Мой возрастной рубеж перевалил за 70, и сам того не замечая, я все чаще стал вспоминать молодость, знакомство и совместную работу с людьми, которые своим трудом умножали славу советского морского флота. Их имена сейчас носят ледоколы, суда. Они передавали свой богатый опыт молодому поколению, в том числе и мне. Поэтому хочу поделиться своими воспоминаниями на бумаге. Это я делал от случая к случаю устно, в беседах с молодыми людьми, приходящими на морской флот, чтобы они знали его историю и людей, которые уже стали историческими, а молодые люди узнают, может быть, что-то неизвестное. Я не потомственный моряк. Морскую службу избрал в далекие послевоенные, тяжелые для нашей страны годы, но на всю жизнь. Отец был лесничим, мне не долго пришлось довольствоваться его лаской, его рассказами о природе. Он привил мне любовь к лесу, к шахматам, к трудолюбию, честности, справедливости, дисциплине, обязательности. Этим я и довольствовался в своей жизни. 18 августа 1937 г. отца безвинно арестовали, и я его больше не видел. В 1946 году, поступив в Высшее Арктическое морское училище им. С. О. Макарова в Ленинграде, я сразу же встретился с широко известным и в нашей стране людьми. Это декан судоводительского факультета Ц. М. Николаев, который в 1934 году, командуя ледорезом «Ф. Литке», совершил сквозной переход из Владивостока в Мурманск Северным морским путем за одну навигацию — впервые в истории. Я тогда еще не знал, что мне в будущем придется работать на историческом ледорезе р качестве старшего помощника капитана и исполнять обязанности капитана. Н. М. Николаев был опытнейшим потомственным моряком, его имя занесено в английский ллойдовский список капитанов. Мы, курсанты, всегда с почтением относились к нему как к человеку и с большим вниманием слушали его рассказы о былых походах и случаях из его морской практики. Его имя заслуженно носит построенный в Финляндии ледокол «Капитан Николаев», который в настоящее время осуществляет проводку судов в арктических морях. С нежностью и почтением вспоминаю преподавателя по навигации капитана 1 ранга А. А. Паскина, который по-отцовски относился к курсантам, трогательно и с обидой рассказывал о Цусимском сражении, участником которого он был. Это о нем упоминает писатель Новиков-Прибой в своей книге «Цусима». Задачник по навигации, автором которого был А. А. Паскин, сослужил добрую службу для многих поколений судоводителей. Я помню легкую смерть этого замечательного человека 7 ноября 1947 года. Он изъявил желание участвовать в торжественном банкете на учебном судне «Илья Репин», стоявшем у причала против 16-й линии Васильевского острова, по случаю тридцатилетия Октябрьской революции. На этом судне мы жили и учились. Выступив с воспоминаниями о цусимском бое, пожеланием нам быть примерными моряками, он предложил послушать вальс «Амурские волны» и сел за пианино. Все слушали с большим волнением и вниманием, а он, вероятно, волновался еще больше. Закончив играть, он (встал, мы аплодировали ему, вдруг глубоко вздохнул и стал падать. Мы подхватили его на руки, но сердце уже перестало биться. В 1950 году мне пришлось проходить практику на ледокольном пароходе «Леваневский», названном в честь отважного полярного летчика. Капитаном был А. А. Качарава. В Великую Отечественную войну он командовал ледокольным пароходом «Сибиряков». В ходе неравного боя с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» недалеко от острова Белуха в Карском море пароход был потоплен, но радист успел сообщить о грозящей опасности на остров Диксон. Многие из команды погибли. Раненый капитан был подобран фашистами из воды и пленен. Только одному из уцелевших удалось избежать плена — Павлу Вавилову, который сумел доплыть до острова Белуха и около месяца питался отрубями (мешок прибило волной к берегу), пока не пришла помощь. А. А. Качараве в последствии было присвоено звание Героя Социалистического Труда, мы с ним вместе работали на ледоколе «Ермак». Каждый раз, когда л/п «Леваневский» проходил мимо остров;! Белуха, капитан А. А. Качарава и три сибиряковца из рядового состав;! одевались в парадную форму, поднимались на мостик, выстраивались в шеренгу, отдавая честь погибшему кораблю и погибшим товарищам. Басовитый троекратный продолжительный паровой гудок возвещал о том, что уцелевшие товарищи живы и пришли вспомнить о своих боевых друзьях. Завершая навигацию, снабдив полярные станции всем необходимым — продовольствием, топливом, одеждой, мы покидали арктические моря последними в караване. Караван возглавлял ледокол «Ермак». Проходя архипелаг Норденшельда, мы увидели еле заметные отблески факела милях в шести от нашего пути. Доложив об этом на «Ермак», получили распоряжение следовать в направлени 11 огня. Подойдя ближе, мы увидели небольшой катер, зажатый льдом, безжалостно уносимый в суровые арктические просторы, а на нем четырех обреченных на верную гибель полярников. Люди и катер, которые уже пять суток дрейфовали без всякой надежды на спасение, были подняты на борт л/п «Леваневский» и доставлены на о. Диксон. Радость возвращения к жизни была безмерна, спасенные люди забыли о холоде, голоде и отчаянии. А мы еще раз убедились, как необходимо внимательно нести вахту. Имя профессора К. С. Ухова начертано на борту учебного судна, а в 1951 году он поставил подпись в моем дипломе об окончании училища как председатель Государственной экзаменационной комиссии. Учебник по навигации, написанный им, был для многих судоводителей первым букварем. В 1952 году во Владивостоке нас, молодых специалистов, встречал по-отцовски Михаил Владимирович Готский. Его имя сейчас написано на борту судна в Дальневосточном морском пароходстве. Мы были в числе первых ласточек, прибывших на Дальний Восток с дипломами о высшем образовании. Большинство судоводителей не имели и среднего образования, поэтому, видя в нас конкурентов, добрая половина их относилась к нам недоброжелательно. Большое спасибо Михаилу Владимировичу, что он взял нас под свою опеку и никому в обиду не давал. Во время Великой Отечественной войны М. В. Готский был представителем страны Советов в Америке по приемке судов типа «Либерти», а после войны все свои знания и опыт отдавал освоению Арктики, обучению молодого поколения. В1956 году, покинув Дальний Восток, мы прибыли в Мурманск нал/к «В. Молотов» под командованием известного ледоколыцика Ю. К. Хлебпикова. Его имя носит один из островов в Северном Ледовитом океане, открытый им в тридцатые годы, а также ледокол «Капитан Хлебников». Юрий Константинович был активным исследователем арктических морей, неоднократно участвовал в экспедициях по исследованию Арктики, и на его груди красовался орден Ленина, имевший двухзначный порядковый номер. Я счастлив, что работал таким замечательным человеком на историческом ледоколе «Ермак» в 1959 году в качестве старшего помощника капитана. Моя каюта в далекие времена была каютой создателя этого ледокола — адмирала Степана Осиповича Макарова, чье имя носило и наше училище. Дела и обязанности старшего помощника капитана л/к «Ермак» я принимал у Юрия Сергеевича Кучиева. Он впоследствии командовал атомоходом «Арктика», на котором 17 августа 1977 года достиг Северного полюса. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Работая на ледоколах, мыв мирное время всегда оказывали помощь кораблям ВМФ по перегону их северным путем на Дальний Восток. Заканчивая свое повествование о людях, которые беззаветно служили своей Отчизне, чьи имена остались в памяти народа, хочется пожелать молодому поколению моряков достойно умножать славу Российского флота, изучать его историю, быть примером для будущих поколений.
Е. П. Дударев капитан дальнего плавания
Е. П. Дударев капитан дальнего плавания