характеристики подвижности машины были сохранены па уровне базового бронеавтомобиля БА-64Б. Дальнейшие работы по этой машине были прекращены.
комментарии: 1 | просмотров: 762 | раздел: Отечественная бронетехника
broklera Гости
#1 написал: broklera (14 апреля 2011 13:58) ICQ:   
регистрация: -- | публикаций: 0 | коментариев: 0
Простовато и, скорее всего, не в топ.
Неплохой пост, очень интересно было почитать
Очень даже замечательно. В особенности первое.
забрала в цитатник, спасибо!
"этот вне конкуренции"
Ваш сайт в опере не очень то корректо показывается, а так все отлично! спасибки вам за умные мысли!
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт