популярное


«Кувандыкский завод КПО «Долина» - причастность к Великой ПобедеСамым знаменательным событием в том числе и для «Кувандыкского завода КПО «Долина» , является день Победы в Великой Отечественной войне. Ветеранов войны и тружеников тыла, которые работали на нашем предприятии, осталось 37 человек. Ежегодно, и этот юбилейный год не был исключением, начиная с начала мая, все наши ветераны получили поздравительные конверты от предприятия. У некоторых из них были взяты интервью и запечатлены на видеокамеру для истории. Это Дивицкий Аркадий Николаевич, Леонова Клавдия Григорьевна, Сабангулов Гайзулла Саффич, Корнев Петр Иванович, Гниломедов Василий Алексеевич.


Творчество столичных деятелей литературы и искусства в период эвакуации в ПоволжьеВ восточные регионы страны из прифронтовых районов направлялся гигантский поток людей, промышленного оборудования, материальных и культурных ценностей. За июнь– декабрь 1941 г. на восток РСФСР были переправлены 1523 промышленных предприятия, 1,5 млн вагонов с оборудованием, сырьем, топливом, эвакуировано 17 млн человек. Среди них много творческих коллективов, видных деятелей культуры. Только за осень 1941 г., основные тыловые регионы страны (Поволжье, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия, Северный Казахстан) приняли 60 ведущих российских театров, более 500 членов ССП, 189 композиторов и 754 художника Москвы, Ленинграда, Украины.


НКИ в годы Великой Отечественной воины и послевоенное восстановлениеГоды эвакуации были годами тяжелых лишений и их преодолений, годами предельного напряжения сил, выполнения коллективом института своего патриотического долга. Институт - высшее учебное заведение - был сохранен. Всего за эти пять военных лет (1941-1945 гг.) Николаевский кораблестроительный институт выпустил 477 специалистов (из них 157 кораблестроителей, 225 механиков, 95 технологов). Это были годы напряженной борьбы коллектива за сохранение института, за выпуск специалистов, столь необходимых отечественной промышленности, работавшей тогда под девизом „Все для фронта, все для победы!".


Ученый совет ВНИИМ в годы Великой Отечественной войныВ условиях суровой блокадной зимы 1941-1942 гг. Совет вынужден был приостановить свою деятельность. С включением ВНИИМ Ленинградским горкомом ВКП(б) в список действующих оборонных учреждений и возобновлением подачи электроэнергии работа всех подразделений Института активизировалась, в том числе, Метрологического бюро, Научно-технической библиотеки, где было организовано получение книг по межбиблиотечному обмену «для лабораторий и сотрудников, работающих на оборону».


Из истории партизанской борьбы в Московской битвеОтправной точкой подготовки СССР к партизанской борьбе все авторы единодушно считают середину 1921 г., когда в первом номере журнала «Армия и революция» появилась статья М.В. Фрунзе «Единая военная доктрина и Красная Армия». При упоминании данной статьи обычно цитируется абзац седьмого раздела, где речь идет о партизанских действиях. Но цитирование только этого абзаца не совсем правильно. Если откроем первый том «Собрания сочинений» М.В. Фрунзе или «Сборник избранных произведений», то обнаружим непосредственную связь содержания седьмого раздела статьи с последним абзацем раздела шестого. Составители вынуждены принести читателю извинения за столь длинную цитату, но сделать это мы считаем необходимым.


Поле боя — Москва30 сентября 1941 г. немецкие войска начали «последнее» наступление своей «Восточной кампании» — операцию «Тайфун», имевшую главной целью охват и взятие Москвы. Над столицей нашей Родины нависла угроза непосредственного вторжения противника. С 19 октября 1941 г. в Москве было объявлено осадное положение. Защитники города изготовились встретить врага на подступах к Москве, на окраинах и улицах столицы. Но даже гарнизон Кремля не был последней линией, последним резервом Московской зоны обороны.


Танки «малютки»Постановлением ГКО 222 от 20 июля 1941 года выпуск 10000 танков Т-60 организовывался, кроме завода № 37, на ГАЗе и ХТЗ. Бронекорпуса и башни для них поставлялись с Ворошиловграде кого завода имени Октябрьской революции. Муромского паровозоремонтной) завода. Новокраматорского машиностроительного завода, Выксунского завода дробильно-размольного оборудования и Таганрогского завода «Красный котельщик». Чертежами и техпроцессом эти предприятия обеспечивали завод № 37 и завод имени Орджоникидзе, причем это были чертежи машины с упрошенным корпусом и башней.


Модернизация танка  Т-60В ходе серийного производства Т-60 неоднократно делались попытки улучшить характеристики танка - все прекрасно понимали, что его боевая ценность весьма невысока. Так, еше в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в Горьком по своей инициативе приступило к проектированию пушки ЗИС-19, предназначенной для вооружения танка Т-60. Она представляла собой 37-мм орудие со стволом в 66,7 калибра, начальной скоростью снаряда 915 м/с и баллистикой 37-мм зенитки образца 1939 года.

партнеры


Кампания 1944 года

дата: 18-03-2011, 12:28 просмотров: 401 раздел: Арктический конвой
В ходе кампании 1944 года ТЩ-117 принял участие в охранении 27 конвоев, из них 10 союзных конвоев и 17 внутренних конвоев. За это время тральщик прошел около 30 000 миль и вел активные боевые действия в охранении следующих союзных конвоев: 26-29.01.1944г. JW-56A Встреча 12 транспортов в Ш = 7Г 57' сев. и Д = 37° 02' вост. и сопровождение в Архангельск. Состав эскорта: три эскадренных миноносца йТЩ-111,-114,-117. 1 -3.02.1944rjW-56B Встреча в Ш= 69° 25' сев. и Д= 33° 5 Г вост. и участие в охранении конвоя (16 транспортов), следовавшего в Архангельск. В составе советского эскорта: эсминцы «Разъяренный», «Грозный», «Гремящий» и «Куйбышев», а также ТЩ -111,-117 и БО-201, -210. 28-29.02.1944r.JW-57 I Встреча 37 транспортов конвоя, следующих в Архангельск и Мурманск в Ш=69°49'сев. и Д=37°00' вост. В составе эскорта: ЭМ «Разъяренный», «Гремящий», «Громкий», «Разумный» и ТЩ-111,-113, -116, -117, а также БО-201, -204, -210, -212. Союзные конвои между Архангельском и Мурманском: I 3-5.02.1944г. БК-5 Конвоирование английского танкера по маршруту Архангельск — Кольский залив в охранении: ТЩ-111, -117 И БО-201, -210. J 18-20.02.1944 г. БК-7 Конвоирование пяти союзных транспортов из Белого моря в Кольский залив в охранении ТЩ-111, 117 и катеров БО-201, -210. 23-25.06.1944 г. КБ Конвоирование союзного конвоя (танкер и транспорт) по маршруту Кольский залив — Белое море в охранении двух ЭМ, ТЩ -111, -117 и БО-210. 29-30.06.1944гКБ-16 Конвоирование одного союзного транспорта и двух наших — «Тбилиси» и «Фрунзе» — из Кольского залива в Белое море в охранении лидера эсминцев «Баку», ЭМ «Урицкий», ТЩ-111,-117, а также БО-206 и 210. j 1 -3.07.1944ГБК-18 Конвоирование союзных танкера и транспорта по маршруту Белое море — Кольский залив в охранении ТЩ-111, -117 и БО- 206, -210. 1 -3.12.1944г. БК-40 Конвоирование пяти союзных транспортов по маршруту Белое море — Кольский залив. В охранении: эсминцы «Достойный», «Дерзкий», «Урицкий», «Деятельный» и ТЩ-113, -117. Участие ТЩ -117 в эскортировании внутренних конвоев: 16-17.06.1944 г. КБ-14 Транспорт «Софья Перовская» в охранении ТЩ -111,-113,-117. Маршрут: Кольский залив — Йоканьга. 5-7.07.1944 г. КБ-17
Транспорты «Софья Перовская» и «Онега» в охранении ТЩ -111, -117, БО-203, -212 и сторожевого корабля (СКР- 29). Маршрут: Кольский залив — Поной. 11 — 16.07.1944 г. ИЮ -1 (Йоканьга — Югорский шар) Транспорт « Володарский», СКР-13 с двумя понтонами на буксире в охранении ТЩ-111,-117. 2.й — 31.07.1944 г. ДБ -1 (Диксон — Белое море) Конвой из транспортов «Моссовет», «Игарка» и «Андреев» в охранении: ЭМ «Урицкий», ТЩ -111,-117, БО-206, -212. Маршрут: Югорский шар — Архангельск. Стоит заметить, что в упоминаемый период произошли события, серьезно повлиявшие на ход боевых действий. Дело в том, что на вооружение немецких подводных лодок поступили акустические торпеды. Они имели аппаратуру самонаведения, которая направляла торпеду на шум работающих винтов атакуемых кораблей и судов. К сожалению, мы об этом ничего не знали. Первое применение этих торпед против наших судов и кораблей произошло около 20 часов 12 августа 1944 г. Конвой БД-5, следовавший из Архангельска на Диксон, был атакован немецкими подводными лодками в точке Ш = 73° 22' сев., Д = 66° 35' вост. в 60 милях к западу от о. Белый. Конвой БД-5 включал транспорт «Марина Раскова» со сменой зимовщиков и грузом продовольствия для Карской военно-морской базы на о. Диксон и северных поселков и эскорт, состоявший из ТЩ-114,-116,-118 нашего дивизиона. Первым был торпедирован транспорт, однако он сразу не затонул. При подходе к транспорту в корму ТЩ-118, на котором находился командир конвоя капитан 1 ранга А.З. Шмелев, попала торпеда. ТЩ-118 затонул через 30 минут, но личный состав был спасен. ТЩ-114 встал на якорь и был потоплен обычной торпедой. Позже был потоплен и транспорт «Марина Раскова». Из 636 человек, находившихся на «Марине Расковой» и торпедированных тральщиках погибли 381. Вместе с мужчинами-моряками и полярниками погибли почти все женщины и все дети. ТЩ -117 в этот день находился в Архангельске. 13 августа по приказу командования с катерами БО-203, -210, -212 он был направлен в распоряжение командира Карской военно-морской базы (о. Диксон). По пути на Диксон в Хабарово (Югорский шар) на борт было принято более 100 человек, спасенных при разгроме конвоя БД-5. На Диксон мы прибыли 148 (9 августа. Дважды в районе гибели тральщиков и транспорта «Марина Раскова» обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 20-31.08.1944 г. ДБ-5 Конвоирование по маршруту: Ошмарино — Диксон — Югорский шар — Архангельск транспортов «Архангельск», «Сура», «Тбилиси», «Пахта», «Вологда», и «Онега». Охранение: ЭМ «Урицкий», ТЩ-112, -115, -117, БО-203, -210, СКР-13, -30. За время перехода более пяти раз обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 31.08-06.09.1944 г. БД-6 Конвоирование транспортов «Андреев», «Моссовет», «Диксон», «Игарка» по маршруту Архангельск — Югорский Шар — Диксон. В охранении: эсминцев «Жесткий» и «Достойный», ТЩ -111, -117, -119, -120, СКР-28, -29 и БО-142. По пути следования обнаруживали и -,атаковали подводные лодки противника. 15 — 18.09.1944 г. ДВ — 2 (Диксон — пролив Вилькицкого) Конвоирование транспортов «Игарка», «Моссовет», «Андреев» и «Диксон» к кромке льда и передача их ледоколам для следования на восток. Планировался, также прием от ледоколов транспортов, следующих на запад. Охранение конвоя: ТЩ-111,-117,-119, -120, сторожевые корабли СКР-28, -29. 22 -24.09.1944 г. ВД-1 I Конвоирование на Диксон транспортов: «Кингисепп», «Революция», «Комсомолец» и « Буденный», вышедших на чистую воду после ледокольной проводки с востока. (Ш = 77° 24' сев., Д = 97° 06' воет). Охранение: ТЩ-111, 117, 119, 120, сторожевые корабли № 28, 29, а от шхер Минина: эсминцы « Достойный» и» Жесткий». В точке Ш = 76°09' сев., Д = 37° 47' вост. был торпедирован и мгновенно утонул сторожевой корабль № 29. Оставленный, по приказу командира конвоя ТЩ-120 для поиска подводной лодки, был вскоре поврежден акустической торпедой. Тральщик потерял ход (от взрыва торпеды в кормовой части были потеряны винты), а от сотрясения при взрыве вышли из строя средства связи. ТЩ-120 оказался без движения и только 2 октября 1944 г. мы узнали, что он был потоплен обычной торпедой при повторной атаке вражеской подводной лодки. Перед этим часть экипажа была высажена на плавсредства (на катер 26 человек и на большой понтон 20 человек), остальные члены экипажа погибли при взрыве. Спасшимся морякам повезло. Благоприятный ветер позволил им достичь побережья и через зимовщиков сообщить о трагедии. Так мы узнали о гибели третьего тральщика нашего дивизиона. Но к нашей радости в сентябре 1944 г. ТЩ-116 потопил вблизи Диксона вражескую подводную лодку на небольшой глубине. Это позволило не только отомстить за смерть товарищей, но и узнать секрет акустической торпеды. 25 - 26.09.1944 г. ДЕ - 9 (Диксон - Енисей) Конвоирование транспортов: «Кингисепп», «Киров», «Комсомолец», «Тбилиси» и «Седов» по маршруту: Диксон — Ошмарино (на Енисее). В охранении: ТЩ -111,-117,-119, СКР-28 и БО-142, 206. 28-29.09.1944 г. ЕД – 10 Траление впереди транспортов: «Архангельск» и « Киров» и сопровождение их по маршруту «Ошмарино — Диксон. 13-18.10.1944 г. ДБ-8 Конвоирование транспортов: «Тбилиси»,» Селенга»,» Фрунзе» и «Кингисепп» до Югорского шара. В охранении: ЭМ «Деятельный «, ТЩ-111,-117, -119, БО-203, -206 и ТЩ-108. 22.10-02.11. 1944пДБ-10 Конвой по маршруту: Диксон — Югорский Шар — Иоканьга — Архангельск из транспортов «Комсомолец», «Революция», «Буденный» и «Седов». От Югорского Шара присоединилось посыльное судно № 49, а по пути из Печорского залива — транспорт «Пролетарий» с мотоботом «Красный Профинтерн» на буксире. 30 октября разразился шторм 10 баллов. Буксир с мотоботом оборвался. Спасательное судно «Ястреб» взяло на буксир мотобот и в сопровождении ТЩ -117 отбуксировало его в Бугрино. ТЩ -117 возвратился к конвою. ТЩ -103 ввиду сильного шторма возвратился в Бугрино. В охранении конвоя остались: ТЩ -111, -ИЗ, -115,-117,-119. СКР-28, -30, а также ТЩ-32, -54, -64, -122. В районе мыса Канин Нос ТЩ-113, -117, -119 отражали атаки подводных лодок противника. С обнаружением — атаковали. В период с 13.11 -23.1944 г. ТЩ-117 вместе с другими кораблями принимал участие в спланированной командованием флота специальной операции по выводу ледоколов «И. Сталин» и «Северный ветер», следовавших от кромки льда в Карском море в Архангельск, на зимовку. Это связано с тем, что Северный морской путь прекращал действовать в зимний период. Необходимость проведения специальной операции была связана и с тем, что немецкое командование стремилось уничтожить ледоколы с помощью подводных лодок именно в этот промежуток времени. Чтобы не допустить этого, по замыслу операции были образованы два эскортных отряда. В состав 1-го отряда конвоя АБ-15 (Арктика — Белое море) входили: ЭМ «Деятельный», тральщики нашего дивизиона ТЩ-111, -ИЗ, 416,-117,-119, СКР-19, -28, -34 и 8 катеров БО- 209, -210, -218, -219, -223, -225, -229, -230. В состав 2-го отряда входили: лидер» Баку», эсминцы: «Гремящий», «Разумный», «Разъяренный», «Жгучий», «Дерзкий», «Доблестный», «Деятельный», СКР-30. 13 -14.11 1944 г. Тральщики: ТЩ -111, -113, -116, -117 и -119 под командованием командира 6-го дивизиона капитана 3-го ранга Моль совершили переход по маршруту Архангельск — Иоканьга. 14.11 -17.11 1944 г. — переход 1-го эскортного отряда конвоя в Карское море для встречи с ледоколами «И.Сталин» и «Северный ветер». По ходу движения — поиск и атаки вражеских подводных лодок. В И часов 17-го ноября отряд встретил в точке Ш = 74° 08' сев. и Д = 63° 50' вост. ледоколы и вступил в охранение. После Карских ворот охранение усилилось кораблями 2-го эскортного отряда. До Карских ворот и после, вплоть до входа в горло Белого моря корабли эскорта неоднократно обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. В 11 часов 23 ноября конвой прибыл в Молотовск. 8.12-9.12. 1944 г. Сопровождение транспорта «Фрунзе» по маршруту Сосновец (горло Белого моря) — Иоканьга. Эскорт: ЭМ «Жесткий», ТЩ -117, БО-208, -221, ТЩ-32. СКР-74. 10.12-11.12. 1944 г. ИБ-31 Конвоирование транспорта «Кама» по маршруту Иоканьга — Сосновец. В охранении: ТЩ-117, -38, -54, СКР-20, БО-212. 13.12-14.12. 1944 г. БИ-29 Конвоирование транспорта «Воронеж» по маршруту Сосновец - Иоканьга. Эскорт: ТЩ-117, -38, -53, БО-222, -152, -153. 17.12-18.12. 1944 г. ИК-21 | Конвой из транспортов: Фрунзе», «Воронеж»,» Вологда» и « Свияга» по маршруту Иоканьга — Кольский залив в охранении: ТЩ-117. ЭМ «Разумный», «Разъяренный», «Дерзкий», «Достойный», БО-203.
комментарии: 0 | просмотров: 401 | раздел: Арктический конвой

Добавление комментария

Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт