популярное


«Кувандыкский завод КПО «Долина» - причастность к Великой ПобедеСамым знаменательным событием в том числе и для «Кувандыкского завода КПО «Долина» , является день Победы в Великой Отечественной войне. Ветеранов войны и тружеников тыла, которые работали на нашем предприятии, осталось 37 человек. Ежегодно, и этот юбилейный год не был исключением, начиная с начала мая, все наши ветераны получили поздравительные конверты от предприятия. У некоторых из них были взяты интервью и запечатлены на видеокамеру для истории. Это Дивицкий Аркадий Николаевич, Леонова Клавдия Григорьевна, Сабангулов Гайзулла Саффич, Корнев Петр Иванович, Гниломедов Василий Алексеевич.


Творчество столичных деятелей литературы и искусства в период эвакуации в ПоволжьеВ восточные регионы страны из прифронтовых районов направлялся гигантский поток людей, промышленного оборудования, материальных и культурных ценностей. За июнь– декабрь 1941 г. на восток РСФСР были переправлены 1523 промышленных предприятия, 1,5 млн вагонов с оборудованием, сырьем, топливом, эвакуировано 17 млн человек. Среди них много творческих коллективов, видных деятелей культуры. Только за осень 1941 г., основные тыловые регионы страны (Поволжье, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия, Северный Казахстан) приняли 60 ведущих российских театров, более 500 членов ССП, 189 композиторов и 754 художника Москвы, Ленинграда, Украины.


НКИ в годы Великой Отечественной воины и послевоенное восстановлениеГоды эвакуации были годами тяжелых лишений и их преодолений, годами предельного напряжения сил, выполнения коллективом института своего патриотического долга. Институт - высшее учебное заведение - был сохранен. Всего за эти пять военных лет (1941-1945 гг.) Николаевский кораблестроительный институт выпустил 477 специалистов (из них 157 кораблестроителей, 225 механиков, 95 технологов). Это были годы напряженной борьбы коллектива за сохранение института, за выпуск специалистов, столь необходимых отечественной промышленности, работавшей тогда под девизом „Все для фронта, все для победы!".


Ученый совет ВНИИМ в годы Великой Отечественной войныВ условиях суровой блокадной зимы 1941-1942 гг. Совет вынужден был приостановить свою деятельность. С включением ВНИИМ Ленинградским горкомом ВКП(б) в список действующих оборонных учреждений и возобновлением подачи электроэнергии работа всех подразделений Института активизировалась, в том числе, Метрологического бюро, Научно-технической библиотеки, где было организовано получение книг по межбиблиотечному обмену «для лабораторий и сотрудников, работающих на оборону».


Из истории партизанской борьбы в Московской битвеОтправной точкой подготовки СССР к партизанской борьбе все авторы единодушно считают середину 1921 г., когда в первом номере журнала «Армия и революция» появилась статья М.В. Фрунзе «Единая военная доктрина и Красная Армия». При упоминании данной статьи обычно цитируется абзац седьмого раздела, где речь идет о партизанских действиях. Но цитирование только этого абзаца не совсем правильно. Если откроем первый том «Собрания сочинений» М.В. Фрунзе или «Сборник избранных произведений», то обнаружим непосредственную связь содержания седьмого раздела статьи с последним абзацем раздела шестого. Составители вынуждены принести читателю извинения за столь длинную цитату, но сделать это мы считаем необходимым.


Поле боя — Москва30 сентября 1941 г. немецкие войска начали «последнее» наступление своей «Восточной кампании» — операцию «Тайфун», имевшую главной целью охват и взятие Москвы. Над столицей нашей Родины нависла угроза непосредственного вторжения противника. С 19 октября 1941 г. в Москве было объявлено осадное положение. Защитники города изготовились встретить врага на подступах к Москве, на окраинах и улицах столицы. Но даже гарнизон Кремля не был последней линией, последним резервом Московской зоны обороны.


Танки «малютки»Постановлением ГКО 222 от 20 июля 1941 года выпуск 10000 танков Т-60 организовывался, кроме завода № 37, на ГАЗе и ХТЗ. Бронекорпуса и башни для них поставлялись с Ворошиловграде кого завода имени Октябрьской революции. Муромского паровозоремонтной) завода. Новокраматорского машиностроительного завода, Выксунского завода дробильно-размольного оборудования и Таганрогского завода «Красный котельщик». Чертежами и техпроцессом эти предприятия обеспечивали завод № 37 и завод имени Орджоникидзе, причем это были чертежи машины с упрошенным корпусом и башней.


Модернизация танка  Т-60В ходе серийного производства Т-60 неоднократно делались попытки улучшить характеристики танка - все прекрасно понимали, что его боевая ценность весьма невысока. Так, еше в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в Горьком по своей инициативе приступило к проектированию пушки ЗИС-19, предназначенной для вооружения танка Т-60. Она представляла собой 37-мм орудие со стволом в 66,7 калибра, начальной скоростью снаряда 915 м/с и баллистикой 37-мм зенитки образца 1939 года.


Прикосновение к истории

дата: 18-03-2011, 12:22 просмотров: 215 раздел: Арктический конвой
Мой возрастной рубеж перевалил за 70, и сам того не замечая, я все чаще стал вспоминать молодость, знакомство и совместную работу с людьми, которые своим трудом умножали славу советского морского флота. Их имена сейчас носят ледоколы, суда. Они передавали свой богатый опыт молодому поколению, в том числе и мне. Поэтому хочу поделиться своими воспоминаниями на бумаге. Это я делал от случая к случаю устно, в беседах с молодыми людьми, приходящими на морской флот, чтобы они знали его историю и людей, которые уже стали историческими, а молодые люди узнают, может быть, что-то неизвестное. Я не потомственный моряк. Морскую службу избрал в далекие послевоенные, тяжелые для нашей страны годы, но на всю жизнь. Отец был лесничим, мне не долго пришлось довольствоваться его лаской, его рассказами о природе. Он привил мне любовь к лесу, к шахматам, к трудолюбию, честности, справедливости, дисциплине, обязательности. Этим я и довольствовался в своей жизни. 18 августа 1937 г. отца безвинно арестовали, и я его больше не видел. В 1946 году, поступив в Высшее Арктическое морское училище им. С. О. Макарова в Ленинграде, я сразу же встретился с широко известным и в нашей стране людьми. Это декан судоводительского факультета Ц. М. Николаев, который в 1934 году, командуя ледорезом «Ф. Литке», совершил сквозной переход из Владивостока в Мурманск Северным морским путем за одну навигацию — впервые в истории. Я тогда еще не знал, что мне в будущем придется работать на историческом ледорезе р качестве старшего помощника капитана и исполнять обязанности капитана. Н. М. Николаев был опытнейшим потомственным моряком, его имя занесено в английский ллойдовский список капитанов. Мы, курсанты, всегда с почтением относились к нему как к человеку и с большим вниманием слушали его рассказы о былых походах и случаях из его морской практики. Его имя заслуженно носит построенный в Финляндии ледокол «Капитан Николаев», который в настоящее время осуществляет проводку судов в арктических морях. С нежностью и почтением вспоминаю преподавателя по навигации капитана 1 ранга А. А. Паскина, который по-отцовски относился к курсантам, трогательно и с обидой рассказывал о Цусимском сражении, участником которого он был. Это о нем упоминает писатель Новиков-Прибой в своей книге «Цусима». Задачник по навигации, автором которого был А. А. Паскин, сослужил добрую службу для многих поколений судоводителей. Я помню легкую смерть этого замечательного человека 7 ноября 1947 года. Он изъявил желание участвовать в торжественном банкете на учебном судне «Илья Репин», стоявшем у причала против 16-й линии Васильевского острова, по случаю тридцатилетия Октябрьской революции. На этом судне мы жили и учились. Выступив с воспоминаниями о цусимском бое, пожеланием нам быть примерными моряками, он предложил послушать вальс «Амурские волны» и сел за пианино. Все слушали с большим волнением и вниманием, а он, вероятно, волновался еще больше. Закончив играть, он (встал, мы аплодировали ему, вдруг глубоко вздохнул и стал падать. Мы подхватили его на руки, но сердце уже перестало биться. В 1950 году мне пришлось проходить практику на ледокольном пароходе «Леваневский», названном в честь отважного полярного летчика. Капитаном был А. А. Качарава. В Великую Отечественную войну он командовал ледокольным пароходом «Сибиряков». В ходе неравного боя с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» недалеко от острова Белуха в Карском море пароход был потоплен, но радист успел сообщить о грозящей опасности на остров Диксон. Многие из команды погибли. Раненый капитан был подобран фашистами из воды и пленен. Только одному из уцелевших удалось избежать плена — Павлу Вавилову, который сумел доплыть до острова Белуха и около месяца питался отрубями (мешок прибило волной к берегу), пока не пришла помощь. А. А. Качараве в последствии было присвоено звание Героя Социалистического Труда, мы с ним вместе работали на ледоколе «Ермак». Каждый раз, когда л/п «Леваневский» проходил мимо остров;! Белуха, капитан А. А. Качарава и три сибиряковца из рядового состав;! одевались в парадную форму, поднимались на мостик, выстраивались в шеренгу, отдавая честь погибшему кораблю и погибшим товарищам. Басовитый троекратный продолжительный паровой гудок возвещал о том, что уцелевшие товарищи живы и пришли вспомнить о своих боевых друзьях. Завершая навигацию, снабдив полярные станции всем необходимым — продовольствием, топливом, одеждой, мы покидали арктические моря последними в караване. Караван возглавлял ледокол «Ермак». Проходя архипелаг Норденшельда, мы увидели еле заметные отблески факела милях в шести от нашего пути. Доложив об этом на «Ермак», получили распоряжение следовать в направлени 11 огня. Подойдя ближе, мы увидели небольшой катер, зажатый льдом, безжалостно уносимый в суровые арктические просторы, а на нем четырех обреченных на верную гибель полярников. Люди и катер, которые уже пять суток дрейфовали без всякой надежды на спасение, были подняты на борт л/п «Леваневский» и доставлены на о. Диксон. Радость возвращения к жизни была безмерна, спасенные люди забыли о холоде, голоде и отчаянии. А мы еще раз убедились, как необходимо внимательно нести вахту. Имя профессора К. С. Ухова начертано на борту учебного судна, а в 1951 году он поставил подпись в моем дипломе об окончании училища как председатель Государственной экзаменационной комиссии. Учебник по навигации, написанный им, был для многих судоводителей первым букварем. В 1952 году во Владивостоке нас, молодых специалистов, встречал по-отцовски Михаил Владимирович Готский. Его имя сейчас написано на борту судна в Дальневосточном морском пароходстве. Мы были в числе первых ласточек, прибывших на Дальний Восток с дипломами о высшем образовании. Большинство судоводителей не имели и среднего образования, поэтому, видя в нас конкурентов, добрая половина их относилась к нам недоброжелательно. Большое спасибо Михаилу Владимировичу, что он взял нас под свою опеку и никому в обиду не давал. Во время Великой Отечественной войны М. В. Готский был представителем страны Советов в Америке по приемке судов типа «Либерти», а после войны все свои знания и опыт отдавал освоению Арктики, обучению молодого поколения. В1956 году, покинув Дальний Восток, мы прибыли в Мурманск нал/к «В. Молотов» под командованием известного ледоколыцика Ю. К. Хлебпикова. Его имя носит один из островов в Северном Ледовитом океане, открытый им в тридцатые годы, а также ледокол «Капитан Хлебников». Юрий Константинович был активным исследователем арктических морей, неоднократно участвовал в экспедициях по исследованию Арктики, и на его груди красовался орден Ленина, имевший двухзначный порядковый номер. Я счастлив, что работал таким замечательным человеком на историческом ледоколе «Ермак» в 1959 году в качестве старшего помощника капитана. Моя каюта в далекие времена была каютой создателя этого ледокола — адмирала Степана Осиповича Макарова, чье имя носило и наше училище. Дела и обязанности старшего помощника капитана л/к «Ермак» я принимал у Юрия Сергеевича Кучиева. Он впоследствии командовал атомоходом «Арктика», на котором 17 августа 1977 года достиг Северного полюса. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Работая на ледоколах, мыв мирное время всегда оказывали помощь кораблям ВМФ по перегону их северным путем на Дальний Восток. Заканчивая свое повествование о людях, которые беззаветно служили своей Отчизне, чьи имена остались в памяти народа, хочется пожелать молодому поколению моряков достойно умножать славу Российского флота, изучать его историю, быть примером для будущих поколений.
Е. П. Дударев капитан дальнего плавания
комментарии: 0 | просмотров: 215 | раздел: Арктический конвой

Добавление комментария

Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт