Морская авиация Северного флота, и в частности самолеты истребители, предназначались для прикрытия с воздуха от ударной авиации противника наших кораблей, базирующихся в портах Кольского залива, конвоев союзников при переходе морем и при разгрузке их в портах Мурманска (Роста). При этом особое место занимало прикрытие союзных конвоев, доставлявших в СССР большое количество боевой техники: танки, самолеты, артиллерийское вооружение, автотранспорт, продовольствие и другие ценные грузы. В боевом расчете ВВС СФ находился сформированный 29 декабря 1939 года по приказу НКО СССР 72-й смешанный авиаполк, впоследствии удостоенный чести носить имя 2-го Гвардейского истребительного авиационного Печенгского Краснознаменного полка имени Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова (наименования «Печенгский» полк удостоен в октябре 1944 года за активное участие в боях за освобождение Печенгской области). На вооружении полка поначалу находились отечественные самолеты типа: И-15 бис, И-16, И-153 (Чайка), МИГ-3 с ограниченным радиусом действия и недостаточным вооружением. Дополнительно в ходе войны были сформированы два авиаполка 78-й и 27-й, па вооружение которых поступили иностранные самолеты типа «Харрикейн». 2-й Гвардейский авиаполк также полностью перевооружился на самолеты типа «Китихаук», «Томагавк» и «Аэрокобра» с улучшенными летно-техническими характеристиками и мощным стрелково-пушечным вооружением. При разделении 72-го полка на два вновь сформированных: 2-го Гвардейского и 9-го Гвардейского (минно-торпедного), командиром 2-го авиаполка был назначен Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов. С августа по декабрь 1941 года авиаполк проводил совместные боевые действия со 151-м авиакрылом Королевских ВВС Великобритании. В дальнейшем все боевые самолеты авиакрыла были переданы 2-му и 78-му Гвардейским авиаполкам. Морские конвои шли в Кольский залив очень интенсивно, поэтому Командованием Северного Флота истребительной авиации была поставлена задача — обеспечить надежное прикрытие конвоев в стомильной зоне и в Кольском заливе при разгрузке. С началом поступления иностранных самолетов Б.Сафонов четко и ясно поставил задачу перед летно-техническим составом: как можно быстрее собрать их, облетать над аэродромом и подготовить к боевым вылетам. А когда увидел подвесные баки с горючим, позволявшие значительно увеличить дальность полета, загорелся идеей их скорейшего использования. Для этого он первым лично облетал самолеты в воздухе и подобрал группу лучших летчиков, полетевших с ним на боевое задание. Идея была такая, используя возросший радиус действия, встретить конвой на большем удалении. На подходе сбросить подвесные баки и вступить в бой с самолетами противника, которые беспрепятственно расправлялись с конвоем, зная, что тот лишен авиационного прикрытия. Немцы, зная о малом радиуса действия наших истребителей, выпускали бомбардировщики без сопровождения истребителей, и те бомбили конвои как на полигоне. 30 мая 1942 года Сафонов назначил боевой вылет на прикрытие конвоя PQ-16, находившегося в Баренцевом море. В составе 4-х самолетов «Китихаук» вылетели: ведущий — Сафонов, ведомые — зам. командира полка майор Кухаренко, командир 2-й эскадрильи капитан Покровский и зам. командира эскадрильи капитан Орлов. Взлет произвели в 9.00, установили связь с аэродромом и легли на боевой курс к конвою. В районе о. Кильдин ведомый Кухаренко обнаружил неисправность в моторе самолета и доложил об этом командиру. Получил приказ вернуться на аэродром, что он и сделал, произведя вынужденную посадку. На аэродроме осмотрели самолет — оказалось мотор погнал металлическую стружку. Группа Сафонова продолжала полет в составе трех самолетов. Внезапность задуманная Сафоновым осуществилась. Подходя к конвою PQ-16, Сафонов дал команду ведомым сбросить подвесные баки и атаковать самолеты противника самостоятельно, а сам пошел первым в атаку и передал по радио: «Уничтожил «стервятника», иду за вторым», сразу после этой атаки тревожно скороговоркой передал: «Подбит мотор, подбит мотор...» на этом связь с ним прервалась. По возвращению на аэродром ведомых Покровского и Орлова — по их докладам они сбили по одному самолету противника, с Сафоновым связь была потеряна и они в паре вернулись на аэродром. Вот так при неизвестных обстоятельствах погиб Герой Советского Союза командир полка Б.Ф. Сафонов. Существуют две версии его гибели: возможно при атаке его подбил стрелок или мотор дал перебои из-за стружки. Но это лишь предположение. 14 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета Сафонову Б.Ф. присвоено звание — дважды Герой Советского Союза (медаль № 1) Боевой счет 2-го Гвардейского авиаполка им. Б.Ф. Сафонова: Сбито в воздушных боях — 361 самолет Уничтожено на аэродромах — 47 самолетов 3. Потоплено в море и портах различных кораблей — 29. Уничтожено: 40 автомашин, 9 арт.батарей, 4 полевых орудия, свыше 2000 человек живой силы. 16-ти летчикам авиаполка присвоено звание Героя Советского Союза. 4-м летчикам: подполковнику Сафонову, майору Кухаренко, капитану Покровскому и майору Коваленко вручены высшие награды Великобритании (Английский крест). Командиру авиаполка подполковнику Сафонову впервые присвоено звание Дважды Герой Советского Союза (медаль под № 1). За весь период боевых действий на Северном Флоте в полку сменилось 5 командиров: Губанов, Сафонов, Туманов, Сгибнев, Маренко. Полк неоднократно обновлялся личным составом и боевой техникой — самолетами.