В ходе кампании 1944 года ТЩ-117 принял участие в охранении 27 конвоев, из них 10 союзных конвоев и 17 внутренних конвоев. За это время тральщик прошел около 30 000 миль и вел активные боевые действия в охранении следующих союзных конвоев: 26-29.01.1944г. JW-56A Встреча 12 транспортов в Ш = 7Г 57' сев. и Д = 37° 02' вост. и сопровождение в Архангельск. Состав эскорта: три эскадренных миноносца йТЩ-111,-114,-117. 1 -3.02.1944rjW-56B Встреча в Ш= 69° 25' сев. и Д= 33° 5 Г вост. и участие в охранении конвоя (16 транспортов), следовавшего в Архангельск. В составе советского эскорта: эсминцы «Разъяренный», «Грозный», «Гремящий» и «Куйбышев», а также ТЩ -111,-117 и БО-201, -210. 28-29.02.1944r.JW-57 I Встреча 37 транспортов конвоя, следующих в Архангельск и Мурманск в Ш=69°49'сев. и Д=37°00' вост. В составе эскорта: ЭМ «Разъяренный», «Гремящий», «Громкий», «Разумный» и ТЩ-111,-113, -116, -117, а также БО-201, -204, -210, -212. Союзные конвои между Архангельском и Мурманском: I 3-5.02.1944г. БК-5 Конвоирование английского танкера по маршруту Архангельск — Кольский залив в охранении: ТЩ-111, -117 И БО-201, -210. J 18-20.02.1944 г. БК-7 Конвоирование пяти союзных транспортов из Белого моря в Кольский залив в охранении ТЩ-111, 117 и катеров БО-201, -210. 23-25.06.1944 г. КБ Конвоирование союзного конвоя (танкер и транспорт) по маршруту Кольский залив — Белое море в охранении двух ЭМ, ТЩ -111, -117 и БО-210. 29-30.06.1944гКБ-16 Конвоирование одного союзного транспорта и двух наших — «Тбилиси» и «Фрунзе» — из Кольского залива в Белое море в охранении лидера эсминцев «Баку», ЭМ «Урицкий», ТЩ-111,-117, а также БО-206 и 210. j 1 -3.07.1944ГБК-18 Конвоирование союзных танкера и транспорта по маршруту Белое море — Кольский залив в охранении ТЩ-111, -117 и БО- 206, -210. 1 -3.12.1944г. БК-40 Конвоирование пяти союзных транспортов по маршруту Белое море — Кольский залив. В охранении: эсминцы «Достойный», «Дерзкий», «Урицкий», «Деятельный» и ТЩ-113, -117. Участие ТЩ -117 в эскортировании внутренних конвоев: 16-17.06.1944 г. КБ-14 Транспорт «Софья Перовская» в охранении ТЩ -111,-113,-117. Маршрут: Кольский залив — Йоканьга. 5-7.07.1944 г. КБ-17
Транспорты «Софья Перовская» и «Онега» в охранении ТЩ -111, -117, БО-203, -212 и сторожевого корабля (СКР- 29). Маршрут: Кольский залив — Поной. 11 — 16.07.1944 г. ИЮ -1 (Йоканьга — Югорский шар) Транспорт « Володарский», СКР-13 с двумя понтонами на буксире в охранении ТЩ-111,-117. 2.й — 31.07.1944 г. ДБ -1 (Диксон — Белое море) Конвой из транспортов «Моссовет», «Игарка» и «Андреев» в охранении: ЭМ «Урицкий», ТЩ -111,-117, БО-206, -212. Маршрут: Югорский шар — Архангельск. Стоит заметить, что в упоминаемый период произошли события, серьезно повлиявшие на ход боевых действий. Дело в том, что на вооружение немецких подводных лодок поступили акустические торпеды. Они имели аппаратуру самонаведения, которая направляла торпеду на шум работающих винтов атакуемых кораблей и судов. К сожалению, мы об этом ничего не знали. Первое применение этих торпед против наших судов и кораблей произошло около 20 часов 12 августа 1944 г. Конвой БД-5, следовавший из Архангельска на Диксон, был атакован немецкими подводными лодками в точке Ш = 73° 22' сев., Д = 66° 35' вост. в 60 милях к западу от о. Белый. Конвой БД-5 включал транспорт «Марина Раскова» со сменой зимовщиков и грузом продовольствия для Карской военно-морской базы на о. Диксон и северных поселков и эскорт, состоявший из ТЩ-114,-116,-118 нашего дивизиона. Первым был торпедирован транспорт, однако он сразу не затонул. При подходе к транспорту в корму ТЩ-118, на котором находился командир конвоя капитан 1 ранга А.З. Шмелев, попала торпеда. ТЩ-118 затонул через 30 минут, но личный состав был спасен. ТЩ-114 встал на якорь и был потоплен обычной торпедой. Позже был потоплен и транспорт «Марина Раскова». Из 636 человек, находившихся на «Марине Расковой» и торпедированных тральщиках погибли 381. Вместе с мужчинами-моряками и полярниками погибли почти все женщины и все дети. ТЩ -117 в этот день находился в Архангельске. 13 августа по приказу командования с катерами БО-203, -210, -212 он был направлен в распоряжение командира Карской военно-морской базы (о. Диксон). По пути на Диксон в Хабарово (Югорский шар) на борт было принято более 100 человек, спасенных при разгроме конвоя БД-5. На Диксон мы прибыли 148 (9 августа. Дважды в районе гибели тральщиков и транспорта «Марина Раскова» обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 20-31.08.1944 г. ДБ-5 Конвоирование по маршруту: Ошмарино — Диксон — Югорский шар — Архангельск транспортов «Архангельск», «Сура», «Тбилиси», «Пахта», «Вологда», и «Онега». Охранение: ЭМ «Урицкий», ТЩ-112, -115, -117, БО-203, -210, СКР-13, -30. За время перехода более пяти раз обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 31.08-06.09.1944 г. БД-6 Конвоирование транспортов «Андреев», «Моссовет», «Диксон», «Игарка» по маршруту Архангельск — Югорский Шар — Диксон. В охранении: эсминцев «Жесткий» и «Достойный», ТЩ -111, -117, -119, -120, СКР-28, -29 и БО-142. По пути следования обнаруживали и -,атаковали подводные лодки противника. 15 — 18.09.1944 г. ДВ — 2 (Диксон — пролив Вилькицкого) Конвоирование транспортов «Игарка», «Моссовет», «Андреев» и «Диксон» к кромке льда и передача их ледоколам для следования на восток. Планировался, также прием от ледоколов транспортов, следующих на запад. Охранение конвоя: ТЩ-111,-117,-119, -120, сторожевые корабли СКР-28, -29. 22 -24.09.1944 г. ВД-1 I Конвоирование на Диксон транспортов: «Кингисепп», «Революция», «Комсомолец» и « Буденный», вышедших на чистую воду после ледокольной проводки с востока. (Ш = 77° 24' сев., Д = 97° 06' воет). Охранение: ТЩ-111, 117, 119, 120, сторожевые корабли № 28, 29, а от шхер Минина: эсминцы « Достойный» и» Жесткий». В точке Ш = 76°09' сев., Д = 37° 47' вост. был торпедирован и мгновенно утонул сторожевой корабль № 29. Оставленный, по приказу командира конвоя ТЩ-120 для поиска подводной лодки, был вскоре поврежден акустической торпедой. Тральщик потерял ход (от взрыва торпеды в кормовой части были потеряны винты), а от сотрясения при взрыве вышли из строя средства связи. ТЩ-120 оказался без движения и только 2 октября 1944 г. мы узнали, что он был потоплен обычной торпедой при повторной атаке вражеской подводной лодки. Перед этим часть экипажа была высажена на плавсредства (на катер 26 человек и на большой понтон 20 человек), остальные члены экипажа погибли при взрыве. Спасшимся морякам повезло. Благоприятный ветер позволил им достичь побережья и через зимовщиков сообщить о трагедии. Так мы узнали о гибели третьего тральщика нашего дивизиона. Но к нашей радости в сентябре 1944 г. ТЩ-116 потопил вблизи Диксона вражескую подводную лодку на небольшой глубине. Это позволило не только отомстить за смерть товарищей, но и узнать секрет акустической торпеды. 25 - 26.09.1944 г. ДЕ - 9 (Диксон - Енисей) Конвоирование транспортов: «Кингисепп», «Киров», «Комсомолец», «Тбилиси» и «Седов» по маршруту: Диксон — Ошмарино (на Енисее). В охранении: ТЩ -111,-117,-119, СКР-28 и БО-142, 206. 28-29.09.1944 г. ЕД – 10 Траление впереди транспортов: «Архангельск» и « Киров» и сопровождение их по маршруту «Ошмарино — Диксон. 13-18.10.1944 г. ДБ-8 Конвоирование транспортов: «Тбилиси»,» Селенга»,» Фрунзе» и «Кингисепп» до Югорского шара. В охранении: ЭМ «Деятельный «, ТЩ-111,-117, -119, БО-203, -206 и ТЩ-108. 22.10-02.11. 1944пДБ-10 Конвой по маршруту: Диксон — Югорский Шар — Иоканьга — Архангельск из транспортов «Комсомолец», «Революция», «Буденный» и «Седов». От Югорского Шара присоединилось посыльное судно № 49, а по пути из Печорского залива — транспорт «Пролетарий» с мотоботом «Красный Профинтерн» на буксире. 30 октября разразился шторм 10 баллов. Буксир с мотоботом оборвался. Спасательное судно «Ястреб» взяло на буксир мотобот и в сопровождении ТЩ -117 отбуксировало его в Бугрино. ТЩ -117 возвратился к конвою. ТЩ -103 ввиду сильного шторма возвратился в Бугрино. В охранении конвоя остались: ТЩ -111, -ИЗ, -115,-117,-119. СКР-28, -30, а также ТЩ-32, -54, -64, -122. В районе мыса Канин Нос ТЩ-113, -117, -119 отражали атаки подводных лодок противника. С обнаружением — атаковали. В период с 13.11 -23.1944 г. ТЩ-117 вместе с другими кораблями принимал участие в спланированной командованием флота специальной операции по выводу ледоколов «И. Сталин» и «Северный ветер», следовавших от кромки льда в Карском море в Архангельск, на зимовку. Это связано с тем, что Северный морской путь прекращал действовать в зимний период. Необходимость проведения специальной операции была связана и с тем, что немецкое командование стремилось уничтожить ледоколы с помощью подводных лодок именно в этот промежуток времени. Чтобы не допустить этого, по замыслу операции были образованы два эскортных отряда. В состав 1-го отряда конвоя АБ-15 (Арктика — Белое море) входили: ЭМ «Деятельный», тральщики нашего дивизиона ТЩ-111, -ИЗ, 416,-117,-119, СКР-19, -28, -34 и 8 катеров БО- 209, -210, -218, -219, -223, -225, -229, -230. В состав 2-го отряда входили: лидер» Баку», эсминцы: «Гремящий», «Разумный», «Разъяренный», «Жгучий», «Дерзкий», «Доблестный», «Деятельный», СКР-30. 13 -14.11 1944 г. Тральщики: ТЩ -111, -113, -116, -117 и -119 под командованием командира 6-го дивизиона капитана 3-го ранга Моль совершили переход по маршруту Архангельск — Иоканьга. 14.11 -17.11 1944 г. — переход 1-го эскортного отряда конвоя в Карское море для встречи с ледоколами «И.Сталин» и «Северный ветер». По ходу движения — поиск и атаки вражеских подводных лодок. В И часов 17-го ноября отряд встретил в точке Ш = 74° 08' сев. и Д = 63° 50' вост. ледоколы и вступил в охранение. После Карских ворот охранение усилилось кораблями 2-го эскортного отряда. До Карских ворот и после, вплоть до входа в горло Белого моря корабли эскорта неоднократно обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. В 11 часов 23 ноября конвой прибыл в Молотовск. 8.12-9.12. 1944 г. Сопровождение транспорта «Фрунзе» по маршруту Сосновец (горло Белого моря) — Иоканьга. Эскорт: ЭМ «Жесткий», ТЩ -117, БО-208, -221, ТЩ-32. СКР-74. 10.12-11.12. 1944 г. ИБ-31 Конвоирование транспорта «Кама» по маршруту Иоканьга — Сосновец. В охранении: ТЩ-117, -38, -54, СКР-20, БО-212. 13.12-14.12. 1944 г. БИ-29 Конвоирование транспорта «Воронеж» по маршруту Сосновец - Иоканьга. Эскорт: ТЩ-117, -38, -53, БО-222, -152, -153. 17.12-18.12. 1944 г. ИК-21 | Конвой из транспортов: Фрунзе», «Воронеж»,» Вологда» и « Свияга» по маршруту Иоканьга — Кольский залив в охранении: ТЩ-117. ЭМ «Разумный», «Разъяренный», «Дерзкий», «Достойный», БО-203.
Транспорты «Софья Перовская» и «Онега» в охранении ТЩ -111, -117, БО-203, -212 и сторожевого корабля (СКР- 29). Маршрут: Кольский залив — Поной. 11 — 16.07.1944 г. ИЮ -1 (Йоканьга — Югорский шар) Транспорт « Володарский», СКР-13 с двумя понтонами на буксире в охранении ТЩ-111,-117. 2.й — 31.07.1944 г. ДБ -1 (Диксон — Белое море) Конвой из транспортов «Моссовет», «Игарка» и «Андреев» в охранении: ЭМ «Урицкий», ТЩ -111,-117, БО-206, -212. Маршрут: Югорский шар — Архангельск. Стоит заметить, что в упоминаемый период произошли события, серьезно повлиявшие на ход боевых действий. Дело в том, что на вооружение немецких подводных лодок поступили акустические торпеды. Они имели аппаратуру самонаведения, которая направляла торпеду на шум работающих винтов атакуемых кораблей и судов. К сожалению, мы об этом ничего не знали. Первое применение этих торпед против наших судов и кораблей произошло около 20 часов 12 августа 1944 г. Конвой БД-5, следовавший из Архангельска на Диксон, был атакован немецкими подводными лодками в точке Ш = 73° 22' сев., Д = 66° 35' вост. в 60 милях к западу от о. Белый. Конвой БД-5 включал транспорт «Марина Раскова» со сменой зимовщиков и грузом продовольствия для Карской военно-морской базы на о. Диксон и северных поселков и эскорт, состоявший из ТЩ-114,-116,-118 нашего дивизиона. Первым был торпедирован транспорт, однако он сразу не затонул. При подходе к транспорту в корму ТЩ-118, на котором находился командир конвоя капитан 1 ранга А.З. Шмелев, попала торпеда. ТЩ-118 затонул через 30 минут, но личный состав был спасен. ТЩ-114 встал на якорь и был потоплен обычной торпедой. Позже был потоплен и транспорт «Марина Раскова». Из 636 человек, находившихся на «Марине Расковой» и торпедированных тральщиках погибли 381. Вместе с мужчинами-моряками и полярниками погибли почти все женщины и все дети. ТЩ -117 в этот день находился в Архангельске. 13 августа по приказу командования с катерами БО-203, -210, -212 он был направлен в распоряжение командира Карской военно-морской базы (о. Диксон). По пути на Диксон в Хабарово (Югорский шар) на борт было принято более 100 человек, спасенных при разгроме конвоя БД-5. На Диксон мы прибыли 148 (9 августа. Дважды в районе гибели тральщиков и транспорта «Марина Раскова» обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 20-31.08.1944 г. ДБ-5 Конвоирование по маршруту: Ошмарино — Диксон — Югорский шар — Архангельск транспортов «Архангельск», «Сура», «Тбилиси», «Пахта», «Вологда», и «Онега». Охранение: ЭМ «Урицкий», ТЩ-112, -115, -117, БО-203, -210, СКР-13, -30. За время перехода более пяти раз обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. 31.08-06.09.1944 г. БД-6 Конвоирование транспортов «Андреев», «Моссовет», «Диксон», «Игарка» по маршруту Архангельск — Югорский Шар — Диксон. В охранении: эсминцев «Жесткий» и «Достойный», ТЩ -111, -117, -119, -120, СКР-28, -29 и БО-142. По пути следования обнаруживали и -,атаковали подводные лодки противника. 15 — 18.09.1944 г. ДВ — 2 (Диксон — пролив Вилькицкого) Конвоирование транспортов «Игарка», «Моссовет», «Андреев» и «Диксон» к кромке льда и передача их ледоколам для следования на восток. Планировался, также прием от ледоколов транспортов, следующих на запад. Охранение конвоя: ТЩ-111,-117,-119, -120, сторожевые корабли СКР-28, -29. 22 -24.09.1944 г. ВД-1 I Конвоирование на Диксон транспортов: «Кингисепп», «Революция», «Комсомолец» и « Буденный», вышедших на чистую воду после ледокольной проводки с востока. (Ш = 77° 24' сев., Д = 97° 06' воет). Охранение: ТЩ-111, 117, 119, 120, сторожевые корабли № 28, 29, а от шхер Минина: эсминцы « Достойный» и» Жесткий». В точке Ш = 76°09' сев., Д = 37° 47' вост. был торпедирован и мгновенно утонул сторожевой корабль № 29. Оставленный, по приказу командира конвоя ТЩ-120 для поиска подводной лодки, был вскоре поврежден акустической торпедой. Тральщик потерял ход (от взрыва торпеды в кормовой части были потеряны винты), а от сотрясения при взрыве вышли из строя средства связи. ТЩ-120 оказался без движения и только 2 октября 1944 г. мы узнали, что он был потоплен обычной торпедой при повторной атаке вражеской подводной лодки. Перед этим часть экипажа была высажена на плавсредства (на катер 26 человек и на большой понтон 20 человек), остальные члены экипажа погибли при взрыве. Спасшимся морякам повезло. Благоприятный ветер позволил им достичь побережья и через зимовщиков сообщить о трагедии. Так мы узнали о гибели третьего тральщика нашего дивизиона. Но к нашей радости в сентябре 1944 г. ТЩ-116 потопил вблизи Диксона вражескую подводную лодку на небольшой глубине. Это позволило не только отомстить за смерть товарищей, но и узнать секрет акустической торпеды. 25 - 26.09.1944 г. ДЕ - 9 (Диксон - Енисей) Конвоирование транспортов: «Кингисепп», «Киров», «Комсомолец», «Тбилиси» и «Седов» по маршруту: Диксон — Ошмарино (на Енисее). В охранении: ТЩ -111,-117,-119, СКР-28 и БО-142, 206. 28-29.09.1944 г. ЕД – 10 Траление впереди транспортов: «Архангельск» и « Киров» и сопровождение их по маршруту «Ошмарино — Диксон. 13-18.10.1944 г. ДБ-8 Конвоирование транспортов: «Тбилиси»,» Селенга»,» Фрунзе» и «Кингисепп» до Югорского шара. В охранении: ЭМ «Деятельный «, ТЩ-111,-117, -119, БО-203, -206 и ТЩ-108. 22.10-02.11. 1944пДБ-10 Конвой по маршруту: Диксон — Югорский Шар — Иоканьга — Архангельск из транспортов «Комсомолец», «Революция», «Буденный» и «Седов». От Югорского Шара присоединилось посыльное судно № 49, а по пути из Печорского залива — транспорт «Пролетарий» с мотоботом «Красный Профинтерн» на буксире. 30 октября разразился шторм 10 баллов. Буксир с мотоботом оборвался. Спасательное судно «Ястреб» взяло на буксир мотобот и в сопровождении ТЩ -117 отбуксировало его в Бугрино. ТЩ -117 возвратился к конвою. ТЩ -103 ввиду сильного шторма возвратился в Бугрино. В охранении конвоя остались: ТЩ -111, -ИЗ, -115,-117,-119. СКР-28, -30, а также ТЩ-32, -54, -64, -122. В районе мыса Канин Нос ТЩ-113, -117, -119 отражали атаки подводных лодок противника. С обнаружением — атаковали. В период с 13.11 -23.1944 г. ТЩ-117 вместе с другими кораблями принимал участие в спланированной командованием флота специальной операции по выводу ледоколов «И. Сталин» и «Северный ветер», следовавших от кромки льда в Карском море в Архангельск, на зимовку. Это связано с тем, что Северный морской путь прекращал действовать в зимний период. Необходимость проведения специальной операции была связана и с тем, что немецкое командование стремилось уничтожить ледоколы с помощью подводных лодок именно в этот промежуток времени. Чтобы не допустить этого, по замыслу операции были образованы два эскортных отряда. В состав 1-го отряда конвоя АБ-15 (Арктика — Белое море) входили: ЭМ «Деятельный», тральщики нашего дивизиона ТЩ-111, -ИЗ, 416,-117,-119, СКР-19, -28, -34 и 8 катеров БО- 209, -210, -218, -219, -223, -225, -229, -230. В состав 2-го отряда входили: лидер» Баку», эсминцы: «Гремящий», «Разумный», «Разъяренный», «Жгучий», «Дерзкий», «Доблестный», «Деятельный», СКР-30. 13 -14.11 1944 г. Тральщики: ТЩ -111, -113, -116, -117 и -119 под командованием командира 6-го дивизиона капитана 3-го ранга Моль совершили переход по маршруту Архангельск — Иоканьга. 14.11 -17.11 1944 г. — переход 1-го эскортного отряда конвоя в Карское море для встречи с ледоколами «И.Сталин» и «Северный ветер». По ходу движения — поиск и атаки вражеских подводных лодок. В И часов 17-го ноября отряд встретил в точке Ш = 74° 08' сев. и Д = 63° 50' вост. ледоколы и вступил в охранение. После Карских ворот охранение усилилось кораблями 2-го эскортного отряда. До Карских ворот и после, вплоть до входа в горло Белого моря корабли эскорта неоднократно обнаруживали и атаковали подводные лодки противника. В 11 часов 23 ноября конвой прибыл в Молотовск. 8.12-9.12. 1944 г. Сопровождение транспорта «Фрунзе» по маршруту Сосновец (горло Белого моря) — Иоканьга. Эскорт: ЭМ «Жесткий», ТЩ -117, БО-208, -221, ТЩ-32. СКР-74. 10.12-11.12. 1944 г. ИБ-31 Конвоирование транспорта «Кама» по маршруту Иоканьга — Сосновец. В охранении: ТЩ-117, -38, -54, СКР-20, БО-212. 13.12-14.12. 1944 г. БИ-29 Конвоирование транспорта «Воронеж» по маршруту Сосновец - Иоканьга. Эскорт: ТЩ-117, -38, -53, БО-222, -152, -153. 17.12-18.12. 1944 г. ИК-21 | Конвой из транспортов: Фрунзе», «Воронеж»,» Вологда» и « Свияга» по маршруту Иоканьга — Кольский залив в охранении: ТЩ-117. ЭМ «Разумный», «Разъяренный», «Дерзкий», «Достойный», БО-203.