«Сибиряков» против «Шеера»

дата: 18-03-2011, 12:42
5 августа 1942 г. в Карском море сигнальщик с ледокольного парохода «А.Сибиряков» обнаружил идущий встречным курсом военный корабль под американским флагом. По радио связались со штабом проводки на острове Диксон, откуда нам сообщили, что в нашем районе никаких американских кораблей нет, но в Карское море проник немецкий рейдер — тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Капитан «А. Сибирякова» А. А. Качарава изменил курс, чтобы укрыться за островом Белуха.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Служба писателя-моряка

дата: 18-03-2011, 12:42
Козлов Николай Никифорович, (1909—2002). В ВМФ с 1933 г. На Северном флоте с 1937 года. Флагманский механик бригады подводных лодок. С1947 года в 1-м институте ВМФ. Как старейший ветеран-подводник активно участвовал в общественной жизни Объединенного Совета ветеранов-подводников и СПБ РОО «Арктический конвой». Ларинцев Р. И. Историк Развитие сил и средств противолодочной обороны Северного флота в 1941-1945 годах. В годы Великой Отечественной войны именно Северный флот получил наибольший опыт ведения противолодочной войны. Масштабы борьбы с подводными лодками Кригсмарине значительно превосходили объем аналогичных задач, решаемых «южными» флотами. В отдельные периоды, как, например, в конце 1944 — начале 1945 года, подводная угроза стала главной для сил флота. В предлагаемой Вашему вниманию статье мы рассмотрим развитие сил и средств ПЛО СФ, а также коротко затронем проблему эффективности противолодочных действий. Однако для начала ознакомимся с краткой справкой о деятельности немецких подводных сил на Крайнем Севере. Это позволит с большей наглядностью оценить соответствие противолодочных сил СФ масштабу подводной угрозы.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Воспоминания о Великой Отечественной

дата: 18-03-2011, 12:38
Осенью 1939 года нас, 200 студентов Ленинградского института водного транспорта, спецнабором призвали в армию и отправили на Север. Из Мурманска мы попали на Соловецкие острова, как раз в тот момент, когда оттуда на встречных баржах вывозили политзаключенных. Именно нам довелось переоборудовать бывшую тюрьму под Учебный отряд Северного флота, в состав которого входило несколько школ специалистов. Объединенная школа (командир — капитан 2 ранга Дианов) готовила рулевых, сигнальщиков и других палубных специалистов. В первой роте этой школы (командир — капитан-лейтенант Шацкий) были созданы две группы (7-я и 8-я), укомплектованные моряками Северного, Мурманского и Балтийского пароходств. В их числе оказались ленинградские штурмана В. Агафонов, Г. Кудреватый, И. Шнейдер, я и другие.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Плавание в конвое PQ-16

дата: 18-03-2011, 12:36
В мае 1941 года, после окончания второго курса Ленинградского морского техникума, я приехал в Мурманск для прохождения производственной практики на судах Мурманского морского пароходства. Меня зачислили в штат парохода «Пинега» матросом 2-го класса. Вскоре мы вышли в рейс на о. Шпицберген за углем для Мурманского пароходства. На обратном пути в Мурманск 22 июня по радио мы узнали, что фашистская Германия нарушила договор о ненападении и вероломно вторглась в Советский Союз. Война! Я, по своей наивности (мне только что исполнилось 18 лет), не сразу понял серьезность положения.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Гибель парохода «Щорс»

дата: 18-03-2011, 12:35
Летом 1942 года транспорты, пришедшие в конвоях из США и Великобритании в Мурманск и Архангельск, не смогли пройти по Северному морскому пути дальше моря Лаптевых. Несмотря на помощь ледоколов, тяжелые льды в Восточно-Сибирском море не пропустили суда, и те были вынуждены вернуться на исходные позиции к Новой Земле. Конвой из шести транспортов — «Аркос», «Двина», «Донбасс», «Азербайджан», «Чернышевский» и «Щорс» — в сопровождении четырех тральщиков (ТЩ) должен был следовать до губы Белушьей, а далее судам, груженным экспортными пиломатериалами и рудой, предстоял самостоятельный переход в Исландию и далее в Англию. «Щорс» вышел из пролива Югорский Шар в Баренцево море в полдень 14 октября.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Ветераны-беломорцы

дата: 18-03-2011, 12:34
В год 60-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне считаю долгом рассказать о ветеранах Беломорской военной флотилии, вложившей свой огромный вклад в Победу над фашизмом. Ныне немногие, кроме северян, знают о Беломорской военной флотилии. Думаю, в Архангельске не найдется человека, не знающего, что такое Беломорская военная флотилия (БВФ). В других же городах страны многие даже не знают о ее существовании, поскольку «о деятельности БВФ в печати пишут очень мало, «растворяя» ее в Северном флоте». А ветеранам флотилии это небезразлично.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Конференция подводит итоги

дата: 18-03-2011, 12:33
26 июля 2003 г. в Петербурге стало Днем конвоев и ознаменовалось маршем ветеранов по набережной лейтенанта Шмидта до легендарного ледокола «Красин». А днем раньше в Доме дружбы прошла международная военно-историческая конференция «Арктический конвой 2003», которая подвела итоги завершившегося 24 июля международного мемориального похода-экспедиции к берегам архипелага Новая Земля. Цели экспедиции достигнуты. Поход-экспедиция выполнен на гидрографическом судне Северного флота «СЕНЕЖ» в периоде 11 июля по 21 июля 2003 года. В ходе экспедиции обследованы три района, где по архивным данным погибли суда конвоя PQ-17: «HARTLEBURY» (Великобритания), «OLOPANA» и «ALCOA RANGER» (США). Научное, специально-техническое обеспечение экспедиции осуществляла группа специалистов ВСЕГЕИ им. Карпинского (СПб) во главе с доктором г. м. н., членом-корреспондентом РАЕН М. А. Спиридоновым, с участием зав. Лабораторией ИОРАН им. Ширшова доктора г.м.н., академика РАЕН А. М. Городницкого.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Арктический конвой 2003

дата: 18-03-2011, 12:32
Крики чаек сливаются в общем хоре. Ветеранам военные будни снятся. Мы идем через Баренцево море По следам конвоя PQ-17. Штормовую синоптик сулит погоду. Волн глухие удары, как залп орудий. Мы везем венки, чтобы бросить в воду На местах, где гибли суда и люди. Новый день встает за Югорским Шаром. Приникает вахтенный к эхолоту. Мы идем в былое на судне старом, С адмиралом, что жизнь свою отдал флоту. Над «сонаром» колдует отряд поисковый, За работу готовый вот-вот приняться. Мы идем к Гусиной Земле от Колы По следам конвоя PQ-17. Злая память, — ее никуда не денешь, Точит сердце, как волны прибрежный камень.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

Памятный знак «Участник плавания в конвоях» 1941-1945 гг.

дата: 18-03-2011, 12:31
Ромбовидный кусочек металла, С серебристым оттенком на вид, Память прошлого, чтобы совсем не пропала, О Полярных конвоях хранит. Как ходили конвои во время войны, Под бомбежками, с волнами споря! Сквозь заслоны врага мы прорваться должны, Путь не близок до Белого моря. Шл и на дно корабли от фашистских торпед, От зловещих горели фугасов, Шли упрямо вперед, и сводили на нет Все усилия немцев, сбивая их асов. Ведь прозвали тот путь англичане не зря Жутким кругом «холодного ада». И пройти этот путь по студеным морям До конца — чем не высшая в мире награда!?
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой

На ледоколе «Красин»

дата: 18-03-2011, 12:30
Очень запомнился поход ледокола «Красин» зимой-весной 1942 г. с Чукотки через Тихий океан в американский порт Сиэтл и далее через Панамский канал в канадский порт Галифакс. В Галифаксе на «Красине» установили незначительное вооружение, а часть команды, в том числе и меня, направили на неделю на специальный учебный полигон для обучения стрельбе из «эрликонов» и крупнокалиберных пулеметов. У меня до настоящего времени сохранилось удостоверение о том, что я успешно прошел учебные стрельбы.
подробнее category просмотров: | раздел: Арктический конвой
Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт