популярное


«Кувандыкский завод КПО «Долина» - причастность к Великой ПобедеСамым знаменательным событием в том числе и для «Кувандыкского завода КПО «Долина» , является день Победы в Великой Отечественной войне. Ветеранов войны и тружеников тыла, которые работали на нашем предприятии, осталось 37 человек. Ежегодно, и этот юбилейный год не был исключением, начиная с начала мая, все наши ветераны получили поздравительные конверты от предприятия. У некоторых из них были взяты интервью и запечатлены на видеокамеру для истории. Это Дивицкий Аркадий Николаевич, Леонова Клавдия Григорьевна, Сабангулов Гайзулла Саффич, Корнев Петр Иванович, Гниломедов Василий Алексеевич.


Творчество столичных деятелей литературы и искусства в период эвакуации в ПоволжьеВ восточные регионы страны из прифронтовых районов направлялся гигантский поток людей, промышленного оборудования, материальных и культурных ценностей. За июнь– декабрь 1941 г. на восток РСФСР были переправлены 1523 промышленных предприятия, 1,5 млн вагонов с оборудованием, сырьем, топливом, эвакуировано 17 млн человек. Среди них много творческих коллективов, видных деятелей культуры. Только за осень 1941 г., основные тыловые регионы страны (Поволжье, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия, Северный Казахстан) приняли 60 ведущих российских театров, более 500 членов ССП, 189 композиторов и 754 художника Москвы, Ленинграда, Украины.


НКИ в годы Великой Отечественной воины и послевоенное восстановлениеГоды эвакуации были годами тяжелых лишений и их преодолений, годами предельного напряжения сил, выполнения коллективом института своего патриотического долга. Институт - высшее учебное заведение - был сохранен. Всего за эти пять военных лет (1941-1945 гг.) Николаевский кораблестроительный институт выпустил 477 специалистов (из них 157 кораблестроителей, 225 механиков, 95 технологов). Это были годы напряженной борьбы коллектива за сохранение института, за выпуск специалистов, столь необходимых отечественной промышленности, работавшей тогда под девизом „Все для фронта, все для победы!".


Ученый совет ВНИИМ в годы Великой Отечественной войныВ условиях суровой блокадной зимы 1941-1942 гг. Совет вынужден был приостановить свою деятельность. С включением ВНИИМ Ленинградским горкомом ВКП(б) в список действующих оборонных учреждений и возобновлением подачи электроэнергии работа всех подразделений Института активизировалась, в том числе, Метрологического бюро, Научно-технической библиотеки, где было организовано получение книг по межбиблиотечному обмену «для лабораторий и сотрудников, работающих на оборону».


Из истории партизанской борьбы в Московской битвеОтправной точкой подготовки СССР к партизанской борьбе все авторы единодушно считают середину 1921 г., когда в первом номере журнала «Армия и революция» появилась статья М.В. Фрунзе «Единая военная доктрина и Красная Армия». При упоминании данной статьи обычно цитируется абзац седьмого раздела, где речь идет о партизанских действиях. Но цитирование только этого абзаца не совсем правильно. Если откроем первый том «Собрания сочинений» М.В. Фрунзе или «Сборник избранных произведений», то обнаружим непосредственную связь содержания седьмого раздела статьи с последним абзацем раздела шестого. Составители вынуждены принести читателю извинения за столь длинную цитату, но сделать это мы считаем необходимым.


Поле боя — Москва30 сентября 1941 г. немецкие войска начали «последнее» наступление своей «Восточной кампании» — операцию «Тайфун», имевшую главной целью охват и взятие Москвы. Над столицей нашей Родины нависла угроза непосредственного вторжения противника. С 19 октября 1941 г. в Москве было объявлено осадное положение. Защитники города изготовились встретить врага на подступах к Москве, на окраинах и улицах столицы. Но даже гарнизон Кремля не был последней линией, последним резервом Московской зоны обороны.


Танки «малютки»Постановлением ГКО 222 от 20 июля 1941 года выпуск 10000 танков Т-60 организовывался, кроме завода № 37, на ГАЗе и ХТЗ. Бронекорпуса и башни для них поставлялись с Ворошиловграде кого завода имени Октябрьской революции. Муромского паровозоремонтной) завода. Новокраматорского машиностроительного завода, Выксунского завода дробильно-размольного оборудования и Таганрогского завода «Красный котельщик». Чертежами и техпроцессом эти предприятия обеспечивали завод № 37 и завод имени Орджоникидзе, причем это были чертежи машины с упрошенным корпусом и башней.


Модернизация танка  Т-60В ходе серийного производства Т-60 неоднократно делались попытки улучшить характеристики танка - все прекрасно понимали, что его боевая ценность весьма невысока. Так, еше в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в Горьком по своей инициативе приступило к проектированию пушки ЗИС-19, предназначенной для вооружения танка Т-60. Она представляла собой 37-мм орудие со стволом в 66,7 калибра, начальной скоростью снаряда 915 м/с и баллистикой 37-мм зенитки образца 1939 года.


На «Старом большевике»

дата: 18-03-2011, 12:05 просмотров: 245 раздел: Арктический конвой
Лето 1944 года. На всех фронтах Великой Отечественной войны шли кровопролитные наступательные бои. Страна остро нуждалась в боевой технике, боеприпасах, продовольствии, обмундировании, цветных металлах, железнодорожной технике, особенно мощных локомотивах. Сам гражданский флот нуждался в пополнении, нужны были современные корабли и масса другого оборудования для пострадавших от немецко-фашистских захватчиков территорий. Львиная доля этого дефицита пополнялась за счет ленд-лиза, закон о котором подписал с началом Второй мировой войны президент США Ф. Д. Рузвельт («Закон о содействии укреплению обороны Соединенных Штатов», март 1941 г.) Для перевозки этого огромного количества грузов было необходимо укомплектовать команды кораблей, получаемых от союзников. ГКО через ЦК ВЛКСМ обратился к молодежи с призывом помочь стране — ехать на Дальний Восток и вступать в ряды доблестного торгового флота...». В это время я работал, после демобилизации по контузии, водителем у секретаря Иркутского обкома ВКП(б), так что обращение ЦК ВЛКСМ заставило меня подать заявление о зачислении на работу в Дальневосточное государственное морское пароходство. Пройдя все формальности перехода на иную работу, вместе с другими комсомольцами поездом № 9 «Москва — Владивосток» я прибыл в столицу Приморского края, где нас тепло встречали представители пароходства и руководители краевого комсомольского актива. Кстати, встречал нас сам начальник пароходства тов. Мезенцев. Поселили нас на Первой речке, сразу переодели в морскую робу (брюки и курточки из синей джинсовой ткани), поинтересовались деланием приехавших о том, кто кем хочет работать — матросом, машинистом, электриком и т. п. Без промедления мы приступили к упорной учебе по ускоренному курсу. Овладение морскими навыками длилось недолго. Вскоре мы получили мореходные книжки (паспорта) и, по мере захода кораблей торгового флота во Владивосток, нас, салажат, по 5 — 10 человек стали направлять на суда. На мою долю выпал выигрышный билет, так как в числе шести таких же счастливчиков я был зачислен в команду легендарного на всем торговом флоте ордена Ленина теплохода «Старый большевик» — экипаж, прошедший эпопею Северных конвоев во главе со знаменитым капитаном, Героем Советского Союза, Иваном Ивановичем Афанасьевым. Теплоход «Старый большевик» шел в составе конвоя PQ-16 с грузом боеприпасов и взрывчатки. Экипаж под командованием капитана Афанасьева совершил подвиг. Атакованный немецкими самолетами, теплоход загорелся и потерял ход, отстав от каравана. Неимоверными усилиями экипаж справился с пожаром и из единственного уцелевшего орудия даже сбил немецкий самолет. Вновь заработали двигатели. Судно и груз были спасены... Радушно приняла нас команда теплохода. В кают-компании персонально познакомили с каждым членом экипажа. 1-й помощник капитана рассказал героическую историю корабля. Всех тепло одели и обули (выдали теплые меховые канадки, новое обмундирование) и поселили в кубрики со старослужащими. Для обучения меня закрепили за старшим матросом, рулевым и, по совместительству, артельщиком (специалист по снабжению и питанию команды) Героем Советского Союза Борисом Ивановичем Аказёнком. Вообще все члены экипажа были орденоносцами. Так началась моя трудовая деятельность в качестве матроса-рулевого. Вахта 4 часа через 8; отдых, авралы в штормовых условиях, погрузка и разгрузка в портах назначения и лишь редкие краткосрочные выходы на берег. Тихий океан очень коварный, штормовых дней и ураганов на нем значительно больше, чем на других акваториях, иногда волны доходят до 20 — 30 метров высотой, и держать курс на заданном румбе с допуском 0,5° — чрезвычайно сложное дело, требует особого чутья и предельного внимания, не отходя от штурвала целую вахту. Теплоход «Старый большевик» по своей конструкции был лесовозом, после PQ-16 во время ремонта в США был оборудован для перевозки 28 паровозов, которых катастрофически не хватало нашим железнодорожникам. Локомотивы грузились в трюмы специальными приспособлениями, раздвигались по трюмам, закреплялись мощными специальными талрепами, промежутки заполнялись мелкими грузами в виде чушек олова, алюминия и других цветных металлов. Трюмы наглухо задраивались и на верхних палубах, на трюмах найтовались талрепами еще несколько паровозов. Так вот, иногда, во время сильных штормов, огромные волны, ударяя по корпусу, срывали талрепы и начинался аврал. В 9-10-балльный шторм, ночью, привязанная линями (чтобы не смыло за борт), вся свободная от вахты палубная команда — боцман, плотник, матросы — занималась крепежом. Ведь если сдвинется с места хотя бы один паровоз, гибель судна неминуема! Такое, впрочем, случалось всего раза три, но впечатления остались на всю жизнь. Команда всегда была начеку. В отличие от Полярных конвоев в Мурманск и Архангельск, на Дальнем Востоке суда отправлялись в автономное плавание без военного эскорта, что делало их возможной добычей подводных лодок противника. Поэтому весь флот имел артиллерию и военную команду во главе с офицером ВМФ. На теплоходе «Старый большевик» имелось два 76-мм орудия (кормовое и носовое) и 4 спаренных «Эрликона». Все члены команды были расписаны по боевым постам и орудиям. Во время каждого рейса проводились учебные тревоги со стрельбой по сброшенным за борт целям, закрепленным на плотах. Рейсы в Америку длились от одного до полутора месяцев. Теплоход «Старый большевик» из-за специфики своего генерального груза (паровозы) в основном ходил под погрузку в порты Портленд, Сиэтл и Ванкувер. Разгружались во Владивостоке. Флот работал по строгому графику. Из Владивостока путь лежал через пролив Лаперуза, Охотское море, Курильские проливы в Тихий океан и далее на Алеутские острова. Там, в Дигхаборе, получив от американцев новые маршруты и морские карты, шли далее в соответствии с характером грузов. Морской флот Приморья обеспечивал военно-экономические связи СССР с союзниками. Основная тяжесть легла на Владивостокский порт, железнодорожный узел и Дальневосточное пароходство. Тихоокеанский флот получил по ленд-лизу 250 боевых кораблей, сухогрузов «Либерти» и наливных судов типа «Виктория», а также два новых ледокола дизель-электроходы «Северный полюс» и «Северный ветер» с 6-месячным ресурсом автономного плавания. Торговые суда плавали круглогодично в самых неблагоприятных метеорологических и навигационных условиях, с честью выполняя свой долг. За годы войны на Дальневосточное пароходство приходится более 70% всех перевозок морского транспорта СССР. С 1941 по 1945 гг. было перевезено 12 млн. тонн грузов, в том числе 7,95 млн. тонн импорта — нефтеперерабатывающие заводы, паровозы, энергопоезда, котельные и электрооборудование, прокатные станы, спирт, бензин, различные масла, продовольствие разных видов, обувь, кожа, сукно, инструменты и приборы. На теплоходе «Старый большевик» я проработал более года. Затем пришлось ходить на теплоходах: «Ленинград», «Колхозник» и «Циолковский», обслуживавших перевозки по Северному морскому пути. Караваны сопровождались ледокольным флотом. Доставлялись различные грузы для зимовщиков и промпредприятий в порты: Тикси-Амбарчик-Певек, бухту Провидения, на Камчатку, Сахалин, Магадан, Ванино, Сов. Гавань, Находка и др. Разгрузку и погрузку в портах захода производили ускоренным методом, в работах участвовал и экипаж. Нас торопили сроки. Иногда грузы из США доставлялись в ближайший порт, где не было не только железных, но и вообще дорог (лишь бы доставить груз в Советский Союз). Вглубь страны груз перевозили другими судами. Так, однажды, по несогласованности плановиков флота, в порту Петропавловска-Камчатского в Авачинской губе скопилось до 40 судов в ожидании разгрузки. Порт задохнулся, и только вмешательство начальника ГУСМП адмирала И. Д. Папанина способствовало нормализации обстановки. Война победно окончилась, в 1946 году я разыскал свою мать, рассчитался с Дальневосточным государственным морским пароходством и уехал в Ленинград. Об авторе: Гончаренко Тарас Львович, 1928 г. рожд. После Великой Отечественной войны получил высшее медицинское образование, работал в районах Крайнего Севера. С 1989 года — зам. ген. Директора ЦНДСИ АН; зам. директора Института Технической Физики РАН; на пенсии — с 1996 г. Активный член СПб РОО «Арктический конвой».
комментарии: 0 | просмотров: 245 | раздел: Арктический конвой

Добавление комментария

Использование материалов сайта с только разрешения автора и с активной ссылкой на сайт